Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:17, реферат
Согласно новой образовательной парадигме, вне зависимости от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Одним из инновационных методов организации самостоятельной работы студентов является так называемый метод проектов. Зародившийся в 20-е годы прошлого столетия в Соединенных Штатах Америки, он вызывает все больший интерес у педагогов нашей страны, как на уровне средней, так и высшей школы.
Итак, данный реферат состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы, касающиеся самостоятельной работы студентов вообще, вторая глава посвящена проектно-творческой деятельности студентов.
Введение 3
1. Самостоятельная работа студентов: понятие, значение, виды 4
2.Проектно-творческая деятельность студентов 7
Заключение 13
Список литературы 14
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Московский институт лингвистики”
Специальность «Педагогическое образование»
Дисциплина «Психология и педагогика высшей школы»
РЕФЕРАТ
на тему:
Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых. Проектно-творческая деятельность студентов.
Выполнила студентка 1 курса группы Пд51211
Кобзева Дарья Сергеевна
Проверила Колодко Оксана Алексеевна
МОСКВА 2012 г.
Содержание
Происходящие в российской экономике преобразования
обусловили повышение требований работодателей
к уровню квалификации работников. Все
больше осознается необходимость в специалистах,
способных к профессиональной самореализаци
Согласно новой
Одним из инновационных
методов организации
Итак, данный реферат состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы, касающиеся самостоятельной работы студентов вообще, вторая глава посвящена проектно-творческой деятельности студентов.
Самостоятельная работа
студентов наряду с аудиторной является
существенной частью учебного процесса.
Эта форма работы предназначена
не только для овладения дисциплиной,
она также важна для
Студенты высшей школы отличаются от лиц, получающих среднее образование, в числе прочего, степенью самостоятельности. В высшей школе преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов, а студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Ведь никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, данный вид работы воспитывает самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, что играет существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.
Обычно соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5.1 Такое соотношение основывается на огромной дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Так, самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности вообще, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей.
Существующие в вузах формы учебной деятельности студентов (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия) обусловливают формы самостоятельной работы и виды домашних заданий. Так, например, на установочных лекциях преподаватель разъясняет методы работы с первоисточниками, раскрывает проблематику темы, объясняет логику овладения ею, рекомендует литературу. Семинарские занятия должны быть рассчитаны на совершенствование умений поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений.
Правильная организация самостоятельной работы студентов способствует формированию активного субъекта учебной деятельности. Студент, хорошо владеющий этим навыком, отличается стремлением к саморазвитию, способностью самостоятельно планировать учебный процесс, ставить учебные цели, выбирать оптимальные пути их достижения; он умеет работать в коллективе на достижение общей цели, учиться и, в случае необходимости, переучиваться в послевузовский период своей жизни. Таким образом, самостоятельная работа становится стержневым компонентом учебного процесса. Однако простое увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе не приедет к желаемому результату. Чтобы самостоятельная работа была результативной, ее выполнение должно отвечать ряду требований. В их числе можно выделить следующие:
В части формирования
у студентов мотивации к
При подготовке задания преподавателю необходимо учитывать, что самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:
Поскольку наша страна перешла на двухуровневую систему обучения, необходимо упомянуть, что самостоятельная работа магистрантов имеет свои особенности. Безусловно, к таким работам предъявляются более высокие требования. Магистрант должен обладать готовностью пополнять профессиональные знания на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры; осуществлять рефлексию практического опыта; проводить опытно-экспериментальную работу, участвовать в инновационных процессах.3
Также отметим, что в наши дни студенты привыкли к избирательному и свободному восприятию потоков информации. Именно сеть, а не традиционная аудитория, все более становится сферой диалога и обмена знаниями.4 Современные студенты часто не имеют привычки и желания учиться последовательно, по учебникам. Они скорее склонны к обучению в форме участия, экспериментирования, социальной практики. В связи с этим модели и виды самостоятельной работы студентов претерпевают значительные изменения. Новейшие подходы к организации самостоятельной работы предполагают, что студенты разбирают не только искусственные ситуации, но и реальные практические задачи, учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения, формируют собственную профессиональную позицию.
Контроль результатов
С переходом на новую
образовательную парадигму
Проектно-творческая деятельность студентов – это одна из форм самостоятельной работы студентов, направленная на решение учебных и научных проблем, творческих (исследовательских) задач и заданий, выполнение (решение) которых осуществляется студентом преимущественно самостоятельно на основе педагогических методов и средств проблемного и эвристического обучения.5
Этапы этой деятельности:
Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у студентов, формирование ключевых компетенций. Необходимо не передать студентам знания, а научить их приобретать эти знания самостоятельно и уметь пользоваться этими знаниями для решения реальных практических задач.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя «готовых знаний» он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в аудитории, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Проект может выполняться как индивидуально, так и в парах или группах. При этом групповая работа усиливает фактор мотивации, повышает эффективность поисковой и познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.
Как содержание, так и форма студенческих проектно-творческих работ отличается большим разнообразием, чем традиционная учебная деятельность, а тематика может варьироваться в соответствии с пожеланиями студентов. Даже защита проекта может стать увлекательным процессом, включать в себя элементы игры или шоу.
Профессор Полат Е.С. по признаку доминирующей в проекте деятельности предлагает следующую классификацию проектов:6