Самосовершенствование личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 03:55, реферат

Описание работы

Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе

Содержание

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

1.Самосовершенствование человека как цель и основа его жизнедеятельности.

2. Акмеологические основы самосовершенствования личности.

3. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.

4. Сила личности как фактор личностного самосовершенствования.

Работа содержит 1 файл

Самосовершенствование человека.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

      САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

      1.Самосовершенствование человека как цель и основа его жизнедеятельности.

      2. Акмеологические  основы самосовершенствования  личности.

      3. Карьера человека  как условие и  уровень его самореализации.

      4. Сила личности  как фактор личностного самосовершенствования. 

      1. Самосовершенствование  человека как цель  и основа его  жизнедеятельности.

      Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и  профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

      В понятие «компетентность» сегодня  включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные  решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни. В.И. Слободчиков определил это состояние как способность человека «превратить всю свою тотальность в предмет фактических преобразований. Для этого человеку необходимо овладеть методами работы с собой, практиками довооружения себя».

      Традиционно школа имеет дело с реалиями сегодняшнего дня: учащимися такими, какие они  есть, с их сегодняшними интересами и ценностями, но готовит их для  жизни в новых условиях. Эпоху, начавшуюся XXI веком, определяют как интеллектуально-информативную эпоху космопланетарного глобализма. В масштабном проекте «Образование мирового класса» прописаны основные жизненные роли, которые предстоит освоить уже выпускнику школы, чтобы быть востребованным и компетентным в обществе. Его первая роль — это реализовавшаяся личность, хорошо осознающая свои способности и потребности, последовательно использующая полученные знания для жизненных выборов, позволяющих вести здоровый образ жизни, продуктивную, наполненную самоосуществлением жизнь. Вторая роль — это личность со стремлением к поддержке других людей. Это жизненная роль человека, умеющего ценить взаимоотношения с другими людьми и развивать плодотворные взаимодействия в спектре семейных, личных, деловых связей как на уровне этнонационального сообщества, так и на международном уровне. В-третьих, это человек, находящийся в состоянии перманентного образования в течение всей жизни, способный постоянно приобретать новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. В-четвертых, это роль субъекта культуры, относящегося к культуре как ценности, понимающего ее значение для личности и общества. В-пятых, это высококвалифицированный работник, способный брать на себя ответственность за высокое качество производимого им продукта. В-шестых, это информированный гражданин, хорошо осведомленный в области права, истории, политики, экономики, социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью. Седьмая роль — защитник окружающей среды. Реализация человеком этой роли требует осознания сущностных взаимосвязей природных явлений и деятельности человека, ее природоохранного характера, что обеспечивает регулирование и увеличение природных ресурсов.

      «Человек  в системе образования» — это перманентное состояние человека XXI века. Подготовка человека, способного к самосовершенствованию в течение всей жизни, — важная задача образования.

      Специфика профессиональной деятельности человека проявляется в том, что он постоянно  рефлексирует относительно ранее усвоенных образцов деятельности, ценностных эталонов, концептуальных схем поведения. Компонентом профессиональной компетентности человека является его опыт самосовершенствования, то есть самовоспитания и самообразования..

      Новые ценности приоритетов образования отразились в новых требованиях к специалисту. Появилось понятие «конкурентоспособная» личность, ведущими характеристиками которой являются: четкость целей и ценностных ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта.

      Системообразующими  компонентами личности, способной быть субъектом культуры XXI века, являются педагогическая позиция по отношению к себе и творческая направленность в любой деятельности.

      Педагогическая  позиция по отношению к самому себе — это устойчивая система  отношений человека к своим способностям, возможностям, своей индивидуальности, побуждающая его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Подобная позиция обеспечивает самореализацию личности социально ценным способом в различных видах деятельности. Она проявляется в готовности и способности к личностному и профессиональному росту в течение всей жизни. Функциональными компонентами такой готовности являются: гносеологический (что человек знает), аксиологический (чем человек дорожит), творческий (что человек умеет), коммуникативный (с кем и как человек общается) и эстетический (чем человек восхищается) потенциалы личности.

      Сущность  профессиональной деятельности человека предполагает его непрерывную работу по саморазвитию и самотворчеству в  пределах личностных возможностей. Продуктом  ее являются, во-первых, рефлексивные способности, развитые до уровня высочайшей саморегуляции и проявляющиеся в деятельности по самосовершенствованию; во-вторых, способности предвидения как сущностная характеристика интеллигента, живущего в настоящем, но ориентированного на будущее; в-третьих, развитая способность к общению, диалогу; в-четвертых, способность организовать время своей жизни как пространство непрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования.

      Вопросы и задания для самопроверки и  обсуждения

      1. В программном документе «Образование мирового класса» определены основные роли человека XXI века. Назовите и проранжируйте их в порядке значимости для себя.

      2. «Способность к самообразованию и саморазвитию — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни», — считает В.И. Слободчиков. Разделяете ли Вы это утверждение? Ответ аргументируйте.

      3. В чем состоит сущность педагогической позиции личности по отношению к самой себе? 

      2. Акмеологические основы самосовершенствования личности.

      Проблемы  самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает  акмеология.

      Акмеология (от греч. акме.- вершина) — наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

      В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).

      Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

      Акмеология  личности исследует закономерности достижения акме физического, интеллектуального  и духовного развития человека.

      Акмеологические характеристики специалиста — это  внутренние побудители, обусловливающие потребность человека в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала в труде и продвижении к собственным вершинам профессионального совершенства.

      Условием  развития акме в сфере профессионального  труда является целенаправленное развитие такого интегрального качества, шкинтрогенная  активность, когда человек за счет своей постоянной работы, своего внутреннего  мира стремится к самостоятельно выношенным решениям, к их обязательному осуществлению.

      В студенческом возрасте интрогенная  активность уже сформирована и обнаружила себя в момент принятия ответственного решения в выборе сферы профессиональной деятельности, в выборе вуза. Дальше это будет выбор уровня образования: бакалавр, специалист, магистр; затем — выбор места работы, должности в сфере профессиональной деятельности; и т. д. Акмеологическая характеристика личности, например, в профессиональной педагогической деятельности, связана с творческим ее уровнем и непрерывным самообразованием.

      Как отмечалось выше, «человек в системе  образования» — это перманентное (постоянное, непрерывное) состояние  человека XXI века. Государственными институтами, обеспечивающими возможность непрерывного образования, самосовершенствования, являются: общеобразовательная школа, учебные заведения профессионального (профессионально-технического, среднего специального, высшего) образования, институты повышения квалификации и дополнительного образования.

      Непрерывное образование в отечественной  педагогической культуре рассматривается  в нескольких контекстах: 1) это концепция, согласно которой образование охватывает всю жизнь . человека; 2) образовательная  практика, представляющая собой непрекращающееся целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем; 3) образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, переподготовка в процессе смены профессий. В мировой педагогике синонимом непрерывного образования являются термины: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «возобновляющееся образование». Философские основы непрерывного образования разработаны Платоном и Аристотелем и рассматриваются как непрерывное духовное самосовершенствование личности.

      Непрерывное образование включает в себя специально организованное обучение в учебных  заведениях и самообразование.

      Самообразование рассматривается обычно в двух значениях: как «самообучение», «самонаучение» и как «самосозидание», «достраивание себя», «практикование себя» (В.И. Слободчиков), «самосовершенствование».

      Поскольку «самообучение» является частным случаем  самообразования (самостоятельное  обучение игре на гитаре, игре в шахматы  и т. п.), подчинено тем же закономерностям, что и самообразование личности в целом, подробнее остановимся на анализе сущности самообразования как процесса самосовершенствования личности.

      Самообразование в профессиональном бытии человека, в его непрерывном образовании выполняет роль связующего звена между профессиональной подготовкой и последующим повышением квалификации. Функции самообразования представлены в таблице 5.

      Таким образом, самообразование реализует  потребность профессионала быть состоятельной, независимой, конкурентоспособной личностью.

      Самообразование может осуществляться как самосовершенствование  специалиста и как «свободное движение в культуре, как полное, многостороннее, естественное бытие  человека в знании» (А.С. Роботова).

      Основным  источником самообразования учащейся молодев жи является вся человеческая культура. Сгруппированные по целевым установкам источники самообразования представлены в таблице 6.

        
 
 
 

      Таблица 5

      Функции самообразования  в профессиональной

      деятельности человека 

Автор
    Функции самообразования
Роботова А.С • Самообразование  выступает механизмом превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную;

• самообразование  приближает специалиста к творческому уровню его самореализации в профессиональной деятельности

Князева М.М. • Экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний);

• ориентировочная (определение себя в образовательном пространстве вуза, культуры города, своего места в обществе);

• компенсаторная (преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в общей культуре);

• саморазвивающая (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей);

• методологическая (формирование образа мира, своего места  в мире, определение сути профессионального бытия педагога);

• коммуникативная (установление связей между науками, специальностями);

• сотворческая (доопределение, достраивание деятельностей до уровня творчества);

• омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте);

• психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни);

• геронтологическая (поддерживание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма)

Диденко В.Д. • Компенсация  недостатков полученного образования;

• постоянная адаптация  к изменяющейся профессиональной деятельности, ее технологиям;

• непрерывное  развитие творческого потенциала личности

Информация о работе Самосовершенствование личности