Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:40, реферат
Целью данной работы является доказать, что семья, как ячейка общества, является основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами работы являются:
определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка с особенностями психофизического развития;
выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе.
Введение 3
Культурологические аспекты изучения взаимодействия родителей с детьми 4
Классификация стилей и типов воспитания детей с умственной отсталостью 5
Методы воспитания 7
Положение ребёнка с умственной отсталостью в семье 7
Роль матери в воспитании умственно отсталого ребенка 9
Роль отца в воспитании умственно отсталого ребенка 10
Общие стратегии нормализации жизни семьи 11
Заключение 13
Литература 14
Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% - недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможность своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе. Воспитанием ребёнка занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев – отец и мать, а примерно в 6% семей ребёнок предоставлен сам себе.
В семьях дети с лёгкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в лёгкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, чем у родителей детей, развивающихся нормально. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистем, но и детскую т.к. не развиваются взаимоотношения с братьями и сёстрами. Ребёнок чувствует своё одиночество, отверженность в семье. Отцы практически отстраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, т.к. не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев умственно отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медико-генетическое консультирование и планирование семьи.
Среди детей
с нарушениями умственного
В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг другу и собственным детям.
Подавляющее
большинство семей,
Характерными
нарушениями родительского
Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребёнка, его возможности, а также с «фобией утраты ребёнка». Гипертрофированный страх за ребёнка передаётся от матери самому ребёнку, формируя у него «избегающее» поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идёт даже об элементах формирования самостоятельности у ребёнка. Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребёнок не оправдывает ожидания родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребёнка, его педагогической запущенности, отставания в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.
Недостаточная
отзывчивость родителей
Роль матери в воспитании умственно отсталого ребенка
Материнство - это не синоним женственности, а лишь одна из ролей женщины, одна из ее обязанностей. В отличие от отца на мать возлагается особая роль в семье. В чем же она заключается?
Мать – это зеркало в которое смотрится ребенок. Для него очень важен положительный пример матери. Она учит детей добру и любви, дает первые уроки человечности, душевного отношения к людям, поскольку обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.
Кроме воспитания детей, мать еще является и хозяйкой в доме. Она выполняет множество различных работ, связанным с домашним хозяйством.
В семье, где мать занимает доминирующее положение, это может отрицательно сказаться на отношении дочери или сына к своему отцу. Мать не должна лишать детей самого большого счастья – считать, что им достались лучшие родители.
Особенно важна для ребенка с умственной отсталостью поддержка добрым взглядом, улыбкой, приятным словом, используя разнообразные способы передачи чувств. Не отдаляться от детей, больше общаться с ними. В общении стараться не повышать голос, не оскорблять, не читать морали. Говорить ребенку, что он такой же как и все остальные нормальные дети, всеми силами помогать ему, формировать чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости и необходимости, позволять ему чувствовать себя свободным и самостоятельным.
Матери должны быть справедливыми по отношению к своим детям, стараться правильно реагировать на совершаемые ими поступки: не ругать и не применять физические наказаний, а во всем разбираться и пытаться понять причины плохого поведения. Не обвинять, вежливо и спокойно объяснить ребенку свое отношение к его поведению. Иногда его следует просто обнять, пожалеть, сказать ему несколько ласковых слов. И все «плохое» поведение ребенка прекратится. Ошибки ребенка и его поступки не должны влиять на любовь матери к нему.
Желательно чаще говорить «нестандартному» ребенку о своей любви, причем независимо от его успехов или провинностей. Он должен быть уверен, что даже ели принесет плохую отметку, любить его папа и мама меньше не станут.
Следует отметить, что болезнь ребенка зачастую отвлекает мать от общественно полезного труда, активной общественной жизни, приводит к сужению круга знакомых. Такая ситуация еще более усугубляет тяжелое психическое состояние родителей, ухудшает взаимоотношения матери и ребенка, нанося вред его воспитанию и нанося вред его дезадаптации.
Роль отца в воспитании умственно отсталого ребенка
Что делает мужчину хорошим отцом? Как отмечает психолог Л.М.Фридман, хороший отец – это прежде всего настоящий мужчина. Отношение отца к матери готовит детей к будущей половой и семейной жизни, учит их с любовью и уважением относиться к родным. Именно поэтому хороший отец всегда выступает сначала образцом настоящего мужчины и только потом – идеального мужчины.
В жизни ребенка отец выступает примером правильного поведения. Дети во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и др. Для детей с умственной отсталостью особенно важно, чтобы отец уделял им больше времени, помогал делать уроки, участвовал в совместном досуге, играл с ними.
В последнее время все более ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у них ещё больше (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Кроме того, в семьях, где мать играет доминирующую, авторитетную роль, у детей развиваются неврозы, снижается успеваемость, усиливаются страхи и тревожные состояния.
Своеобразные черты личности отца определяют характер его отношений с ребенком гораздо в большей мере, чем время, которое он ему уделяет. Для полноценного развития и воспитания ребенка в семье необходим институт отцовства. Отцовство – своего рода экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Находясь рядом с детьми, отец проявляет свои лучшие качества, такие, как доброта, верность, отзывчивость.
Мужчина, готовый к отцовству, не считает, что дети с недостатками в развитии могут обременять его больше, чем он ожидает. Он знает, что в течении многих лет они будут неумелыми, шумными, требующими постоянного внимания и ухода ; понимает, что они будут непременно ставить перед ним все новые и новые проблемы. Взаимоотношения с отцом во многом помогают развитию ребёнка.
Общие стратегии нормализации жизни семьи
Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила "в себя", не стеснялась своего больного ребенка.
В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать. Каждый ребенок является уникальной личностью. Нарушение интеллектуального развития - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей. Итак, вот основные моменты нормализации жизни семьи с «нестандартным» ребенком:
1.Не замыкаться в своем горе. Попытаться найти опору в родителях других детей с особенностями развития. Опыт других семей позволит преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
2. Не скрывать ничего от близких. Держать их в курсе проблем ребенка.
3. Находить и изучать
информацию о возможностях
4. Научиться справляться со своими чувствами.
5. Не забывать о себе и своих интересах.
6. Помогать другим
людям с аналогичными
7. Не забывать, что
ребенку родители нужны
8. Находить возможности
для собственного развития, а
также развития и совершенствов
Заключение
Итак, подводя итоги нашей работы можно с уверенностью сказать, что семья играет важную роль в воспитании ребёнка. Мы попытались раскрыть все стороны воспитания ребёнка с умственной отсталостью в семье. Именно семья помогает социализации ребёнка в обществе. Забота и внимание родителей помогает сформировать у ребёнка основные качества личности. Самое главное это ежедневный контакт с ребенком, эмоциональная устойчивость родителей, и наглядный пример любви, добра, помощи, справедливости. К таким детям нужно иметь терпение, верить в них и показать свою любовь к ним, ведь любовь творит чудеса.
Литература:
1.У.М. Мастюкова Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.
2.Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. - 1973. - №6
3. В.П. Волчок Психология семейного воспитания. Витебск. 2005.
4.В.П. Волчок Семейное
воспитание детей с
5.И.П.Подласый Педагогика. Москва. ВЛАДОС 1999.
Информация о работе Семейное воспитание детей с умственной отсталостью