Самоуправление в классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:49, доклад

Описание работы

Одним из самых важных вопросов в деятельности классного руководителя является вопрос организации самоуправления в ученическом коллективе. В последние годы идет активный поиск и отработка новых моделей ученического самоуправления, которое помогает сформировать у учащихся такие качества, как инициативность, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, умение брать ответственность и отвечать за свои поступки, ставить цели и достигать их.

Работа содержит 1 файл

Доклад к РМО КР.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Одним из самых важных вопросов в  деятельности классного руководителя является вопрос организации самоуправления в ученическом коллективе. В последние годы идет активный поиск и отработка новых моделей ученического самоуправления, которое помогает сформировать у учащихся такие качества, как инициативность, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, умение брать ответственность и отвечать за свои поступки, ставить цели и достигать их.

Учить самоуправлению надо начинать в классном коллективе. Классному руководителю важно помнить, что смысл самоуправления не в управлении одних детей другими, а в обучении всех учащихся основам демократических отношений, получении ими в школе опыта организаторской, управленческой деятельности, в том, чтобы школьники учились брать ответственность на себя, отвечать за порученное дело, защищать свои права и интересы.

Научить детей самостоятельности - долгий и кропотливый труд. Чтобы самоуправление состоялось, педагогу необходимо создать такую атмосферу в классе, при которой у ребят появилось бы желание самим взяться за организацию своей жизни.

Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и, как  любое развитие, оно требует определенных условий. Эти условия известны:

1. Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворять свои психосоциальные потребности, необходимые для формирования психически и социально здоровой личности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самопроявлении, самоопределении и т.д.;

2. Присутствие и поддержка взрослых; мы бы назвали это отношениями поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры (сколько бы ни отстаивали школьники свою самостоятельность и независимость, если старшие, а это могут быть как педагоги, так и старшеклассники, предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самодеятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего);

3. Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

Все три условия тесно друг с  другом связаны, взаимообусловлены. Одно является условием и продолжением другого. Объединяют их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы две стороны, две силы, два полюса, которые образуют поле воспитания!

Физическое и психическое, психическое  и социальное, я и мир, отцы и дети, педагоги и воспитанники - вот вечные единства противоположностей, источники противостояния и борьбы и, стало быть, источники человеческой активности и развития, причина и условие общественного прогресса. В поле этого напряжения и становится возможным воспитание. Ибо только «через других мы становимся собой» (Л.С. Выготский).

Итак, отношения старших и младших, педагогов и учеников. Цель и сущность данного взаимодействия - передача опыта ответственности от старших  к младшим. Ответственность за собственное поведение, за последствия своих действий. Ребенок не рождается ответственным, ибо у него нет опыта. Воспитывает, как мы говорили выше, даже не воспитатель, а личный жизненный опыт воспитанника, опыт самореализации, которые ему воспитатель и организует. Причем опыт успешный, опыт победный, радостный.

Ответственность - новообразование личности многослойное и интегральное. Его не воспитаешь враз, целиком, в полной мере. Оно «нарастает» медленно, как годичные кольца на стволе дерева. В своих воспитательных планах на год классные руководители очень самонадеянно пишут: «воспитать ответственность», «воспитать интеллигентность», «воспитать честность». Эти качества (свойства) человека есть результат всего развития личности за долгие годы. Сюда вносят свою лепту и семья, и школа, и общество, и, самое главное, сам ребенок. И лучше, если все воспитатели знают, что такое ответственность, интеллигентность, честность, из каких «компонентов» они состоят, в каком «порядке» произрастают.

Я полагаю, что ответственность за свои поступки перед окружающими состоит прежде всего из понимания, что я не один, что я живу среди себе подобных, что мое поведение определенным образом влияет на окружающих. Так же, как и поведение окружающих сказывается на меня. Причем я должен быть уверен, что окружающие хотят мне добра и от меня ждут добра. Иначе быть не может. Ибо недоверие, подозрительность могут рождать только зло. Не случайно, согласно исследованиям Э.Эриксона, американского психолога, самым первым психическим новообразованием человека (в период первого года) являются при правильном воспитании базисное доверие, вера.

Ответственность включает в себя волю, как силу человека, способность противостоять трудностям жизни, контролировать свои реакции, эмоции, чувства, влечения и т.д. Ответственность невозможна без целеустремленности, т.е. способности ставить себе цели, планировать движение к ним, ждать, терпеть, верить. На этом свойстве возможно проектирование, прогнозирование своего поведения в жизни, а стало быть, способности саморегуляции, самовоспитания, самосовершенствования. Наконец, все это невозможно без способности саморефлексии, самокритики, самооценки, которые активно просыпаются в подростковом возрасте. В этом смысле под ростковый возраст - это поистине второе рождение человека, человека ответственного, т.е. способного, умеющего осознавать, оценивать, отвечать за себя. В детстве ребенок этого делать не может. Он переживает, потому что им недовольна мама. Младший школьник плачет, потому что им недоволен учитель. В подростковом возрасте у ребенка возникает психическое новообразование, которое можно назвать способностью самоанализу и нравственному раскаянию как способу самонаказания, самопринуждения. Так возникает важнейшее содержание человека, ядро личности - самосознание («Я-концепция»). Это штаб поведения человека, генератор мотивов. Мотивы - внутренние побуждения человека - есть важнейшая характеристика человека, тем более ребенка. Воспитанника необходимо судить и оценивать прежде всего по характеру мотивов. Если ребенок руководствуется положительными, социально ценными мотивами, он - хороший, нравственный. Даже в случае плохого поступка его можно и нужно простить.

Формы самоуправления могут быть самыми разнообразными, но их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его реализации, т.е. с появлением нового участка работы образуется новый орган самоуправления.

Подход, при котором  сначала создается сложная структура самоуправления, а затем придумывается, чем занять каждый ее орган, - это чистой воды формализм. Наиважнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов и т.п. В настоящие органы самоуправления. Это возможно только при коллективном поиске решения управленческих проблем самими учащимися.

Важным элементом организаторской  деятельности является коллективное творческое планирование работы ученических коллективов. Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем включения каждого в выработку решения. Принятое на собрании решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания. Для этого используется прием «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. Затем следует создать условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что способствует максимальной включенности участников собрания в выработку решения.

Наряду с постоянными  в ученических коллективах создают различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся.

тпомнить следующее:

- их создание определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

- решение о создании  этих органов принимается только  ученическим коллективом, общественными  организациями или их органами самоуправления;

- в состав временных  органов самоуправления входят  только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

- временные органы самоуправления, независимо от срока, на который они созданы, должны отчитаться перед коллективом в выполнении поставленных задач;

- осуществив решение  организаторской задачи, они прекращают свое существование.

 

 

 

Требования  к организации работы по развитию самоуправления

1. Социально значимая доминанта предполагает мобилизацию коллектива на реализацию единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и зависят от реализации основной цели, стоящей перед коллективом па данном этапе его развития.

2. Единство u оптимальное сочетание коллективных u личных интересов учащихся, что исключает противоречие между общими целями и личными интересами. Особенно на первом этапе становления ученического самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были ими отвергнуты как неприемлемые потому, что не соответствует их интересам.

3. Динамичная и вариативная структура органов самоуправления должна соответствовать целям деятельности учащихся; а содержание этих целей постоянно меняется в зависимости от стратегических и практических задач, стоящих перед ученическим коллективом.

Реализация данного требования предполагает состязательность и добровольность в формировании органов самоуправления, педагогическое стимулирование лидерства учащихся. Таким образом, необходим систематический поиск организационной структуры, которая сочетала бы в себе деятельность постоянных органов самоуправления, определенную Положениями и Уставом, и работу временных органов самоуправления, создаваемых коллективом для решения текущих задач. (При этом возможно изменение функций постоянных органов в зависимости от изменений стратегических задач.)

4. Отношения педагогов и учащихся строятся на основе сотрудничества, что требует соблюдения как педагогами, так и учащимися определенных правил (норм) отношений, делегированием учащимися реальных управленческих функций, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и ученического коллектива друг к другу.

Одним из существенных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности, включающей 3 главных структурных компонента:

1) информационный: учащимся в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач;

2) операционный: формирование организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Это осуществляется в процессе занятий в разных формах, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем;

3) управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий;

4) педагогическое  стимулирование лидерства: формирование у детей готовности к проявлению лидерских качеств. Однако проявление готовности быть лидером - необходимое, но недостаточное условие педагогического стимулирования лидерства. Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Важно создать поле деятельности, позволяющее реализовать эту возможность.

Важнейшими компонентами поля лидерства являются:

- стиль отношений в  группе, морально-психологический климат, в котором проходит жизнедеятельность  воспитанников;

- моделирование ситуаций, способствующих проявлению лидерского  потенциала у максимального числа  учащихся.

Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации деятельности класса, которая обеспечивает развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. В этой связи педагогической целью ученического самоуправления является демократизация жизни класса и формирование у школьников, готовности к участию в управлении обществом.

Процесс развития ученического самоуправления предполагает последовательный перевод класса из управляемой системы в самоуправляемую. Развиваясь в каждом из видов деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые решали раньше педагоги. Постановка управленческих задач во многом зависит от инициативы и самостоятельности учащихся. При этом степень их участия в управлении различными видами деятельности может быть неодинаковой. Например, самоуправление в досуговой деятельности может развиваться лучше, чем в учебной.

Сотрудничество педагогов и учеников является важным условием развития ученического самоуправления и зависит от цели, поставленной коллективом класса. Цель и вера в ее достижение - это и есть связующее звено между классным руководителем и учениками. Каждое дело должно быть проанализировано его участниками для более глубокого осмысления его значения, а также для укрепления сотрудничества внутри класса и с педагогами. Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только классным руководителем, но и всеми товарищами, они стараются вести себя достойно и выполняют задания более старательно.

Виды поручений  в классе

Всякое поручение само по себе интересно, но придумать для  него не стандартную и интересную форму можно и нужно.

Организация классных дел  требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнение очень значимы в жизни всего коллектива.

Чтобы определить, какие  поручения будут выполнять учащиеся в классе, можно вначале обозначить сферы приложения их сил. Для этого на доске учащиеся пишут слова, знаковые для определения будущих поручений. Например, библиотека, столовая, гардероб, спортивный зал, Совет школы, редколлегия школы, общественные органuзацuu, Научное общество, концерты, интеллектуальные марафоны и т.д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять. Например:

Информация о работе Самоуправление в классе