Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 21:26, реферат
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно считать простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.
План.
1. Введение
2. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство.
3. Брак.
4. Личные и имущественные отношения между супругами.
5. Patria potestas.
6. Литература.
В Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу имущество в самостоятельное управление. Такое имущество называлось peculium. Следует подчеркнуть, что пекулий- имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка. Пекулиарные отношения отца и сына во многом похожи на отношения по поводу рабского пекулия. Равным образом третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели к домовладыке такие же дополнительные иски, какие давались из сделок рабов.
В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. В случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти, и отец при этом не потребовал пекулий, то последний считается подаренным сыну.
В связи с выделением пекулия подвластному произошли и некоторые другие изменения. В связи с данной практикой было признано возможным установление "натуральных" обязательственных отношений между членами одной семьи. С течением времени наряду с этим видом пекулия появились иные, значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их полноценными участниками гражданского оборота. Например, военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принадлежал ему на праве собственности за некоторыми ограничениями и исключениями. С начала 4 века н. э. юридическое положение военного пекулия было распространено на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве адвоката. Наконец, с признанием права наследования детей после матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны paterfamilias имущество, унаследованное детьми от матери. В 4 в. н. э. это имущество было объявлено принадлежащим детям с правом paterfamilias на пожизненное пользование и управление им. Развитие завершилось постановлением, что paterfamilias сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства отца, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгоду для paterfamilias, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое осталось собственностью отца в силу недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Все остальные имущества принадлежат подвластному.
Отцовская
власть над детьми прекращалась только
со смертью домовладыки или
Наконец, стоит кратко рассказать об опеке и попечительстве.
Лицо sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека (tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами· , и попечительство (cura) над безумными, над минорами, над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный неспособен; попечитель же выражает свое согласие неформально, возможно даже неодновременно со сделкой.
Например, женщина, которая оставалась в зависимости от опекуна, не может составлять завещания без его согласия; в противном случае, завещание ее по гражданскому праву, будет недействительно.[20] [20]
1. Новицкий И. Б. Римское право. М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.
2.
Омельченко О. А. Основы
3. Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М.: Юристъ, 1996.
4. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. М.: Юрид. лит., 1991.
5. Всеобщая история государства и права/ под ред. К. Батыра. М.: Былина, 1995.
6. Косарев А. И. Римское право. М.: Юрид. лит., 1986.
7.
Черниловский З. М.
[1] [1] Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву, с. 63.
[2] [2] Косарев А. И. Римское право, с. 55.
[3] [3] Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского, с. 124.
[4] [4] Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву, с. 64.
[5]
[5] Омельченко О. А. Основы
[6] [6] Новицкий И. Б. Римское право, с. 63.
[7]
[7] Законы XII таблиц, таблица VI, п. 4.//
Черниловский З. М.
[8] [8] Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского, с. 127.
[9] [9] Там же, с. 130.
[10] [10] Омельченко О. Указ. соч., с. 133
[11] [11] Омельченко О. Указ. соч. с. 135.
[12] [12] Новицкий И. Б. Указ соч. с. 65.
[13] [13] Всеобщая история государства и права/ под ред. К. Батыра, с. 101.
[14] [14] Новицкий И. Б. Ука. соч. с. 66.
[15] [15] Омельченко О. Указ. соч. с. 139.
[16] [16] Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского, с. 140
[17] [17] Институции Гая, Книга 1, п. 109// Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, с. 57.
[18] [18] Омельченко О. Указ. соч. с. 139.
[19] [19] См. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву, с. 75.
· В XII таблицах сказано: "предки утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою. Исключение допускалось только для дев- весталок, которых римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки. Так оно было постановлено законом XII таблиц". (таблица V п.1)
[20]
[20] Институции Гая, книга II, п.
118// Черниловский З. М.