Самообразование: сущность, пути развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

В отличие от идеала, цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущност¬ных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

Работа содержит 1 файл

САМООБРАЗОВАНИЕ.docx

— 42.85 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

        Тема моей контрольной работы «Самообразование: сущность, пути развития». Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

       Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование и самообразование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

      Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». Характер самообразования предопределяется социально-политическими и общественными условиями.

      Самообразование — это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учетом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в стационарных или заочных учебных заведениях.

      Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

      Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Дело в том, что в век научно-технической революции, в век атомных электростанций и завоеваний космоса наука, техника, производство не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается.    

      Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это и обязывает любого специалиста независимо от ранее полученного образования, профессии, возраста, если он хочет быть на уровне современных достижений науки и техники и не желает отстать в духовном развитии, заниматься самообразованием.

Главная задача самообразования - это самостоятельное развитие и  совершенствование личности.

Красота ее проявляется в  единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека.

В отличие от идеала, цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в  новых социально-экономических и  политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием  ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

 

 

      На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни.

Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и  как личности, и как субъекта деятельности. Быть самостоятельным – это, значит, "стоять самому", делать что –  либо без посторонней помощи, без  внешнего побуждения, по своему намерению. В этом смысле самостоятельность  может быть понята и как свойство личности, и как критерий его зрелости в той или другой области социальной практики. В области познавательной деятельности можно говорить о научной  самостоятельности. Один из признаков  учения состоит в том, что познавательная деятельность учащихся, студентов осуществляется под руководством учителя или  преподавателя. По мере интеллектуального  развития степень вмешательства  и внешней помощи со стороны педагога должна сокращаться, а уровень самостоятельности  обучаемых возрастать. Однако пока в сложившейся реальной практике обучения не наблюдается желаемой степени  самостоятельности школьников и  студентов.

      Самообразование определяется как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.

     В обществе доминирует утилитарный взгляд на образование, отрицающий его внутренние ценности. Согласно современной точке зрения, образование является ценностью, имеющей огромное самостоятельное значение, а также ценностью, которая имеет огромное значение, как для личности, так и в развитии всего общества.

Процесс образования, в котором  участвует личность, может быть организован  с помощью социальных инструментов, в основном школой, семьей, предприятием, отдельными личностями. Образование  может быть получено и самостоятельно. Под самообразованием понимается получение  образования в ходе самостоятельной  деятельности, цели, условия и средства которой устанавливает сам субъект. Особые достоинства самообразования  обусловлены именно его стихийностью, спонтанностью и динамикой. У  настоящих самоучек эту динамику легко заметить: они не удовлетворяются  достигнутыми целями, они их оценивают  и оптимизируют. Самообразование  достигает оптимального уровня в  том случае, когда оно превращается в постоянную жизненную потребность  человека, в принцип обучения в  течение всей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ

2.1. ФУНКЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ

 

 

Самообразование можно рассматривать  в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле – как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком  – как «создание себя», «самостроительство»).

М. Князева выделяет несколько  функций самообразования: экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний; ориентировочная – определение себя в культуре и своего места в обществе; компенсаторная – преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании; саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств; методологическая – преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами; сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить в состояние учащегося); психологическая (и даже психотерапевтическая) – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества; геронтологическая – поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма.

Таким образом, самообразование  – необходимое постоянное слагаемое  жизни культурного, просвещенного  человека, занятие, которое сопутствует  ему всегда.

Профессиональное самообразование  будущего учителя - целенаправленная самостоятельная  деятельность студента по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы.

Профессиональное самообразование  выполняет следующие функции: дополняет, углубляет, расширяет имеющиеся  знания; компенсирует недостатки базового образования и является средством  его приобретения; способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности; является средством самопознания и самосовершенствования.

В профессиональное самообразование  включаются 4 вида самообразовательной  деятельности: фоновое общеобразовательное  самообразование; фоновое педагогическое самообразование; перспективное профессиональное самообразование и актуальное педагогическое самообразование.

Фоновое общеобразовательное  самообразование - самостоятельная  познавательная деятельность, часть  естественной жизни студента, не требует  специальной организации и планирования: чтение художественной литературы и  периодических изданий, детской  литературы, просмотр отдельных телепередач, слушание радио, посещение кино, театров, музеев, выставок; участие в экскурсиях самого разного характера и направленности, лекториев, всевозможных курсов.

Фоновое педагогическое самообразование - просмотр и чтение педагогической периодики и новых книг по педагогике, психологии, методикам, создание личной библиотеки и ее систематизация, накопление и классификация различных материалов для использования в учебной  работе.

Перспективное профессиональное самообразование – работа студента над определенной предметной или  психолого-педагогической, методической проблемой, рассчитанная на достаточно длительный срок: написание рефератов, курсовых и дипломных работ.

 

 

2.2. Самообразование: формы, виды, результативность

 

 

Самообразование индивида - необходимое условие профессиональной деятельности, это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая  самой личностью; самостоятельное  приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Способность к самообразованию  определяется психологическими и интеллектуальными  показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта  способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга  своей деятельности и деятельности коллег.

Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие индивида к самообразованию: ежедневная работа с информацией; креативность; стремительный рост современной  науки, особенно психологии и педагогики; изменения, происходящие в жизни  общества; конкуренция; общественное мнение; материальное стимулирование; интерес.

Направления самообразования: профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное  на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные  языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; иное.

Источники самообразования: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции, мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; Курсы повышения квалификации; путешествия.

Все формы самообразования  можно условно поделить на две  группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором  является сам индивид, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать  этот процесс. Групповая форма в  виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения  квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования  и самим индивидом.

Конкретные виды самообразования: систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных профессиональных периодических изданий; чтение методической, профессиональной и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету; изучение информационно-компьютерных технологий; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Результаты самообразования: повышение качества выполняемой  работы; разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей и тому подобное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕТОДЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

 

 

Общая стратегия самообразования  гуманной, демократической максимально подготовленной личности заключается в обеспечении себе возможности всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.

Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы человека над литературой, в которой он находит примеры для подражания и саморазвития. Важное значение, в связи с этим, приобретает умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, их сильных и слабых сторон, умения находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности.

Информация о работе Самообразование: сущность, пути развития