Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 03:55, реферат
Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
1.Самосовершенствование человека как цель и основа его жизнедеятельности.
2. Акмеологические основы самосовершенствования личности.
3. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.
4. Сила личности как фактор личностного самосовершенствования.
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
1.Самосовершенствование человека как цель и основа его жизнедеятельности.
2. Акмеологические основы самосовершенствования личности.
3. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.
4.
Сила личности
как фактор личностного
самосовершенствования.
1. Самосовершенствование человека как цель и основа его жизнедеятельности.
Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.
В
понятие «компетентность» сегодня
включается не только соответствие занимаемой
должности, способность решать профессиональные
задачи, но и открытость новому опыту,
способность принимать
Традиционно школа имеет дело с реалиями сегодняшнего дня: учащимися такими, какие они есть, с их сегодняшними интересами и ценностями, но готовит их для жизни в новых условиях. Эпоху, начавшуюся XXI веком, определяют как интеллектуально-информативную эпоху космопланетарного глобализма. В масштабном проекте «Образование мирового класса» прописаны основные жизненные роли, которые предстоит освоить уже выпускнику школы, чтобы быть востребованным и компетентным в обществе. Его первая роль — это реализовавшаяся личность, хорошо осознающая свои способности и потребности, последовательно использующая полученные знания для жизненных выборов, позволяющих вести здоровый образ жизни, продуктивную, наполненную самоосуществлением жизнь. Вторая роль — это личность со стремлением к поддержке других людей. Это жизненная роль человека, умеющего ценить взаимоотношения с другими людьми и развивать плодотворные взаимодействия в спектре семейных, личных, деловых связей как на уровне этнонационального сообщества, так и на международном уровне. В-третьих, это человек, находящийся в состоянии перманентного образования в течение всей жизни, способный постоянно приобретать новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. В-четвертых, это роль субъекта культуры, относящегося к культуре как ценности, понимающего ее значение для личности и общества. В-пятых, это высококвалифицированный работник, способный брать на себя ответственность за высокое качество производимого им продукта. В-шестых, это информированный гражданин, хорошо осведомленный в области права, истории, политики, экономики, социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью. Седьмая роль — защитник окружающей среды. Реализация человеком этой роли требует осознания сущностных взаимосвязей природных явлений и деятельности человека, ее природоохранного характера, что обеспечивает регулирование и увеличение природных ресурсов.
«Человек в системе образования» — это перманентное состояние человека XXI века. Подготовка человека, способного к самосовершенствованию в течение всей жизни, — важная задача образования.
Специфика профессиональной деятельности человека проявляется в том, что он постоянно рефлексирует относительно ранее усвоенных образцов деятельности, ценностных эталонов, концептуальных схем поведения. Компонентом профессиональной компетентности человека является его опыт самосовершенствования, то есть самовоспитания и самообразования..
Новые ценности приоритетов образования отразились в новых требованиях к специалисту. Появилось понятие «конкурентоспособная» личность, ведущими характеристиками которой являются: четкость целей и ценностных ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта.
Системообразующими компонентами личности, способной быть субъектом культуры XXI века, являются педагогическая позиция по отношению к себе и творческая направленность в любой деятельности.
Педагогическая позиция по отношению к самому себе — это устойчивая система отношений человека к своим способностям, возможностям, своей индивидуальности, побуждающая его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Подобная позиция обеспечивает самореализацию личности социально ценным способом в различных видах деятельности. Она проявляется в готовности и способности к личностному и профессиональному росту в течение всей жизни. Функциональными компонентами такой готовности являются: гносеологический (что человек знает), аксиологический (чем человек дорожит), творческий (что человек умеет), коммуникативный (с кем и как человек общается) и эстетический (чем человек восхищается) потенциалы личности.
Сущность профессиональной деятельности человека предполагает его непрерывную работу по саморазвитию и самотворчеству в пределах личностных возможностей. Продуктом ее являются, во-первых, рефлексивные способности, развитые до уровня высочайшей саморегуляции и проявляющиеся в деятельности по самосовершенствованию; во-вторых, способности предвидения как сущностная характеристика интеллигента, живущего в настоящем, но ориентированного на будущее; в-третьих, развитая способность к общению, диалогу; в-четвертых, способность организовать время своей жизни как пространство непрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования.
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения
1. В программном документе «Образование мирового класса» определены основные роли человека XXI века. Назовите и проранжируйте их в порядке значимости для себя.
2. «Способность к самообразованию и саморазвитию — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни», — считает В.И. Слободчиков. Разделяете ли Вы это утверждение? Ответ аргументируйте.
3. В
чем состоит сущность педагогической
позиции личности по отношению к самой
себе?
2. Акмеологические основы самосовершенствования личности.
Проблемы
самосовершенствования и
Акмеология (от греч. акме.- вершина) — наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.
В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).
Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.
Акмеология личности исследует закономерности достижения акме физического, интеллектуального и духовного развития человека.
Акмеологические характеристики специалиста — это внутренние побудители, обусловливающие потребность человека в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала в труде и продвижении к собственным вершинам профессионального совершенства.
Условием развития акме в сфере профессионального труда является целенаправленное развитие такого интегрального качества, шкинтрогенная активность, когда человек за счет своей постоянной работы, своего внутреннего мира стремится к самостоятельно выношенным решениям, к их обязательному осуществлению.
В студенческом возрасте интрогенная активность уже сформирована и обнаружила себя в момент принятия ответственного решения в выборе сферы профессиональной деятельности, в выборе вуза. Дальше это будет выбор уровня образования: бакалавр, специалист, магистр; затем — выбор места работы, должности в сфере профессиональной деятельности; и т. д. Акмеологическая характеристика личности, например, в профессиональной педагогической деятельности, связана с творческим ее уровнем и непрерывным самообразованием.
Как
отмечалось выше, «человек в системе
образования» — это перманентное
(постоянное, непрерывное) состояние
человека XXI века. Государственными институтами,
обеспечивающими возможность
Непрерывное образование в отечественной педагогической культуре рассматривается в нескольких контекстах: 1) это концепция, согласно которой образование охватывает всю жизнь . человека; 2) образовательная практика, представляющая собой непрекращающееся целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем; 3) образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, переподготовка в процессе смены профессий. В мировой педагогике синонимом непрерывного образования являются термины: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «возобновляющееся образование». Философские основы непрерывного образования разработаны Платоном и Аристотелем и рассматриваются как непрерывное духовное самосовершенствование личности.
Непрерывное образование включает в себя специально организованное обучение в учебных заведениях и самообразование.
Самообразование рассматривается обычно в двух значениях: как «самообучение», «самонаучение» и как «самосозидание», «достраивание себя», «практикование себя» (В.И. Слободчиков), «самосовершенствование».
Поскольку «самообучение» является частным случаем самообразования (самостоятельное обучение игре на гитаре, игре в шахматы и т. п.), подчинено тем же закономерностям, что и самообразование личности в целом, подробнее остановимся на анализе сущности самообразования как процесса самосовершенствования личности.
Самообразование в профессиональном бытии человека, в его непрерывном образовании выполняет роль связующего звена между профессиональной подготовкой и последующим повышением квалификации. Функции самообразования представлены в таблице 5.
Таким образом, самообразование реализует потребность профессионала быть состоятельной, независимой, конкурентоспособной личностью.
Самообразование может осуществляться как самосовершенствование специалиста и как «свободное движение в культуре, как полное, многостороннее, естественное бытие человека в знании» (А.С. Роботова).
Основным источником самообразования учащейся молодев жи является вся человеческая культура. Сгруппированные по целевым установкам источники самообразования представлены в таблице 6.
Таблица 5
Функции самообразования в профессиональной
деятельности
человека
Автор |
|
Роботова А.С | • Самообразование
выступает механизмом превращения
репродуктивной деятельности человека
в продуктивную;
• самообразование приближает специалиста к творческому уровню его самореализации в профессиональной деятельности |
Князева М.М. | • Экстенсивная
(накопление, приобретение новых знаний);
• ориентировочная (определение себя в образовательном пространстве вуза, культуры города, своего места в обществе); • компенсаторная
(преодоление недостатков • саморазвивающая (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей); • методологическая (формирование образа мира, своего места в мире, определение сути профессионального бытия педагога); • коммуникативная (установление связей между науками, специальностями); • сотворческая (доопределение, достраивание деятельностей до уровня творчества); • омолаживания
(преодоление инерции • психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни); • геронтологическая (поддерживание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма) |
Диденко В.Д. | • Компенсация
недостатков полученного • постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, ее технологиям; • непрерывное развитие творческого потенциала личности |