Семья и римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 21:26, реферат

Описание работы

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно считать простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.

Содержание

План.
1. Введение
2. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство.
3. Брак.
4. Личные и имущественные отношения между супругами.
5. Patria potestas.
6. Литература.

Работа содержит 1 файл

Рефер.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

         Семья и римское  право

 
 

       План.

  1. Введение
  1. Римская семья. Агнатическое и когнатическое  родство.
  1. Брак.
  1. Личные  и имущественные  отношения между  супругами.
  1. Patria potestas.     
  1. Литература.

       Введение

       Семья- ячейка общества. Видимо, мы не ошибемся, сделав утверждение, что от  благополучия каждой отдельной семьи будет в конечном итоге зависеть благополучие и поступательное развитие общества и государства в целом. Следовательно, роль ее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать при тщательном анализе какой- либо исторической ситуации.

       Целью нашей работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и брака как  способа ее создания в древнем Риме.

       Общий план введения требует сказать несколько  слов об источниках по данной теме. На наш взгляд, литературы по нашей теме предостаточно. Вопросы семьи и брака освещены в них достаточно полно. Конечно, мы не могли использовать все известные научные труды в работе над рефератом, но постарались выбрать наиболее общепризнанные. Особняком стоят XII таблиц.  Считалось, что это был основной источник публичного и частного права в Риме, поэтому мы не могли не обратиться к нему.

       Надеемся, результатом плодотворной работы над  данной темой будет глубокое понимание  вопросов римского семейного строя.

       I. Римская семья.  Агнатическое и когнатическое родство.

       Римский семейный строй Гай считал настолько  нетипичным, что называл его  "исключительным достижением" римского народа. Что позволяло ему говорить таким образом?

       Во- первых, несомненно, та власть, которую  отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все они именуются sui- "свои", тогда как отец семейства- sui iuris- "сам себе господин", "полноправный"[1] [1].

       Другое  отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась  не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет.

       Третья  особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье  рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи.[2] [2] В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу  мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.[3] [3]

       По  мнению З. Черниловского, понимание  таких понятий как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным.[4] [4] Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.д. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело  к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближало римскую семью к ее современной модели. На наш взгляд, об определении степени родства уместно будет рассказать в главе о браке.

       II. Брак.

       Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права." Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в  этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно- семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.[5] [5]

       Вплоть  до Юстиниана римское семейное право  различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство  мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака.[6] [6] Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

       В доюстиниановом праве различали  два вида брака, совершавшегося в  разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.

       Первым  видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой  жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если  сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

       Второй  вид брака- sine manu mariti, при котором  жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением  основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.  Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.[7] [7] По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias.[8] [8] Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали.

       Создавая  различный строй отношений между  мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению  одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.

       Основные  начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.[9] [9]

       Неоднозначное правовое происхождение института  брака в целом определило сложность  его юридической конструкции  в римском праве. Брак характеризуется:

       1. Взаимностью: в  него вступают  два партнера, причем, как мы выяснили, безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;

       2. Состоянием физической зрелости  и наличием определенных сексуальных  качеств партеров. Не может рассматриваться  в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а  также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

       3. Согласием партнера;

       4. Наличием половой связи между  партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;

       5. Стремлением партеров заключить  именно брачный союз;

       6. Постоянной совместной жизнью  супругов: партнеры в браке ведут  общее хозяйству, живут вместе  и т. п. 

       Отсутствие  любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.[10] [10] 

       Правовой  предпосылкой для заключения брака  было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании  не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.

       Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие  одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.

       Брак  в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся  (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо ) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).

       Собственно  заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение  обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

       Основным  моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные  правом последствия личного и  имущественного характера, признавался  увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали  заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей.[11] [11] С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему  происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

       Брак  признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между  теми боковыми родственниками, из которых  хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.[12] [12]

Информация о работе Семья и римское право