Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:18, доклад
В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со I способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое
В процессе воспитания необходимо побудить
ребенка к осуществлению
Сам ребенок активен уже с рождения, он
рождается со I способностью к развитию.
Он не сосуд, куда "сливается" опыт
человечества, он сам способен этот опыт
приобретать и творить что-то новое. Поэтому
основными душевными факторами развития
человека являются самовоспитание, самообразование,
самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание — это процесс усвоения
человеком опыта предшествующих поколений
посредством внутренних душевных факторов,
обеспечивающих развитие. Воспитание,
если оно не насилие, без самовоспитания
невозможно. Их следует рассматривать
как две стороны одного и того же процесса.
Осуществляя самовоспитание, человек
может самообразовываться.
Самообразование — это система внутренней
самоорганизации по усвоению опыта поколений,
направленной на собственное развитие.
Самообучение — это процесс непосредственного
получения человеком опыта поколений
посредством собственных устремлений
и им самим выбранных средств.
В понятиях "самовоспитание", "самообразование",
"самообучение" педагогика описывает
внутренний духовный мир человека, его
способность самостоятельно развиваться.
Внешние факторы — воспитание, образование,
обучение — лишь условия, средства пробуждения
внутренних сил, способностей ребенка
к развитию, приведения их в действие.
Вот почему философы, педагоги, психологи
утверждают, что именно в душе человека
заложены движущие силы его развития.
Самовоспитание — деятельность человека,
направленная на изменение своей личности
в соответствии с сознательно поставленными
целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самовоспитание предполагает определенный
уровень развития личности, ее самосознания,
способности ее к анализу при сознательном
сопоставлении своих поступков с поступками
Других людей. Отношение человека к своим
потенциальным возможностям, правильность
самооценки, умение видеть свои недостатки
характеризуют зрелость человека и являются
предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание предполагает использование
таких приемов, как самообязательство
(добровольное задание самом себе осознанных
целей и задач самосовершенствования,
решение сформировать у себя те или иные
качества); самоотчёт (ретроспективный
взгляд на пройденный за определенное
время путь); осмысление собственной деятельности
и поведения (выявление причин успехов
и неудач); самоконтроль (систе магическая
фиксация своего состояния и поведения
с целы предотвращения нежелательных
последствий).
Самовоспитание осуществляется в процессе
самоуправления, которое строится на основе
сформулированных человеком целей, программы
действий, контроля за выполнение программы,
оценки полученных результатов, самокоррекцией.
Самоопределение представляет собой сознательный
выбор человеком своего жизненного пути,
целей, ценностей, нравственных норм, профессии,
условий жизни.
К методам самовоспитания относятся :
самопознание, самообладание, самостимулирование.
Самопознание включает : самонаблюдение,
самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение,
самоконтроль, самоприказ, самовнушение,
самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение,
самоободрение, самопоощрение, самонаказание,
самоограничение.
Страница 1 - 3 из
3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.
Дети
от 3 до 6 лет (младший и средний дошкольный
возраст)
Дети
от 6 до 10 лет (старший дошкольный и младший
школьный возраст)
Личность -
целостная психологическая структура,
формирующаяся в процессе жизни человека
на основе усвоения им общественных форм
сознания и поведения. К психическим свойствам
личности относят характер, темперамент,
способности человека, совокупность преобладающих
чувств и мотивов его деятельности, а также
особенности протекания психических процессов.
Это неповторимое в своей индивидуальности
сочетание свойств у каждого конкретного
человека образует устойчивое единство,
которое можно рассматривать как относительное
постоянство психического облика или
склада личности.
В отечественной психологии перспективным
направлением изучения личности является
системно-деятельностный подход, который
видит реализующую общественные отношения
деятельность субъекта в качестве системообразующего
основания и движущей силы развития личности.
В ходе развития личности постоянно осуществляется
преобразование родовых, социально-типических
качеств личности в индивидуальные личностно-смысловые
ее качества.
В центре формирования личности лежит
процесс развития аффективно-потребностной
сферы, который проходит тот же культурно-исторический
путь, что и познавательные процессы, "интеллектуализацию",
"волюнтаризацию" и возникновение
на этой основе высших психических систем,
являющихся источником особой побудительной
силы, специфичной только для человека.
Наличие такого рода систем делает человека
способным к сознательной саморегуляции,
поэтому понятием личность обозначается
такой уровень развития человека, который
позволяет ему принимать самостоятельное
решение, управлять и обстоятельствами
своей жизни, и самим собой.
Человек, достигший полного развития личности,
приобретает способность ставить перед
собой жизненно важные цели и достигать
их, у него вырабатываются собственные
взгляды и отношения, собственные моральные
требования и оценки, которые делают этого
человека относительно устойчивым и независимым
от ситуативных воздействий среды.
Целостная структура личности, центром
которой является мотивационно-потребностная
сфера, обусловлена, прежде всего, ее направленностью.
Иерархическое строение этой сферы определяют
устойчиво доминирующие мотивы. Личность
в таком понимании представляет собой
относительно позднее образование, формирование
которого, однако, начинается очень рано
и проходит ряд последовательных этапов.
Каждый этап характеризуется возникновением
нового личностного образования, с которым
связаны все другие психологические особенности
детей данного возраста.
Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет.
Методика разработана
Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г. и предназначена
для диагностики особенностей отношения
ребенка к себе в период кризиса трехлетнего
возраста.
Для проведения исследования необходимо
подобрать несколько картинок с изображением
животных, растений, предметов и составить
вопросы для беседы с ребенком по их содержанию.
Исследование проводится индивидуально
с детьми 2- 3 лет. Оно состоит из поочередного
рассматривания картинок с изображением
животных, растений, предметов и ответов
ребенка на вопросы взрослого по их содержанию.
Ребенок встречается с экспериментатором
несколько раз в двух различных ситуациях,
в зависимости от которых взрослый демонстрирует
свое отношение к ребенку и его ответам:
I ситуация - отмечают и соответственно
оценивают только удачные ответы;
II ситуация - отмечают и оценивают
только неудачные ответы, за них ребенок
получает отрицательную оценку.
В каждой ситуации исследование проходит
ряд этапов:
I этап - общее доброжелательное и заинтересованное
отношение к ребенку перед рассматриванием
картинки;
II этап - во время беседы по картинкам
экспериментатор правильный ответ оценивает:
"Хорошо, ты это знаешь", неправильный
ответ: "Плохо, ты не знаешь этого";
III этап - общее доброжелательное и
заинтересованное отношение к ребенку
после рассматривания картинок.
Поведенческие реакции ребенка фиксируют
в таблице. Каждому виду реакции присваивается
следующее условное обозначение:
О - ориентировочные, Д - двигательные,
Э - эмоциональные, Р - рабочие.
Обработка данных.
Для определения эмоционального отношения
ребенка к себе сравнивают основные поведенческие
реакции малыша в 1 и 2 ситуациях. На этом
основании делают выводы о том, насколько
дифференцировалось общее отношение ребенка
к себе и конкретное, основанное на его
реальном достижении при решении задачи.
Определяют, как зависит эта дифференциация
от вида оценки и контекста отношений
со взрослыми.
Изучение проявления чувства гордости
за собственные достижения у детей 3 лет.
Методика разработана Гуськовой Т. В. и
Елагиной М. Г. и направлена на изучение
основных личностных новообразований
у детей в период кризиса трехлетнего
возраста.
Для проведение исследования необходимо
приготовить пирамидку, ее изображение
(образец) и конструктор.
Исследование проводится индивидуально
с детьми 2 лет 6 мес. - 3 лет 6 мес. Эксперимент
состоит из 5 серий, каждая из которых включает
3 задачи.
Например, первая серия включает задачи:
1) собрать пирамидку, используя картинку-образец;
2) построить домик из деталей конструктора
(без образца);
3) сложить грузовичок из деталей конструктора
(без образца).
Четыре другие серии строят аналогично,
чтобы выявить устойчивые характеристики
поведения ребенка по отношению к предметному
миру и взрослым.
За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения,
ребенок получает похвалу, за 2-ю - оценку
"сделал" или "не сделал", соответственно
своему результату, решение 3-й задачи
не оценивается. При затруднениях экспериментатор
предлагает ребенку помощь.
При обработке данных анализируют активность
детей в ходе выполнения заданий по двум
параметрам:
1) связь ребенка с предметным миром отражает
ценность достижений в осуществляемой
деятельности (принятие задачи, свидетельствующее
об интересе и мотивационной обеспеченности
деятельности, целеустремленность в выполнении
задачи), включенность в решение задачи
(глубина включенности в сам процесс деятельности),
оценка ребенком продуктивности своей
деятельности;
2) связь ребенка со взрослым отражает
самостоятельность в выполнении заданий
(отношение ребенка к помощи взрослого,
его эмоциональные проявления); поиск
оценки взрослого и отношение к ней.
Показатели активности оценивают по следующей
шкале:
при максимальной выраженности показателя
ребенку дается 3 балла,
при средней - 2 балла,
при низкой - 1 балл.
Таким образом, I уровень проявления активности
- 0-7 баллов, II уровень - 7-14 баллов, III уровень
- 14-21 балл.
Результаты подсчетов в сумме для всей
выборки показателей оформляют в таблицу:
Анализируют, как возрастает активность
ребенка в поиске оценки взрослого. Прослеживают
эмоциональные реакции при получении
или отсутствии оценки. Выясняют, появляются
ли аффективные формы поведения (преувеличение
своих достижении, попытки обесценить
неудачу) при неуспехе или отсутствии
оценки взрослым успеха ребенка.
Обобщая полученные результаты, детают
вывод о появлении такого личностного
новообразования, как "гордость за собственные
достижения" (оно интегрирует предметное
отношение к действительности, отношение
к взрослому как к образцу, отношение к
себе, опосредованное достижением).
В случае если исследование проводится
в группе детей, то представляется целесообразным
ввести возрастную градацию:
сравнить результаты по показателям активности
в зависимости от возрастной группы 2 г.
6 мес. - 2 г. 10 мес., 2 г. 10 мес. - 3 г. 2 мес. , 3
г. 2 мес. - 3 г. 6 мес.
Методика исследования детского самосознания
и половозрастной идентификации.
Методика разработана Н. Л. Белопольской
и предназначена для исследования уровня
сформированности тех аспектов самосознания,
которые связаны с идентификацией пола
и возраста. Предназначена для детей от
3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских
целей, при диагностическом обследовании
детей, при консультировании ребенка и
для коррекционной работы.
Стимульный материал.
Используются два набора карточек, на
которых персонаж мужского или женского
пола изображен в разные периоды жизни
от младенчества до старости (карточки-рисунки).
Каждый такой набор (мужской и женский
варианты) состоит из 6 карточек. Облик
изображенного на них персонажа демонстрирует
типичные черты, соответствующие определенной
фазе жизни и соответствующей ей половозрастной
роли: младенчеству, дошкольному возрасту,
школьному возрасту, юности, зрелости
и старости.
Исследование проводится в два этапа.
Задачей первого этапа
является оценка возможности ребенка
идентифицировать свои настоящий, прошлый
и будущий половозрастной статус на представленном
ему изобразительном материале. Другими
словами, проверяется способность ребенка
к адекватной идентификации своего жизненного
пути.
Процедура.
Исследование проводится следующим образом. Перед
ребенком на столе в случайном порядке
раскладываются все 12 картинок (оба набора).
В инструкции ребенку предлагается показать,
какому образу соответствует его представление
о себе в настоящий момент. То есть ребенка
просят: " Посмотри на все эти картинки.
Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?"
Можно последовательно указать на 2-3 картинки
и спросить: "Такой? (Такая?)". Однако
в случае такой "подсказки" не следует
показывать на те картинки, образ которых
соответствует настоящему образу ребенка
в момент исследования.
Если ребенок сделал адекватный выбор
картинки, можно считать, что он правильно
идентифицирует себя с соответствующим
полом и возрастом, что отмечается в протоколе.
Если же выбор сделан неадекватно, это
также фиксируется в протоколе. В обоих
случаях можно продолжать исследование.
В тех случаях, когда ребенок вообще не
может идентифицировать себя с каким-либо
персонажем на картинках, например, заявляя:
" Меня
здесь нет", эксперимент продолжать
нецелесообразно, так как даже идентификация
с образом настоящего у ребенка не сформирована.
После того как ребенок выбрал первую
картинку, ему дается дополнительная инструкция
показать, каким он был раньше. Можно сказать:
" Хорошо,
сейчас ты такой, а каким ты был раньше?".
Выбор фиксируется в протоколе. Выбранную
карточку располагают перед той, что была
выбрана первой, так, чтобы получилось
начало возрастной последовательности.
Затем ребенка просят показать, каким
он будет потом. Причем, если ребенок справляется
с выбором первой картинки образа будущего
(например, дошкольник выбирает картинку
с изображением школьника), ему предлагают
определить и последующие возрастные
образы. Все картинки выкладываются самим
ребенком в виде последовательности. Взрослый
может помочь ему в этом, но находить нужный
возрастной образ ребенок должен строго
самостоятельно. Вся полученная таким
образом последовательность отражается
в протоколе.
Если ребенок правильно (или почти правильно)
составил последовательность для своего
пола, его просят разложить в возрастном
порядке карточки с персонажем противоположного
пола.
На втором этапе исследования сравниваются
представления ребенка о Я-настоящем,
Я-привлекательном и Я-непривлекательном.
Процедура.
На столе перед ребенком лежат обе последовательности
картинок. Та, которую ребенок составил
(или последовательность, соответствующая
полу ребенка), лежит непосредственно
перед ним, а вторая немного дальше. В том
случае, когда составленная ребенком последовательность
существенно неполна (например, состоит
всего из двух карточек) или содержит ошибки
(например, перестановки), именно она находится
перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном
виде располагаются чуть в отдалении.
Все они должны быть в поле его или ее зрения.
Ребенка просят показать, какой образ
последовательности кажется ему самым
привлекательным.
Пример инструкции: " Еще раз внимательно посмотри
на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел
быть". После того как ребенок указал
на какую-либо картинку, можно задать ему
2-3 вопроса о том, чем этот образ показался
ему привлекательным.
Затем ребенка просят показать картинку
с самым непривлекательным для него возрастным
образом.
Пример инструкции: " А теперь покажи на картинках,
каким ты ни за что не хотел бы быть".
Ребенок выбирает картинку, и если выбор
ребенка не очень понятен экспериментатору,
то можно задать ему вопросы, уточняющие
мотивы его выбора.
Результаты обоих выборов фиксируются
в протоколе.
Для регистрации хода выполнения методики
рекомендуется использовать бланки протокола
(образец протокола). В них размечены позиции
правильной половозрастной последовательности,
против которых указывается выбор ребенка,
также зарезервированы позиции для отметки
положительных и отрицательных предпочтений.
Выбор "идентичного" персонажа отмечается
крестиком в кружке, остальных - простым
крестиком. Пропущенные позиции отмечаются
знаком минус, а при нарушении последовательности
в соответствующей позиции указываются
номера выбранных карточек.
Например, если дошкольник правильно идентифицировал
себя и свой предыдущий статус, но поставил
юношу позади мужчины, а карточку со стариком
отложил в сторону, то его результат записывается
в таблицу:
Выбранные привлекательные и непривлекательные
образы обозначают порядковым номером
картинки в последовательности:
Полезно регистрировать также непосредственные
высказывания и реакции ребенка в процессе
выполнения данной ему инструкции и его
ответы на вопросы экспериментатора о
мотивах того или иного выбора.
Интерпретация результатов.
Дети с нормальным психическим развитием
характеризуются следующей половозрастной
идентификацией.
Дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев)
идентифицируют себя с младенцем и не
принимают дальнейшей инструкции. Однако
уже к 4 годам почти все дети оказываются
способны идентифицировать себя с картинкой,
на которой изображен дошкольник соответствующего
пола.
Приблизительно 80% детей этого возраста
могут идентифицировать свой прошлый
образ с образом младенца на картинке.
В качестве "образа будущего" дети
выбирают разные картинки: от картинки
с изображением школьника (72%) до картинки
мужчины (женщины), комментируя это так:
" потом
я буду большой, потом я буду мама (папа),
потом я буду, как Таня (старшая сестра)".
Типичной для детей этого возраста является
половозрастная последовательность, отраженная
в табл.:
Начиная с 5 лет дети уже не делают
ошибок при идентификации своего реального
половозрастного статуса. Дети этого возраста
могут правильно построить последовательность
идентификации: младенец - дошкольник
- школьник. Около половины из них продолжают
построение последовательности и идентифицируют
себя с будущими ролями юноши (девушки),
мужчины (женщины), правда, называя последних
"папа" и "мама".
Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность,
отраженную в табл.:
А 20% детей этого возраста - более укороченную
последовательность:
Практически все дети в возрасте 6 - 7 лет
правильно устанавливают последовательность
идентификации от младенца до взрослого
(с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение
в идентификации себя с образом "старость".
Все дети 8 лет способны к установлению
полной идентификационной последовательности
из 6 картинок. Они уже идентифицируют
себя с будущим образом старости, хотя
и считают его самым непривлекательным.
Образ "младенца" также оказывается
для многих непривлекательным.
Дети 9 лет и старше составляют полную
идентификационную последовательность,
адекватно идентифицируют себя с полом
и возрастом.
Методика "Нарисуй себя".
Тест предназначен для детей 4-6 лет и направлен
на выявление уровня самооценки ребенка.
Среднее время выполнения задания
- 30-40 минут.
Необходимые материалы: стандартный
лист белой нелинованной бумаги, сложенный
пополам, четыре цветных карандаша - черный,
коричневый, красный и синий.
Первая страница остается чистой, здесь
после проведения работы записываются
необходимые сведения о ребенке. На второй,
третьей и четвертой страницах в вертикальном
положении сверху большими буквами напечатано
название каждого рисунка - соответственно:
"Плохой мальчик/девочка" (в зависимости
от пола ребенка), "Хороший мальчик/девочка",
"Я сам(а)".
Инструкция: " Сейчас мы с вами будем рисовать.
Сначала мы нарисуем плохого мальчика
или плохую девочку. Будем мы его рисовать
двумя карандашами - коричневым и черным.
Чем хуже будет мальчик или девочка, которого
вы нарисуете, тем меньше должен быть рисунок.
Совсем плохой займет очень мало места
Но все равно должно быть ясно, что это
рисунок человека".
После того как дети кончили рисовать,
дается следующая инструкция: " А
теперь мы нарисуем хорошего мальчика
или хорошую девочку. Рисовать мы их будем
красным и синим карандашом. И чем лучше
будет девочка или мальчик, тем больше
должен быть рисунок. Очень хороший займет
весь листок".
Перед третьим рисунком дается такая инструкция:
" На
этом листочке пусть каждый из вас нарисует
себя. Себя вы можете нарисовать всеми
четырьмя карандашами".
Схема обработки результатов.
1. Анализ "автопортрета": наличие
всех основных деталей, полнота изображения,
количество дополнительных деталей, тщательность
их прорисовки, "разукрашенность",
статичность рисунка или представленность
фигурки в движении, включение "себя
в какой-либо сюжет-игру" и т. п.
Исходное количество баллов - 10. За отсутствие
какой-нибудь детали из основных снимается
1 балл. За каждую дополнительную деталь,
"разукрашенность", представленность
в сюжете или движении начисляется 1 балл.
Чем больше баллов, тем позитивнее отношение
к рисунку, т. е. к себе (норма 11-15 баллов).
Напротив, отсутствие необходимых деталей
указывает на отрицательное или конфликтное
отношение.
2. Сопоставление "автопортрета" с
рисунком "хорошего" и "плохого"
сверстников по параметрам:
- Размер "автопортрета" (приблизительно
совпадает с "хорошим" - начисляется
1 балл, гораздо больше -
2 балла, совпадает с "плохим" - минус
1 балл, гораздо меньше - минус 2 балла, меньше
"хорошего", но больше "плохого"
- 0,5 балла).
- Цвета, использованные в "автопортрете"
(больше синего и красного цвета - 1 балл,
больше черного и коричневого цвета - минус
1 балл, цветов приблизительно поровну
- 0 баллов).
- Повторение на "автопортрете"
деталей рисунков "хорошего" или
"плохого" (одежда, головной убор,
игрушки, цветы, рогатка и т. д.). Общее количество
в целом больше совпадает с "хорошим"
ребенком - начисляется 1 балл, совпадение
полное - 2 балла. Общее количество больше
совпадает с "плохим" ребенком - минус
1 балл, совпадение полное - минус 2 балла.
Тех и других приблизительно поровну -
0 баллов.
- Общее впечатление о похожести "автопортрета"
на рисунок "хорошего" - 1 балл, на
рисунок "плохого" -
минус 1 балл.
Количество набранных баллов: 3-5 баллов
- адекватное позитивное отношение к себе,
больше - завышенная самооценка, меньше
- заниженная самооценка, отрицательный
результат (0 и меньше) - негативное отношение
к себе, возможно, полное неприятие себя.
3. Расположение "автопортрета" на
листе. Изображение рисунка внизу страницы
- минус 1 балл, если к этому и фигурка изображается
маленькой - минус 2 балла Такое положение
свидетельствует о депрессивном состоянии
ребенка, наличия у него чувства неполноценности
Наиболее неблагоприятным является расположение
фигурки в нижних углах листа и изображенной
в профиль (как бы стремящейся "убежать"
с листа) - минус 3 балла.
Рисунок расположен в центре листа или
чуть выше - 1 балл, рисунок очень большой,
занимает практически весь лист - 2 балла,
дополнительно к последнему еще и расположен
анфас (лицом к нам) - 3 балла.
Диагностика межличностных отношений.
Тест семейных отношений (для детей от
3 до 11 лет).
Данная диагностическая методика предназначена
для исследования особенностей взаимоотношения
ребенка и членов его семьи как основного
ядра возможной напряженности в семейных
межличностных отношениях.
Задача исследователя - помочь ребенку
включить по эмоциональным или логическим
причинам или исключить из семейного круга
важных лиц. При этом созданная им в тестовой
ситуации семейная группа не обязательно
должна соответствовать его социологической
семье. Полученное различие между идеей
семьи, выраженной ребенком, и его семьей
дает информацию о домашней эмоциональной
жизни ребенка.
Эмоциональный фон, играющий главную роль
в интерперсональных отношениях ребенка,
включает: сильные переживания любви или
ненависти, "сексуального или агрессивного"
в широком смысле этих слов, более слабые
переживания типа "нравится - не нравится",
"приятно - не приятно" и реакцию ревности
и соперничества. Он также включает переживания
ребенка, направленные на себя, "аутоэротические"
или "аутоагрессивные", и защиту против
осознания направленных на него чувств.
Переживания старших детей
различаются более тонко, чем чувства
младших. У маленьких детей переживания
чего-либо или любви к кому либо, неприятности
или сильной ненависти легко перетекают
из одного в другое.
В этом смысле тест изучает менее оформленные
отношения в работе с маленькими детьми.
Вариант для старших детей направлен на
исследование следующих отношений:
1) двух видов положительного отношения:
слабого и сильного. Слабые чувства связаны
с дружеским одобрением и принятием, сильные
- с "сексуализированными" переживаниями,
относящимися к интимному психическому
контакту и манипуляции,
2) двух видов отрицательного отношения:
слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью
и неодобрением, сильные выражают ненависть
и враждебность,
3) родительского потакания, выражающегося
вопросами типа " этого члена семьи мама
слишком балует",
4) родительской сверхопеки, представленной
в вопросах типа " мама беспокоится, что этот
человек может простудиться".
Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся
сверхопеки и потакания, представляют
две направленности чувств: исходят ли
чувства от ребенка и направляются другим
людям, или ребенок ощущает себя объектом
чувств других. Примером первой категории
будет: " я люблю прижиматься к этому
члену семьи". А примером второй -
"этот человек любит крепко обнимать
меня".
Вариант для маленьких детей содержит
следующие отношения:
1) положительные чувства. Оба вида исходят
от ребенка и переживаются ребенком как
исходящие от других,
2) отрицательные чувства. Оба вида исходят
от ребенка и переживаются им как исходящие
от других,
3) зависимость от других.
Тестовый материал.
Тест семейных отношений призван дать
конкретные представления о семье ребенка.
Он состоит из 20 фигур, представляющих
людей различных возрастов, форм и размеров,
достаточно стереотипных, чтобы воссоздать
различных членов семьи ребенка, и достаточно
двусмысленных, чтобы представить специфическую
семью. Присутствуют фигуры от дедушек
и бабушек до новорожденных детей. Это
дает ребенку возможность создать из них
свой семейный круг. Кроме представителей
семьи в тест включены другие важные фигуры.
Для тех вопросов, которые не соответствуют
ни одному члену семьи, приспособлена
фигура "никто".
Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие
почтового ящичка со щелью. Каждый вопрос
написан на отдельной маленькой карточке.
Ребенку говорится, что карточки содержат
послания и что его задача - положить карточку
в ящичек той фигуры, которой она соответствует
больше всего. Тестовая ситуация становится,
таким образом, игровой ситуацией, и тестовый
материал должен подготовить субъекта
к предстоящему эмоциональному реагированию.
Ребенок сидит в удобной позе недалеко
от фигур, представляющих его семью. Он
выбрал их из всего набора. Он и исследователь
видят в них семью ребенка. К ним обращаются
как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется
в течение всей тестовой ситуации.
Задача ребенка - подчиняться маневрам
теста. Его не просят проанализировать
сложный комплекс чувств, испытываемых
им к семье. От ребенка ожидается, что он
выразит себя в выборе эмоциональной позиции,
которая будет собрана из различных источников,
достаточных для того, чтобы понять основу
отношений ребенка. Вопрос, таким образом,
фиксирован. Но его место жестко не определено
и позволяется отдать вопрос фигуре "Никто".
Чувства, "брошенные" в фигуру, немедленно
исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего
следа. Таким образом, у ребенка отсутствует
зримое напоминание распределения его
любви или ненависти, и, следовательно,
чувство вины не мешает свободе самовыражения.
Процедура проведения исследования.
Комната, в которой проходит тестирование,
должна содержать стол для записи результатов
тестирования и стол, на который помещается
21 фигура теста. Все фигуры должны быть
поставлены перед входящим в комнату ребенком
и распределены в следующем порядке по
группам - 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек,
5 мальчиков, старик и грудной ребенок,
"никто".
На первом
этапе исследования необходимо выяснить,
кто составляет семью ребенка. Когда ребенок
вошел в комнату и контакт установился,
тестирующий задает ребенку следующие
вопросы:
1) расскажи мне о людях, которые живут
с тобой в доме;
2) расскажи мне, кто входит в твою семью.
Задача состоит в том, чтобы выяснить у
ребенка его концепцию семьи, и оба указанных
вопроса могут быть повторены и уточнены,
если это покажется необходимым. Люди,
упомянутые ребенком, вносятся в список
на листе бумаги. Этот лист не имеет специального
места, чтобы записать, что у ребенка есть
отец и мать. Но если приходит ребенок
из неполной семьи, то этот факт должен
быть отмечен в графе бланка.
Чтобы интерпретировать результаты теста,
важно знать, не умер ли один или оба родителя,
не разведены ли они и не живут ли раздельно,
не отсутствует ли временно один из родителей
и с кем ребенок живет сейчас. То же самое
нужно узнать о братьях и сестрах ребенка,
если они есть. Может случиться так, что
мать ребенка умерла, отец женился снова,
и ребенок говорит, что у него две мамы.
Для более точного понимания чувств ребенка
желательно обеих мам включить в тест.
Существует место на бланке для описания
других членов семьи, где такие мама и
папа могут быть отмечены.
То же самое место на бланке позволяет
отметить тетю или дядю, бабушку или дедушку,
кормилицу ребенка или старшую сестру.
Этот размеченный бланк также содержит
место для имен и возрастов братьев и сестер.
Если ребенок не знает, сколько им лет,
тестирующий может задать следующие вопросы:
" Он
больше, чем ты?", "Кто старше:
Саша или Оля?", "Саша ходит в школу
или он ходит на работу?".
На втором этапе исследования необходимо
установить семейный круг ребенка. После
того как тестирующий установил, кто составляет
семью ребенка, и записал членов семьи
на бланке, он говорит ребенку: "Мы
сейчас с тобой сыграем в такую игру. Ты
видишь все фигуры, которые там стоят?
Мы притворимся, будто некоторые из них
- члены твоей семьи".
Затем тестирующий подводит ребенка поближе
к фигурам, указывая на четыре женские
фигуры и спрашивает: " Как ты думаешь, кого из
них лучше сделать мамой?" Он дает
ребенку сделать выбор и указать на выбранную
фигуру, затем просит поставить ее на стол
или парту. Потом указывает на мужские
фигуры и спрашивает: "А теперь скажи
мне, кого из них лучше всего сделать папой?"
Выбранная фигура ставится ребенком на
тот же стол.
Затем экспериментатор указывает на фигуры
мальчиков и девочек (в зависимости от
пола испытуемого) и спрашивает: " Какой
из них тебе хотелось бы быть самому (ой)?",
- и фигура переносится на стол. Так продолжается
до тех пор, пока ребенок не поставит на
стол фигуры для каждого члена семьи. Если
ребенок хочет сделать несколько выборов,
ему разрешается это сделать. Он также
может включить забытых братьев, сестер,
бабушку.
Когда семейный круг составлен, тестируюмый
может сказать: " Теперь у нас все члены семьи
в сборе, но в нашей игре будет еще одна
фигура". Он вынимает фигуру "никто",
ставит возле членов семьи и говорит: "Имя
этого человека - "никто". Он тоже
будет играть. Сейчас я тебе расскажу,
что он будет делать".
Третий этап - исследование эмоциональных
отношений в семье. Ребенок усажен за стол
с фигурами на удобном расстоянии. Если
он хочет разместить фигуры в определенном
порядке, это разрешается сделать. Тестирующий
размещает вопросы теста кучкой перед
собой и говорит: "Видишь, здесь много
маленьких карточек с написанными на них
посланиями Я прочитаю тебе, что на них
сказано, и ты положишь каждую карточку
той фигуре, к которой она подходит больше
всего. Если послание на карточке никому
не подходит, ты отдаешь его "никому"
Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе
кажется, что послание подходит нескольким
людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту
карточки. А теперь внимание! Я повторяю:
если карточка подходит одному человеку
больше всего, ты кладешь эту карточку
той фигуре, если карточка не подходит
никому, ты даешь ее фигуре "никто",
если карточка подходит нескольким людям,
ты даешь ее мне".
Тестовая ситуация имеет тенденцию создавать
систему "защиты" против чувств, вызывающих
у ребенка ощущение вины. Эти защиты - обычные
способы защиты, видоизмененные ограничениями,
накладываемыми тестовым материалом.
Результаты теста могут обнаружить следующие
защитные механизмы:
1) отказ, т. е. ребенок отдает большинство
положительных и отрицательных пунктов
"никому";
2) идеализация, т. е. ребенок отдает преимущественное
количество вопросов положительного характера
членам семьи, в то время как большинство
отрицательных отдает "никому";
3) смешение, т. е. ребенок отдает большинство
пунктов периферическим членам семьи;
4) осуществление желаний, регрессия. Эти
защиты могут быть выявлены, если ребенок
направляет на себя большинство вопросов,
выражающих сверхпокровительственные,
сверхпотакающие чувства.
Результаты, полученные при проведении
теста в клинике, помогли обнаружить следующие
виды защит:
- проекция, т. е. ребенок преувеличенно
и нереально приписывает положительные
и отрицательные чувства и в то же время
отрицает их у себя;
- реакция формирования, т. е. ребенок подменяет
свои ответы противоположными в целях
скрыть слишком яркие положительные или
отрицательные чувства.
Если исследование показывает чрезмерное
проявление сильных положительных или
отрицательных чувств, мы можем говорить
о недостатке защищенности.
Оформление результатов.
Когда ребенок закончит задание, исследователь
забирает у фигур карточки и отмечает
на бланке, кому оказался адресован каждый
пункт. Обработка состоит в записи номеров
вопросов в соответствующих клеточках
и суммировании количества вопросов, которые
были присвоены каждому человеку, в пределах
каждой группы вопросов. Это покажет, сколько
"каждого вида чувств" направляется
ребенком каждому члену семьи.
Следующий шаг - оформление данных в таблицу.
В заключение записываются выводы, сделанные
на базе количественных и качественных
результатов.
Проведение теста обычно занимает 20-25
минут. Обработка полученных данных еще
около 15 минут.
В таблицу заносится структура семьи,
т. е. все те, кто был выбран на этапе установления
семейного круга ребенка, указываются
характерные особенности данного случая,
семейный статус ребенка, стиль воспитания,
а также номера карточек, полученных каждым
членом семьи.
Кроме общей таблицы методика дает возможность
проанализировать то, каким образом в
семье распределяются чувства между ее
членами. С этой целью определяемые опросником
различные виды отношений представляются
в виде таблицы:
Методика Рене Жиля.
Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.
Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р.Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого - ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.
1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.
2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:
отношение к матери,
отношение к отцу,
отношение к матери и отцу как к семейной
чете,
отношение к братьям и сестрам,
отношение к бабушке и дедушке,
отношение к другу,
отношение к учителю,
любознательность, стремление к доминированию,
общительность, отгороженность, адекватность.
Отношение к определенному
лицу выражается количеством выборов
данного лица, исходя из максимального
числа заданий, направленных на выявление
соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу
чисто проективных, она представляет собой
форму, переходную между анкетой и проективными
тестами. В этом ее большое преимущество.
Она может быть использована как инструмент
глубинного изучения личности, а также
в исследованиях, требующих измерений
и статистической обработки.
Ключ к методике Рене
Жиля
Стимульный материал к методике Рене Жиля.
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
2. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
3. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
4. А теперь размести нескольких человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или друг, товарищ, одноклассник.
5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
9. Решено преподнести одному человеку сюрприз.
Ты хочешь, чтобы это
сделали?
Кому?
А может, тебе все равно?
Напиши ниже.
10. Ты имеешь возможность уехать на несколько
дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только
два свободных места: одно для тебя, второе
для другого человека. Кого бы ты взял
с собой?
Напиши ниже.
11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
Напиши ниже.
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.
Ты пойдешь один?
Или с кем-нибудь?
Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот
человек?