Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых. Проектно-творческая деятельность студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:17, реферат

Описание работы

Согласно новой образовательной парадигме, вне зависимости от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Одним из инновационных методов организации самостоятельной работы студентов является так называемый метод проектов. Зародившийся в 20-е годы прошлого столетия в Соединенных Штатах Америки, он вызывает все больший интерес у педагогов нашей страны, как на уровне средней, так и высшей школы.
Итак, данный реферат состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы, касающиеся самостоятельной работы студентов вообще, вторая глава посвящена проектно-творческой деятельности студентов.

Содержание

Введение 3
1. Самостоятельная работа студентов: понятие, значение, виды 4
2.Проектно-творческая деятельность студентов 7
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

СРС как развитие и самоорганизация личности обучаемых. Проектно-творческая деятельность студентов..doc

— 97.00 Кб (Скачать)

В процессе проектной  деятельности формируется ряд важнейших группы компетенций:

1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно привлекать знания из различных областей; умение самостоятельно найти информацию в информационном поле; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы.

3 Умения и навыки  работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников.

4. Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности.

5. Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс навыки интервьюирования, устного опроса.

6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Приведем виды заданий  для самостоятельной работы по педагогическим дисциплинам с применением метода проектов.7

  1. Составление программы профессионально-личностного развития студента-будущего педагога или модели индивидуальной педагогической деятельности.
  2. Разработка вариативной части учебного плана конкретного вуза или профильной школы (предложения по отбору специальных курсов и факультативов).
  3. Подготовка условного «макета» учебника по своей дисциплине.
  4. Выполнение и презентация постеров по актуальным проблемам обучения и воспитания. Постер-плакат, на котором в образно-символьной форме, в виде коллажа, в определенной последовательности раскрываются основные аспекты рассматриваемой проблемы: Что она из себя представляет? Где существует? Кто отвечает за ее решение? Почему ее надо решать? Какими способами?
  5. Составление карты дидактики. В ходе выполнения этого задания идет перекодирование, перевод учебной информации из вербальной в образно-символьную, развивается творческое мышление студентов в процессе называния дидактических объектов («Арена рейтингового контроля знаний», «Храм содержания образования»). Одним из главных критериев оценки такой работы является наибольшее количество уместного употребления дидактических понятий и персоналий.

Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни группы, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время.

Также проект можно рассматривать  и как альтернативный способ организации учебного курса по иностранному языку, что исключает традиционные принципы планирования и организации обучения. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления – в зависимости от поставленной цели. Наиболее яркими и уже классическими примерами таких проектов могут служить проекты «Создание путеводителя по городу для инвалидов» (Fried-Booth, 1986) и «Новое поколение выбирает… (исследование влияния американского образа жизни на привычки молодежи разных стран)» (Haines, 1989).

Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия  или заключительного задания урока учебника. Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.8

 

Заключение

 

Таким образом, самостоятельная  работа в целом и проектно-творческая деятельность в частности способствует развитию у обучаемых критического мышления, умения принимать самостоятельные аргументированные решения, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы,  а также учит работать в команде, выполняя различные социальные роли. То есть данный вид работы способствует формированию навыков, наличие которых не просто характеризует выпускника вуза как успешного молодого специалиста, соответствующего мировым стандартам, но и как личность, способную к самостоятельному мышлению и принятию решений. Ввиду переориентации образовательной парадигмы РФ с знаниевого подхода на деятельностный, эти умения можно считать основными при оценке востребованности того или иного специалиста на рынке труда, в том числе международном.

 

 

 

 

Список литературы

 

  • Компетентностная модель современного педагога. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. – 158 с.
  • Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие / Сост. Н.И.Мешков, Н.Е.Садовникова. – Саранск, 2010. – 80 с.
  • Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии  / Под ред. к.п.н. доц. М.Г Савельевой. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. – 256 с.
  • Наталья Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика.  // Интернет-ресурс http://www.itlt.edu.nstu.ru/
  • Интернет-ресурс: http://www.distant.ioso.ru/
  • Интернет-ресурс http://www.pedagogics-book.ru/

1 Интернет-ресурс http://www.pedagogics-book.ru/

2 Интернет-ресурс http://www.pedagogics-book.ru/

3 Компетентностная модель современного педагога. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009, С.141

4 Там же, С.95

5 Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие / Сост. Н.И.Мешков, Н.Е.Садовникова. – Саранск, 2010, С.43

6 Интернет-ресурс: http://www.distant.ioso.ru/

7 Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии  / Под ред. к.п.н. доц. М.Г Савельевой. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009, С. 18

8 Наталья Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика.  // Интернет-ресурс http://www.itlt.edu.nstu.ru/

 


Информация о работе Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых. Проектно-творческая деятельность студентов