Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:49, доклад
Одним из самых важных вопросов в деятельности классного руководителя является вопрос организации самоуправления в ученическом коллективе. В последние годы идет активный поиск и отработка новых моделей ученического самоуправления, которое помогает сформировать у учащихся такие качества, как инициативность, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, умение брать ответственность и отвечать за свои поступки, ставить цели и достигать их.
- дежурные по классу, школе, этажу не только выполняют свою работу, но и готовят сюрпризы по результатам своего дежурства;
- медицинская служба
класса фиксирует пропуски
- библиотечная служба
класса оказывает помощь
- дежурные по столовой
и гардеробу анализируют
- корреспондентская служба класса готовит материалы из жизни школы и класса для редколлегии школьной газеты; выпускает классные газеты по определенной теме или по результатам классных дел; организует выпуск устных журналов; участвует в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников;
- репортерская служба класса готовит фотосюжеты о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фотосюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотров знаний, в экскурсиях и поездках. Она занимается также оформлением альбомов, фильмов о классе, например: «Один день из жизни класса», «Последний день в школе в роли ученика» и т.п.;
- хозяйственная служба
класса отвечает за
- служба озеленения заботится о растениях класса и школы, о разведении редких зеленых насаждений; организует и проводит экскурсии на природу, организует «живые уголки»;
- служба сохранения
здоровья отвечает за
- сценарную группу
составляют учащиеся с
- аналитики класса
помогают классному
- диджейская группа
занимается досугом
- лидеры - это те, кто организует внеклассную жизнь младших школьников и в своем классе. Они представляют класс в общественных организациях школы и района; налаживают контакт с общественными молодежными организациями; готовят сообщения о молодежных акциях в районе и городе; помогают классному руководителю готовить общественные акции, дебаты, референдумы, дискуссии.
Хорошую помощь классному руководителю в организации ученического самоуправления окажет проверенная практикой методика И.П.Иванова:
Подготовка дел при помощи специально созданных для этого советов.
Работа инициативных групп (когда Организацией дела занимаются те, по чьей инициативе оно возникло).
Следование цепочке: коллективное целеполагание - коллективное планирование - коллективная подготовка - коллективное проведение - коллективный анализ и оценка
Сменяемость лидеров (дежурные командиры, бригадиры, председатели и пр.).
Вокруг любого классного дела может возникнуть самоуправление в форме временного совета дела. При этом организация дела проходит ряд этапов:
- объявление о конкурсе на лучший проект коллективного творческого дела;
- создание временной творческой группы по разработке проекта;
- определение лучшего проекта;
- складывание Совета (команды) Дела для претворения проекта в жизнь; .
- работа Совета Дела со всеми заинтересованными лицами;
- ориентирование результатов
Классный руководитель не просто помогает ребятам, поддерживает их инициативу - он должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его. Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: грамоты в конце учебного года за организацию и проведение классных дел, небольшие сюрпризы; фотографии активных организаторов, которые не только вpyчают на память, но и помещают в «летопись» класса и т.п. Можно наиболее активным ребятам-победителям в рейтинге классных дел вручать памятные медали. Они могут быть с профилем учащихся, с добрыми пожеланиями в их адрес и т.д.
Хорошей формой поощрения может стать и благодарственное письмо, которое написано от души, а не казенным языком. Интересны и праздники-чествования школьных активистов, где ребята тоже получают подарки и поздравления от учителей и администрацией школы.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие для классного руководителя.- М., 2000.
2. Алоева М.А., Бейсова В.Е. настольная книга классного руководителя. 5-8 классы. –Ростов н/д., 2004.