Семейное воспитание детей с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:40, реферат

Описание работы

Целью данной работы является доказать, что семья, как ячейка общества, является основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами работы являются:
определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка с особенностями психофизического развития;
выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Культурологические аспекты изучения взаимодействия родителей с детьми 4
Классификация стилей и типов воспитания детей с умственной отсталостью 5
Методы воспитания 7
Положение ребёнка с умственной отсталостью в семье 7
Роль матери в воспитании умственно отсталого ребенка 9
Роль отца в воспитании умственно отсталого ребенка 10
Общие стратегии нормализации жизни семьи 11
Заключение 13
Литература 14

Работа содержит 1 файл

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

   Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% - недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможность своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются  в помощи специалистов в этом вопросе. Воспитанием ребёнка занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев – отец и мать, а примерно в 6% семей ребёнок предоставлен сам себе.

  В семьях дети  с лёгкими формами умственной  отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в лёгкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, чем у родителей детей, развивающихся нормально. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистем, но и детскую т.к. не развиваются взаимоотношения с братьями и сёстрами. Ребёнок чувствует своё одиночество, отверженность в семье.  Отцы практически отстраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, т.к. не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев умственно  отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медико-генетическое консультирование и планирование семьи.

   Среди детей  с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% - в семьях социального риска. Большинство родителей детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное среднее и среднее специальное образование. Почти ¼ семей, воспитывающих умственно отсталого ребёнка – многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приёмными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребёнка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.

   В 13% семей умственно  отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг другу и собственным детям.

    Подавляющее  большинство семей, воспитывающих  умственно отсталых детей, живут  за чертой бедности.

   Характерными  нарушениями родительского поведения  в случае рождения больного  ребёнка являются: потворствующая  гиперопека, стиль «фобия потери ребёнка» либо скрытая или открытая отчуждённость связанная с психической депривацией ребёнка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребёнка.

   Потворствующая  гиперопека может быть связана  с неверием в силы ребёнка, его возможности, а также с «фобией утраты ребёнка». Гипертрофированный страх за ребёнка передаётся от матери самому ребёнку, формируя у него «избегающее» поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идёт даже об элементах формирования самостоятельности у ребёнка. Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребёнок не оправдывает ожидания родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребёнка, его педагогической запущенности, отставания в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

   Недостаточная  отзывчивость родителей выражается  в несвоевременном и недостаточном  отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребёнка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создаёт ситуацию депривации и ещё более замедляет развитие ребёнка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери – необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребёнок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребёнка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

Роль матери в воспитании умственно отсталого  ребенка

Материнство -  это  не синоним женственности, а лишь одна из ролей женщины, одна из ее обязанностей. В отличие от отца на мать возлагается особая роль в семье. В чем же она заключается?

Мать – это зеркало  в которое смотрится ребенок. Для него очень важен положительный пример матери. Она учит детей добру и любви, дает первые уроки человечности, душевного отношения к людям, поскольку обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Кроме воспитания детей, мать еще является и хозяйкой в доме. Она выполняет множество различных работ, связанным с домашним хозяйством.

В семье, где мать занимает доминирующее положение, это может  отрицательно сказаться на отношении дочери или сына к своему отцу. Мать не должна лишать детей самого большого счастья – считать, что им достались лучшие родители.

Особенно важна для ребенка с умственной отсталостью поддержка добрым взглядом, улыбкой, приятным словом, используя разнообразные способы передачи чувств. Не отдаляться от детей, больше общаться с ними. В общении стараться не повышать голос, не оскорблять, не читать морали. Говорить ребенку, что он такой же как и все остальные нормальные дети, всеми силами помогать ему, формировать чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости и необходимости, позволять ему чувствовать себя свободным и самостоятельным.

Матери должны быть справедливыми  по отношению к своим детям, стараться правильно реагировать на совершаемые ими поступки: не ругать и не применять физические наказаний, а во всем разбираться и пытаться понять причины плохого поведения. Не обвинять, вежливо и спокойно объяснить ребенку свое отношение к его поведению. Иногда его следует просто обнять, пожалеть, сказать ему несколько ласковых слов. И все «плохое» поведение ребенка прекратится. Ошибки ребенка и его поступки не должны влиять на любовь матери к нему.

Желательно чаще говорить «нестандартному» ребенку о своей любви, причем независимо от его успехов или провинностей. Он должен быть уверен, что даже ели принесет плохую отметку, любить его папа и мама меньше не станут.

Следует отметить, что  болезнь ребенка зачастую отвлекает  мать от общественно полезного труда, активной общественной жизни, приводит к сужению круга знакомых. Такая ситуация еще более усугубляет тяжелое психическое состояние родителей, ухудшает взаимоотношения матери и ребенка, нанося вред его воспитанию и нанося вред его дезадаптации.

Роль отца в  воспитании умственно отсталого  ребенка

Что делает мужчину хорошим  отцом? Как отмечает психолог Л.М.Фридман, хороший отец – это прежде всего настоящий мужчина. Отношение отца к матери готовит детей к будущей половой и семейной жизни, учит их с любовью и уважением относиться к родным. Именно поэтому хороший отец всегда выступает сначала образцом настоящего мужчины и только потом – идеального мужчины.

В жизни ребенка отец выступает примером правильного  поведения. Дети во многом копируют образ  жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и др. Для детей с умственной отсталостью особенно важно, чтобы отец уделял им больше времени, помогал делать уроки, участвовал в совместном досуге, играл с ними.

В последнее время  все более ощутимым становится дефицит  мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у них ещё больше  (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Кроме того, в семьях, где мать играет доминирующую, авторитетную роль, у детей развиваются неврозы, снижается успеваемость, усиливаются страхи и тревожные состояния.

Своеобразные черты  личности отца определяют характер его  отношений с ребенком гораздо в большей мере, чем время, которое он ему уделяет. Для полноценного развития и воспитания ребенка в семье необходим институт отцовства. Отцовство – своего рода экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Находясь рядом с детьми, отец проявляет свои лучшие качества, такие, как доброта, верность, отзывчивость.

Мужчина, готовый к  отцовству, не считает, что дети с  недостатками в развитии могут обременять его больше, чем он ожидает. Он знает, что в  течении многих лет они будут неумелыми, шумными, требующими постоянного внимания и ухода ; понимает, что они будут непременно ставить перед ним все новые и новые проблемы. Взаимоотношения с отцом во многом помогают развитию ребёнка.

Общие стратегии  нормализации жизни семьи

Для более успешного  развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила "в себя", не стеснялась своего больного ребенка.

В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые  необходимо раскрыть, поддерживать и развивать. Каждый ребенок является уникальной личностью. Нарушение интеллектуального развития - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.  Итак, вот основные моменты нормализации жизни семьи с «нестандартным» ребенком:

1.Не замыкаться в  своем горе. Попытаться найти  опору в родителях других детей с особенностями  развития. Опыт других семей позволит преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

2. Не скрывать ничего  от близких. Держать их в курсе проблем ребенка.

3. Находить и изучать  информацию о возможностях обучения  и воспитания ребенка. Искать подходящие образовательные учреждения.

4. Научиться справляться  со своими чувствами.

5. Не забывать о  себе и своих интересах.

6. Помогать другим  людям с аналогичными проблемами.

7. Не забывать, что  ребенку родители нужны здоровые  и счастливые.

8. Находить возможности  для собственного развития, а  также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, подводя итоги  нашей работы можно с уверенностью сказать, что семья играет важную роль в воспитании ребёнка. Мы попытались раскрыть все стороны воспитания ребёнка с умственной отсталостью в семье. Именно семья помогает социализации ребёнка в обществе. Забота и внимание родителей помогает сформировать у ребёнка основные качества личности. Самое главное это ежедневный контакт с ребенком,  эмоциональная устойчивость родителей, и наглядный пример любви, добра, помощи, справедливости. К таким детям нужно иметь терпение, верить в них и показать свою любовь к ним, ведь любовь творит чудеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.У.М. Мастюкова Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.

2.Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. - 1973. - №6

3. В.П. Волчок Психология  семейного воспитания. Витебск. 2005.

4.В.П. Волчок Семейное  воспитание детей с особенностями  психофизического развития. Витебск. 2005.

5.И.П.Подласый Педагогика. Москва. ВЛАДОС 1999.

 


Информация о работе Семейное воспитание детей с умственной отсталостью