Сельский рынок труда и образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Сельский рынок труда и образование — взаимосвязанные и взаимозависимые отрасли. Результаты профессиональной деятельности образовательных учреждений напрямую влияют на ситуацию на рынке труда. В свою очередь, положение дел на рынке труда во многом определяет стратегию модернизации общеобразовательной и профессиональной школы.
Исследование, о котором идёт речь, — первое крупное социально-педагогическое исследование проблемы трудовых ресурсов для села в условиях современного капитализма в России, становления рыночной экономики, кризисных явлений в экономической и социальнои сферах. Его новизна - в социально-педагогическом подходе к изучению проблемы, предполагающем широкий охват пространства формирования трудовых ресурсов, выбор субъектов системы подготовки трудовых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 29.25 Кб (Скачать)

      В сельских школах действуют различные  трудовые объединения школьников. В 45,9% школ — это ученические производственные бригады; в 29,4% — экологические объединения; в 16,5% — учебно-опытные хозяйства; в 9,4% — производственные звенья; в 7,1% — подсобные хозяйства; в 5,3% —  школьные лесничества; в 0,6% — школьные фермерские хозяйства.

Половина  ученических производственных бригад являются структурными подразделениями  школы, около 15% работают при школе  на условиях хозрасчёта и полтора  процента — структурные подразделения  сельхозпредприятий.

      Несмотря  на то, что социально-экономические  перемены начала 90-х годов прошлого века крайне негативно повлияли на систему трудовой подготовки сельских школьников, многим педагогическим коллективам  не только удалось сохранить и  модернизировать проверенные временем формы трудоой деятельности школьников, привлечения их к производственному  труду, но и разработать и апробировать современные формы трудовой одготовки школьников - сельскохо-яиственные кооперативы, школьные фермерские хозяйства, производственные звенья.

      Хотя  процент занятости школьников в  сельскохозяйственных кооперативах, подсобных  и школьных фермерских хозяйствах, как уже сказано, пока довольно низок.

      Трудовой  подготовке способствует преподавание специального предмета «Сельскохозяйственный  труд» в 5-7-х классах. Во многих школах организована профессиональная подготовка с выдачей документа по специальности, преподаются профилированные курсы  биологии и химии. Предмет «Сельскохозяйственный  труд» в 5-7-х классах преподаётся  сегодня в 54% школ.

      Профессиональную  подготовку проходят 63% учеников, из них  — 9,2% на! базе межшкольных учебно-производственных комбинатов; столько же —| в условиях сетевой модели; 4,6% — па дистанционному обучению; 3% — на базе учреждений начального и среднее го профессионального  образования В сравнении с 2005 годом значительна сократилось  число сельских школ в которых  трудовая подготовка по сельскохозяйственному  профилю не проводится (с 18,0% до 9,4%).

      Какие формы сотрудничества школы и  сельхозпредприятий разных форм собственности  реализуются на практике? Наиболее распространена традиционная форма  — помощь школьников сельхозпредприятию в уборке урожая(35,9%). В наименьшей степени представлены такие формы, как совместная) работа школы и  сельхозпредприятия в организации  деятельности трудовых объединений  школьников (16,5%); помощь школе семенами, сельхозтехникой, удобрениями (15,3%); организация  трудовой практики учащихся на сельхозпредприятии (7,6%); совместная опытническая работа школы  и сельхозпредприятия (5,3%).

      Трудовую  подготовку учащихся II сельскохозяйственному      профилю и 54,5% школ финансируют управления образования; в 5,5% — крестьянские      (фермерские)       хозяйства, а в 3,6% — агропредприятия; 36,4% — другие. Более эффективно организовывать трудовую подготовку школьников мешает отсутствие добротной материально-технической базы, финансирования,  социального заказа, а также незаинтересованность учащихся   и   родителей,   неразвитость у подростков таких качеств, как трудоспособность, любовь к труду, отношение к нему как высшей ценности.

      Тем не менее большая часть учащихся (41,9%), по мнению директоров сельских школ, заинтересована в получении знаний и умений, необходимых для работы в личном подсобном хозяйстве, 14,2% — в получении сельскохозяйственной профессии и соответствующего документа; 12% сельских школьников хотят получить знания, которые помогут им поступить  в сельскохозяйственные учебные  заведения. В то же время третья часть  учащихся (31,8%) не заинтересована в трудовой подготовке по сельскохозяйственному  профилю.

      Да  и среди родителей более половины (53,8%) не связывают будущее своих  детей с сельскохозяйственным трудом, считают, что трудовая подготовка только мешает освоению их детьми образовательной  программы.

Вызывает  удивление отношение директоров сельских школ к подготовке их питомцев к сельскохозяйственному труду: подавляющее большинство руководителей  образовательных учреждений считают, что сельская школа должна давать лишь минимальный объём сельскохозяйственных знаний.

      При таком отношении к трудовой подготовке ребят в школе неудивительно, что из 66,7% сельских школ в профучилища  профессионального образования  сельскохозяйственного профиля  за последние три года поступило  всего несколько выпускников  школ. И только из 14,7% школ в эти  учреждения поступила одна треть  выпускников, а из 5,8% — более половины.

      Такой же грустной предстала и картина  трудоустройства выпускников. В  агропредпрития разных форм собственности  за последние три года из 65,4% школ поступило всего несколько человек, а 27,5% школ не дали ни одного работника агропредприятиям села. Треть выпускников 7% школ устроились на работу в агропредприятия различных форм собственности.

Кто же будет возрождать село? Кому модернизировать  его экономику? Несколько лет  назад в школах введено профильное обучение, которое при умелой организации  могло бы стать прекрасной    формой    профориентации, и  в первую очередь — на сельскохозяйственные профессии. Но в большинстве сельских школ введены естественнонаучный, физико-математический, соци-алъно-гуманитарный профили и  лишь в 6,5% — агротехнологический. Определяют профили обучения в 60,5% школ запросы    учащихся    и    родителей, в 14,5% — сама школа, исходя из имеющихся  ресурсов, в 11,8% профиль обучения также  определила школа, исходя из потребностей рынка труда. Минимальное число  профилей определено муниципальным  управлением образования.

      В организации профильного обучения только 10% школ сотрудничают с сельхозпредприятиями; 2,4% — с промышленными предприятиями  и 14% — с профучилищами и учреждениями среднего профессионального образования. Нормальному профильному обучению, помимо сказанного, мешает и недостаток материально-технических и финансовых ресурсов, квалифицированных кадров, а во многих случаях — и отсутствие нормативно-правовой базы.

      А ведь хорошая организация профильного  обучения даёт учащимся возможность  профессионально самопределиться (так  считают 34,7/6 директоров), лучше подготовиться  к поступлению в вуз, получить навыки до-профессиональной подготовки.

Комплекс  мер межотраслевого взаимодействия

      Что же, по мнению муниципальных образований, руководителей органов управления образованием и школ тех территорий, где проводился мониторинг, надо сделать, чтобы сельская школа стала полноценным  источником трудовых ресурсов для экономики  села, а её выпускники были конкурентоспособны на сельском рынке труда.

      Муниципальным органам целесообразно ввести в  практику межотраслевые советы по подготовке трудовых ресурсов для производственной и социальной сферы села с участием всех заинтересованных сторон — глав сельских поселений, работодателей, директоров центров занятости населения  и учреждений общего и профессионального  образования.

      В прежние времена во многих территориях  проводились районные смотры-конкурсы профессионального мастерства по сельскохозяйственным профессиям и профессиям социальной сферы, востребованным местным рынком труда.

      У руководителей муниципальных образований  есть мощный механизм повышения престижа человека труда, популяризации рабочих  и других профессий, востребованных сельским социумом, — это информационная политики, привлечение средств массовой информации.

      Местная власть может многое сделать для  привлечения работодателей к  их активному участию в подготовке кадров, в оценке её качества, к разработке учебных планов и программ по профильным, необходимым предприятиям профессиям; к предоставлению образовательного кредита на подготовку рабочих кадров необходимой квалификации; к дополнительному  финансировав нию подготовки направляемых на предприятия    выпускников    начального и среднего профобразования, к повышению их квалификации.                  

      У регионов есть ещё один эффективный  резерв разнообразных форм подготовки кадров для предприятий, организаций, поселений — это профессиональное обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования договору с предприятием; профессио-нальная подготовка в сельских общеобразовательных школах; работа центров; переподготовки трудовых ресурсов при; центрах занятости населения.

      Общеобразовательной школе предстоит кардинально  улучшить производственную ориентацию, подготовку выпускников к работе в селе в соответствии с потребностями агропромышленного комплекса региона и муниципального рынка труда.

      В каждом муниципальном образовании  есть возможности готовить предпринимателей, профессионалов, работающих в различных  сферах сельского? социально-экономического комплекса. Но для этого нужно  создавать условия. И делать это  не компанейски,  а постоянно, так  как развитие экономики села, благополучие его жителей теснейшим образом  связаны с качеством трудовой подготовки молодёжи с эффективной  деятельностью образовательных  учреждений.     
 

Категории:

Сельский  рынок труда, качество трудовой подготовки выпускников, патнерство с работодателями, роль муниципальной власти в качестве подготовки рабочих кадров. 

Вопросы:

  1. Какова задача исследования?
  2. Какие профессии являются наиболее востребоваными у молодежи?
  3. Какие формы сотрудничества школы и сельхозпредприятий разных форм собственности реализуются на практике?
 

Литература:

Гурьянова М. Сельский рынок труда и образование// социальная педагогика в России, 2010, № 2, с. 8.

Информация о работе Сельский рынок труда и образование