Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:17, реферат
Согласно новой образовательной парадигме, вне зависимости от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Одним из инновационных методов организации самостоятельной работы студентов является так называемый метод проектов. Зародившийся в 20-е годы прошлого столетия в Соединенных Штатах Америки, он вызывает все больший интерес у педагогов нашей страны, как на уровне средней, так и высшей школы.
Итак, данный реферат состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы, касающиеся самостоятельной работы студентов вообще, вторая глава посвящена проектно-творческой деятельности студентов.
Введение 3
1. Самостоятельная работа студентов: понятие, значение, виды 4
2.Проектно-творческая деятельность студентов 7
Заключение 13
Список литературы 14
В процессе проектной деятельности формируется ряд важнейших группы компетенций:
1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно привлекать знания из различных областей; умение самостоятельно найти информацию в информационном поле; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы.
3 Умения и навыки работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников.
4. Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности.
5. Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс навыки интервьюирования, устного опроса.
6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Приведем виды заданий для самостоятельной работы по педагогическим дисциплинам с применением метода проектов.7
Примерами проектов по иностранному
языку, использующимися как форма внеа
Также проект можно рассматривать и как альтернативный способ организации учебного курса по иностранному языку, что исключает традиционные принципы планирования и организации обучения. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления – в зависимости от поставленной цели. Наиболее яркими и уже классическими примерами таких проектов могут служить проекты «Создание путеводителя по городу для инвалидов» (Fried-Booth, 1986) и «Новое поколение выбирает… (исследование влияния американского образа жизни на привычки молодежи разных стран)» (Haines, 1989).
Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия или заключительного задания урока учебника. Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.8
Таким образом, самостоятельная работа в целом и проектно-творческая деятельность в частности способствует развитию у обучаемых критического мышления, умения принимать самостоятельные аргументированные решения, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, а также учит работать в команде, выполняя различные социальные роли. То есть данный вид работы способствует формированию навыков, наличие которых не просто характеризует выпускника вуза как успешного молодого специалиста, соответствующего мировым стандартам, но и как личность, способную к самостоятельному мышлению и принятию решений. Ввиду переориентации образовательной парадигмы РФ с знаниевого подхода на деятельностный, эти умения можно считать основными при оценке востребованности того или иного специалиста на рынке труда, в том числе международном.
1 Интернет-ресурс http://www.pedagogics-book.ru/
2 Интернет-ресурс http://www.pedagogics-book.ru/
3 Компетентностная модель современного педагога. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009, С.141
4 Там же, С.95
5 Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие / Сост. Н.И.Мешков, Н.Е.Садовникова. – Саранск, 2010, С.43
6 Интернет-ресурс: http://www.distant.ioso.ru/
7 Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии / Под ред. к.п.н. доц. М.Г Савельевой. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009, С. 18
8 Наталья Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика. // Интернет-ресурс http://www.itlt.edu.nstu.ru/