Самообразование: сущность, пути развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

В отличие от идеала, цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущност¬ных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

Работа содержит 1 файл

САМООБРАЗОВАНИЕ.docx

— 42.85 Кб (Скачать)

Затем человек начинает на основе прочитанного и выбранного в  качестве образца для подражания осуществлять самостоятельные упражнения и тренировки.

Большая роль в процессе самообразования принадлежит также  выполнению человеком самостоятельных практических заданий.. Они позволяют шлифовать его профессиональные качества, проверять их в практической деятельности с учетом тех знаний, которые человек усвоил, и новой информации, получаемой о их проявлении в непосредственном процессе саморазвития.

И, наконец, всесторонне образованный человек постоянно следит за новыми достижениями в развитии общества в  ходе работы с аудиовизуальными средствами, накапливая, а затем и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития.

4. ПУТИ РАЗВИТИЯ В САМООБРАЗОВАНИИ

 

 

Следует отдавать себе отчет  в том, что самообразование не находит полного понимания в  современной дидактике и школе.

Современная дидактика считает  самообразование высшим этапом обучения. Достижение этого этапа является подтверждением ценности обучения, его  отсутствие в развитии личности ставит под вопрос ценности школьного образования.

Процесс подготовки молодежи к самообразованию состоит из трех этапов:

1) адаптация, реализуемая в основном школой;

2) интеграция обучения с самообразованием;

3) различные формы самостоятельной работы, связанные с творчеством.

 

 

    1. АДАПТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

Первый этап — является подготовкой к решению задач по самообразованию. На нее влияет вся система воздействия школы и собственной деятельности детей с целью:

— хорошего овладения детьми знаниями, умениями и навыками, создающими возможность контакта с культурой (чтение, письмо, счет);

— приобретения элементарных знаний о природе, обществе и культуре.

В настоящее время роль информации, путь к которой открывается прежде всего через чтение различных текстов, в жизни общества возрастает из года в год. Информационный сектор включает быстро развивающиеся профессии, которые занимаются созданием, переработкой и распространением информации, а также наиболее экономичным ее использованием.

Чтение считают сейчас творческим процессом. Оно включает все сложные мыслительные процессы, которые активизируются при интерпретации  понятий и значений, побуждаемой  узнаванием печатных символов.

Особенно важным является удачное преодоление ребенком трудностей первого этапа науки чтения. Умение хорошо читать основные слова, различать  буквы и слоги, производить анализ и синтез, воспринимать написание  букв, слов и предложений открывает  путь к беглому чтению.

Беглое чтение опирается  на точную идентификацию и узнавание  слов, на рост запаса слов и понятий, что способствует пониманию читаемого  текста и предотвращает путаницу в словах и значениях читаемого  текста, а также формированию мотивации  к чтению, заинтересованности читаемым текстом.

Хорошее владение умением  читать, так же как и писать, говорить или считать, является, как это  видно на примере чтения, результатом  многих рациональных действий, в настоящее  время, как правило, реализуемых  школой. Эти умения открывают дорогу к самостоятельному мышлению, к использованию  книг и журналов, к самостоятельной  жизни, к контактам с другими  людьми. Тем самым открывается путь к действительному самообразованию.

 

 

4.2 ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ С САМООБРАЗОВАНИЕМ

 

 

Интеграция обучения с  самообразованием, вторая стадия развития самообразовательного процесса, находится  на стыке адаптационной фазы и  полного самообразования. Как переходная стадия она совмещает в себе процессы и первого и второго типа. Адаптация основана на расширении и совершенствовании под руководством учителей умений, необходимых в социальной и культурной жизни, а также на ассимиляции системы знаний и ценностей из постоянно расширяющихся источников, в то время как самообразование — на самостоятельном поиске собственных путей, направляемых индивидуальными потребностями, заинтересованностями и устремлениями личности. Эта стадия включает все школьные годы и основана в лучшем случае на ступенчатом развитии, когда по мере перехода в старшие классы расширяются области автономии и элементов собственного творчества за счет обогащения содержания занятий повторно-ассимилятивного типа.

Важную роль в работе по самообразованию играют первые попытки, чаще предпринимаемые учащимися  еще в начальной школе, особенно тогда, когда молодой человек  не удовлетворен тем, что ему дает школа, когда он начинает самостоятельно искать ответы на вопросы и разрешать  возникающие сомнения. Эти первые еще достаточно хаотические поиски, наткнувшись на преграды, быстро заканчиваются, а иногда перерастают в любимое  занятие, которое своей яркостью затмевает все то, что дает школа.

На вопрос, возможна ли такая  интеграция, и теория, и дидактическая  практика дают положительный ответ. В теории обращается внимание на учет трех основных функций личности учащегося, к которым относятся: познание мира и себя самого, переживание мира и существующих в нем ценностей, а также изменение мира. Проблемами развития этих трех типично человеческих функций занимается теория многостороннего  обучения. Эти три функции, такие  важные для развития процессов обучения и самообразования, проявляются  в трех типах человеческой деятельности. Процессы познавания прослеживаются в  основном в интеллектуальной деятельности, переживание — в эмоциональной, а изменение мира — в практической деятельности, самой важной разновидностью которой является творческая деятельность.

      При этом крайне важно, чтобы каждый тип деятельности по возможности многосторонне воздействовал на учащегося.

Интеллектуальную деятельность учащийся осуществляет двояким способом. Прежде всего, он приобретает собранные  человечеством опыт и знания с  помощью учителя, дополняя их в лучшем случае собственной инициативой  самообразования. Одновременно он сам  решает — под руководством учителя  или по своей инициативе — различные  проблемы, касающиеся явлений природы  и общественной  жизни.

 

 

 

4. 3. КОМПЬЮТЕРЫ  И САМООБУЧЕНИЕ

 

 

В числе положительных  моментов применения информационных технологий в образовании большинство ученых отмечают возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам и наличие  обратной связи. Использование Интернета  способствует смене авторитарного  стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с  различными токами зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. У  обучающегося легче формируются навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности. Он может работать в своем индивидуальном темпе.

Однако, включение Интернета в учебный процесс имеет ряд проблем. Прежде всего, это проблема самой информации, находящейся в сети: она может быть некорректной, искаженной, может быть направлена на достижение отнюдь не образовательных целей, а, например, экономических, политических и др. Вторая проблема, связана с наличием соответствующей подготовленности к работе с такой информацией. Обучающиеся интерпретируют ее в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Адекватность восприятия информации будет зависеть от того, обучен или нет учащийся: аналитической работе с информацией; обладает ли критическим мышлением; обладает ли достаточными знаниями, чтобы произвести оценку достоверности информации; может ли соотнести новую информацию и имеющиеся у него знания; сумеет ли правильно организовать информационный процесс.

Третья проблема заключается  в том, что компьютер только в  определенной степени может моделировать межличностную коммуникацию преподавателя  и учащегося, суть которой составляют отношения сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого  общения.

В целом же, успешность работы с компьютером при самообразовании  зависит, в первую очередь, от склонности к обучению. Люди, стремящиеся к  получению новых знаний и навыков  на протяжении всего жизненного пути, успешнее адаптируются в нашем быстро меняющемся мире. Они же более уверенно чувствуют себя при освоении компьютерных технологий, испытывают меньшую компьютерную тревожность. При углубленном подходе  к обучению студенты довольно быстро начинают получать удовольствие от работы с компьютером, уровень компьютерной тревожности у них невысокий. Будучи склонными к углубленному обучению, они активно пользуются множеством компьютерных приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Таким образом, самообразование является актуальным, жизненно необходимым процессом культурно-просвещенного человека, способствующим его развитию и самосовершенствованию.

В современной культурной ситуации самообразование может  предопределять социокультурную независимость  и самостоятельность личности. Самообразование  — это путь развития, как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании. Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Особая ценность самообразования  — в самостоятельном поисковом  размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

    В умах молодежи российской провинции отсутствует точный образ самообразования.

Самообразование превращается в один из доминантных элементов  образа жизни ряда социальных групп, способствуя изменению их места  и роли в социальной структуре  общества.

Еще с ранних лет человек  сам того не осознавая получает самообразование, ребенок познает мир путем  проб и ошибок.

Самообразование необходимо всем тем индивидам, которые стремятся  повысить не только свою квалификацию, но и расширить свой кругозор, повысить интеллектуальный уровень. Самообразование длительный процесс, с каждым днем информация обновляется .Человек самообразовывается из разных источников, таких как: средства массовой информации, учебная литература, семинары, курсы, тренинги, также сюда еще можно отнести и личный опыт индивида.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Барышникова З.А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников. М., 2000.
  2. Гальетов В.П. Проблемы самообразования молодежи в 21 веке
  3. Зборовский, Г.Е., Шулина Е.А. Социология образования: учебное пособие. М., Гардарики, 2005.
  4. Калошина И.Н. Предпосылки нового подхода к самообразованию: Модернизация образования: проблемы и перспективы. Часть 1. - Оренбург, 2002.
  5. Миронюк Е. Самообразование как путь культурного самосовершенствования личности». 2005. – с. 452

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Самообразование: сущность, пути развития