Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 03:55, реферат
Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
1.Самосовершенствование человека как цель и основа его жизнедеятельности.
2. Акмеологические основы самосовершенствования личности.
3. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.
4. Сила личности как фактор личностного самосовершенствования.
б) найти в возможном отрицательном явлении положительное переживание, а если его нет, то придумать.
В нашем случае это может быть время выполнения работы: «В прошлый раз на эту работу у меня ушло 1 час 15 минут. Интересно, смогу ли я сегодня уложиться в 1 час?» Выполнение необходимой работы уже осуществляется на положительном эмоциональном фоне и может принести удовлетворение.
И напротив, неудовлетворенность, связанная с работой на дому, ведет к накоплению неиспользованной энергии, которая при повторениях может стать неосознаваемой причиной повышенной раздражительности по отношению к членам семьи и коллегам, к выполняемой деятельности в целом.
Для того чтобы избегать накопления отрицательных переживаний, важно их тут же проанализировать. При этом следует помнить: и положительные, и отрицательные переживания в жизни — это естественный ее ход.
Переживаний избежать нельзя. Важны не сами переживания, а отношение к ним. Эти отношения могут быть неадекватными, когда люди «делают из мухи слона», либо, как страус, прячутся от проблем, отодвигая их решения.
Наиболее плодотворна стратегия, выраженная в форме: «Если не можешь изменить факт, то можешь изменить к нему свое отношение».
Откуда же берутся у человека негативные переживания по поводу, скажем, поведения коллег или замечаний администрации?
П. Вайнцвайг считает, что эти отрицательные эмоции имеют в своей основе единые психологические механизмы.
Страх возникает перед влиянием какого-то факта на ближайшее будущее человека. И чем ближе будущее, тем сильнее страх. Он вызывается предвидением лишения удовольствий или удовлетворения потребностей. Если в опыте человека имели место страдания из-за каких-либо лишений, в его сознании молниеносно «рисуется» картина страданий из-за возможного изменения существующего статус-кво к худшему.
Основной способ справиться со своим страхом — «размыслить» (П. Вайнцвайг) его сущность. Поразмыслив над сутью произошедшего, приходим к выводу, что в замечании Директора, управляющего возникает угроза запланированному будущему (получить, к примеру, внеочередной отпуск и др.). Но это уровень повседневных забот. Ближайшие планы, как и желания, можно и нужно менять, если возникает объективная невозможность их осуществления. При изменении желаний изменяется и само ожидаемое будущее.
Справиться с трудностями (препятствиями) — значит найти безвредный способ их миновать или просто обойти. Безвредным считают тот способ действия, который не причиняет вреда ни самому человеку, ни окружающим его людям и ведет к Достижению цели.
Свести до минимума душевные терзания по поводу трудностей, неприятностей, препятствий, выпадающих на долю человека, помогает библиотерапия, суть которой формулируется так: «Если есть проблема — прочти книгу, и найдешь выход из тупика».
Все трудности, неприятности можно воспринимать с конструктивной точки зрения и рассматривать их как стимул для увеличения силы своей личности. Преодолевая трудности, препятствия, человек становится сильнее. Значит, в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.
Итак,
относясь к трудностям, препятствиям,
«ударам судьбы» (Г.С. Альтшуллер) как
к некоему неизбежному и
Следующей составляющей силы личности П. Вайнцвайг считает самоконтроль. Самоконтроль — это способность человека контролировать свои действия и поступки, быть хозяином времени своей жизни, своей судьбы, карьеры. Он определяет сущность самоконтроля как преобразование хаоса негативных мыслей и чувств, уменьшающих жизненную энергию, в гармоническую структуру. Такое преобразование может осуществляться осознанно. В качестве составляющих самоконтроля П.Вайнцвайг называет, во-первых, храбрость; во-вторых, сострадание; в-третьих, терпение.
Очень бегло остановимся на этих качествах личности. Храбрость — это мужество, решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью. Следовательно, это готовность человека к преодолению препятствий, это его уважение к самому себе, готовность к встрече со своим будущим... Уже в самом факте готовности к преодолению трудностей «просвечивается» удовлетворенность собой за проявление мужества и решительность.
Сострадание
— это взаимопонимание и
Терпение — это и способность терпеть, и настойчивость, упорство, выдержка в каком-либо деле.
Терпение кто-то назвал «зимой наших чувств в ожидании их весеннего прорастания». Этот опоэтизированный образ неприятных жизненных коллизий помогает человеку направить ход его мыслей и чувств в психотерапевтическое русло, в котором нет обреченности на бесконечные страдания. Более того, такого рода препятствия, с которыми по ряду причин человек не может справиться сию минуту, можно рассматривать как трудности, преодолеть которые поможет само время.
Естественно, что такая установка эффективна при условии деятельностного подхода человека к своим проблемам. Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни результатов не принесет. В основе эффективного решения проблем лежит объективный анализ жизненных ситуаций, основанный на знании законов и закономерностей, их вызвавших.
Обида как эмоциональное состояние человека — сравнение его ожиданий с поведением окружающих по отношению к нему Человек склонен уподоблять их себе и ждет от них конкретных, определенных реакций на свои действия, сходных с его собственными. Так человек неосознанно моделирует ситуацию. Отклонение поведения других от его ожиданий порождает обиду, вызывает страдания.
Нейтрализовать обиду помогает глубокое осознание и понимание корней ее возникновения. Правомерны вопросы к самому себе: почему другие должны думать, как я? почему они не могут быть непохожими на меня? могут ли у них быть свои интересы?
Ответы на эти вопросы помогают «размыслить» обиду, оправдать «обидчиков», моделировать траекторию профессионального поведения с большей вероятностью.
Гнев, как правило, следует за чувством обиды. Это более агрессивная форма отказа другому в праве быть непохожим на меня, не соответствовать моему эталону, ожиданию, отказ другому в свободе быть таким, каков он есть.
«Размысливание» причины гневного состояния также идет по логике добровольного признания права человека быть самим собой, непохожим на других.
Самоконтроль — это развиваемая способность человека контролировать свои чувства и действия, не принося вреда себе, окружающим и решению поставленных задач. Самоконтроль можно рассматривать как психотерапию человека в общении с самим собой, как психогигиену его профессиональной деятельности, обеспечивающую ему профессиональное долголетие, успешную карьеру.
Другие составляющие силы личности, по П. Вайнцвайгу, — гармонизация отношений и способность к идеализации окружающей среды — сопоставимы с «достойной целью» (Г.С. Альтшуллер) и являются производными от вышепредставленных компонентов личностной силы — потребности преодолевать трудности и самоконтроля (Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990. - С. 16-42, 134-181).
Итак, жизнь и профессиональная деятельность человека, его карьера невозможны без самовоспитания в течение всей жизни.
В структуре карьеры человека значимую роль играет его имидж.
Имидж (от англ. image — образ) — эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж включает в себя как реальные качества человека, так и приписываемые ему.
Имидж может создаваться произвольно («Я такой, какой есть») и формироваться осознанно и целенаправленно. Чтобы включиться в «созидание себя», важно знать составляющие имиджа.
1-я группа — качества, формирующие имидж личности, образуют природные качества (лицо, рост), которыми важно уметь пользоваться;
2-я группа — социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие);
3-я
группа — образованность (нравственные
ценности, владение технологиями
принятия решений, разрешения
конфликтов, профессиональная
4-я группа — «рабочие» качества, связанные с ориентацией на достижения, с ответственностью, обязательностью.
Создание
своего имиджа и его поддержание
— это также процесс и
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения
1. Раскройте сущность силы личности и ее составляющих.
2. Определите сущность самоконтроля.
3. Охарактеризуйте понятие «имидж» и способы его создания.
4. Определите, с чего Вы начнете создание своего имиджа, какие функции самообразования будете актуализировать в первую очередь.