Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:19, контрольная работа
Сельский рынок труда и образование — взаимосвязанные и взаимозависимые отрасли. Результаты профессиональной деятельности образовательных учреждений напрямую влияют на ситуацию на рынке труда. В свою очередь, положение дел на рынке труда во многом определяет стратегию модернизации общеобразовательной и профессиональной школы.
Исследование, о котором идёт речь, — первое крупное социально-педагогическое исследование проблемы трудовых ресурсов для села в условиях современного капитализма в России, становления рыночной экономики, кризисных явлений в экономической и социальнои сферах. Его новизна - в социально-педагогическом подходе к изучению проблемы, предполагающем широкий охват пространства формирования трудовых ресурсов, выбор субъектов системы подготовки трудовых ресурсов.
В
сельских школах действуют различные
трудовые объединения школьников. В
45,9% школ — это ученические
Половина ученических производственных бригад являются структурными подразделениями школы, около 15% работают при школе на условиях хозрасчёта и полтора процента — структурные подразделения сельхозпредприятий.
Несмотря
на то, что социально-экономические
перемены начала 90-х годов прошлого
века крайне негативно повлияли на
систему трудовой подготовки сельских
школьников, многим педагогическим коллективам
не только удалось сохранить и
модернизировать проверенные
Хотя процент занятости школьников в сельскохозяйственных кооперативах, подсобных и школьных фермерских хозяйствах, как уже сказано, пока довольно низок.
Трудовой
подготовке способствует преподавание
специального предмета «Сельскохозяйственный
труд» в 5-7-х классах. Во многих школах
организована профессиональная подготовка
с выдачей документа по специальности,
преподаются профилированные
Профессиональную
подготовку проходят 63% учеников, из них
— 9,2% на! базе межшкольных учебно-
Какие формы сотрудничества школы и сельхозпредприятий разных форм собственности реализуются на практике? Наиболее распространена традиционная форма — помощь школьников сельхозпредприятию в уборке урожая(35,9%). В наименьшей степени представлены такие формы, как совместная) работа школы и сельхозпредприятия в организации деятельности трудовых объединений школьников (16,5%); помощь школе семенами, сельхозтехникой, удобрениями (15,3%); организация трудовой практики учащихся на сельхозпредприятии (7,6%); совместная опытническая работа школы и сельхозпредприятия (5,3%).
Трудовую подготовку учащихся II сельскохозяйственному профилю и 54,5% школ финансируют управления образования; в 5,5% — крестьянские (фермерские) хозяйства, а в 3,6% — агропредприятия; 36,4% — другие. Более эффективно организовывать трудовую подготовку школьников мешает отсутствие добротной материально-технической базы, финансирования, социального заказа, а также незаинтересованность учащихся и родителей, неразвитость у подростков таких качеств, как трудоспособность, любовь к труду, отношение к нему как высшей ценности.
Тем
не менее большая часть учащихся
(41,9%), по мнению директоров сельских школ,
заинтересована в получении знаний
и умений, необходимых для работы
в личном подсобном хозяйстве, 14,2%
— в получении
Да
и среди родителей более
Вызывает
удивление отношение директоров
сельских школ к подготовке их питомцев
к сельскохозяйственному труду:
подавляющее большинство
При таком отношении к трудовой подготовке ребят в школе неудивительно, что из 66,7% сельских школ в профучилища профессионального образования сельскохозяйственного профиля за последние три года поступило всего несколько выпускников школ. И только из 14,7% школ в эти учреждения поступила одна треть выпускников, а из 5,8% — более половины.
Такой
же грустной предстала и картина
трудоустройства выпускников. В
агропредпрития разных форм собственности
за последние три года из 65,4% школ
поступило всего несколько
Кто же будет возрождать село? Кому модернизировать его экономику? Несколько лет назад в школах введено профильное обучение, которое при умелой организации могло бы стать прекрасной формой профориентации, и в первую очередь — на сельскохозяйственные профессии. Но в большинстве сельских школ введены естественнонаучный, физико-математический, соци-алъно-гуманитарный профили и лишь в 6,5% — агротехнологический. Определяют профили обучения в 60,5% школ запросы учащихся и родителей, в 14,5% — сама школа, исходя из имеющихся ресурсов, в 11,8% профиль обучения также определила школа, исходя из потребностей рынка труда. Минимальное число профилей определено муниципальным управлением образования.
В
организации профильного
А
ведь хорошая организация
Комплекс мер межотраслевого взаимодействия
Что
же, по мнению муниципальных образований,
руководителей органов
Муниципальным органам целесообразно ввести в практику межотраслевые советы по подготовке трудовых ресурсов для производственной и социальной сферы села с участием всех заинтересованных сторон — глав сельских поселений, работодателей, директоров центров занятости населения и учреждений общего и профессионального образования.
В прежние времена во многих территориях проводились районные смотры-конкурсы профессионального мастерства по сельскохозяйственным профессиям и профессиям социальной сферы, востребованным местным рынком труда.
У
руководителей муниципальных
Местная
власть может многое сделать для
привлечения работодателей к
их активному участию в подготовке
кадров, в оценке её качества, к разработке
учебных планов и программ по профильным,
необходимым предприятиям профессиям;
к предоставлению образовательного
кредита на подготовку рабочих кадров
необходимой квалификации; к дополнительному
финансировав нию подготовки направляемых
на предприятия выпускников
начального и среднего профобразования,
к повышению их квалификации.
У
регионов есть ещё один эффективный
резерв разнообразных форм подготовки
кадров для предприятий, организаций,
поселений — это
Общеобразовательной школе предстоит кардинально улучшить производственную ориентацию, подготовку выпускников к работе в селе в соответствии с потребностями агропромышленного комплекса региона и муниципального рынка труда.
В
каждом муниципальном образовании
есть возможности готовить предпринимателей,
профессионалов, работающих в различных
сферах сельского? социально-экономического
комплекса. Но для этого нужно
создавать условия. И делать это
не компанейски, а постоянно, так
как развитие экономики села, благополучие
его жителей теснейшим образом
связаны с качеством трудовой
подготовки молодёжи с эффективной
деятельностью образовательных
учреждений.
Категории:
Сельский
рынок труда, качество трудовой подготовки
выпускников, патнерство с работодателями,
роль муниципальной власти в качестве
подготовки рабочих кадров.
Вопросы:
Литература:
Гурьянова М. Сельский рынок труда и образование// социальная педагогика в России, 2010, № 2, с. 8.