Русская школа в 60-70 гг. 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:17, реферат

Описание работы

В конце XIX в. необходимость школьных реформ становится очевидной. Однако правительство ограничивается небольшими поправками, изменениями, которые становятся тормозом на пути развития школы. Согласно государственной доктрине, озвученной идеологом правительства обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым, идеал народной школы — это школа, сообщающая минимум элементарных знаний, воспитывающая любовь к богу, царю и Отечеству. Этим требованиям как нельзя лучше соответствовала церковная школа

Работа содержит 1 файл

курс по выбору педагогика.docx

— 29.69 Кб (Скачать)

В 70-х годах  царское правительство стало  ограничивать открытие земских учительских  семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии, в которых  должны были воспитывать будущих  учителей для народа в духе православия  и «преданности престолу». Выработанное в 1870 году «Положение об учительских  семинариях» и инструкция 1875 года предписывали учащимся семинарий неуклонное исполнение обрядов и требований православной церкви, посещение богослужений, соблюдение постов, говение, в свободное время чтение книг религиозного содержания.

Курс учительских  семинарий был установлен трехлетний (после революции 1905 года он стал четырехлетним). В семинарии принимались главным  образом окончившие двухклассные училища. При учительских семинариях были общежития, большинство семинаристов получало стипендии: казенные и земские. Сначала учительские семинарии  были только мужскими, впоследствии стали  открываться и женские. К 1 января 1917 года в России имелась 171 учительская  семинария. В них преподавались закон божий, русский язык и литература, математика, естествознание, физика, география, история, рисование, пение, педагогика, методика первоначального обучения. Во многих семинариях (особенно в земских) преподавались также ручной труд и сельское хозяйство.

 Учительская  семинария по сравнению с гимназией  и реальным училищем давала  меньший объем общеобразовательных  знаний. В периодической печати  нередко указывали на этот  их недостаток. Положительной стороной  учительских семинарий была педагогическая  подготовка учащихся. Преподавались  педагогика с элементами психологии  и истории, методика преподавания  в начальной школе русского  языка и арифметики. Педагогическую  практику учащиеся семинарий  вели в существующих при них  образцовых школах.

Учительские семинарии не могли удовлетворить  потребности начальных школ в  учителях. Некоторое число учительниц начальных школ готовили женские  гимназии с восьмым (педагогическим) классом. Учительницы, окончившие этот класс, обладали большим общим образованием, но меньшей педагогической подготовкой  по сравнению с учителями, прошедшими учительскую семинарию. Известное  число учительниц земских школ и  значительное количество учительниц церковноприходских школ выпускали семиклассные женские  епархиальные училища.

Часть учителей начальных школ в конце XIX и начале XX века давали одно-, двухгодичные педагогические курсы, организованные при городских  училищах. Однако эти учебные заведения  не удовлетворяли полностью потребности  в учителях начальных школ. Часть  из них получала звание учителя в  порядке экстерна.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем  итоги,  переломным моментом в истории российской школы стала реформа 60-х годов XIX века — составная часть широких социально-экономических, административных, военных, судебных и других преобразований, осуществленных при Александре II. Важнейшие меры, повернувшие российское просвещение на путь массовой школы, были обозначены «Положением о начальных народных училищах» (1864). Цель начального образования определялась как «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний». Начальные школы объявлялись общедоступными и всесословными. Поощрялась частная и земская инициатива в открытии учебных заведений, что способствовало развитию женского, внешкольного и других направлений образования. Основными предметами стали: Закон Божий, чтение русских и церковнославянских книг, письмо, начала арифметики, церковное пение.Реформа 60-х годов XIX века утверждала всесословность как коренной принцип образования. Реформа впервые обозначила черты государственно-общественной системы управления образованием.

 


Информация о работе Русская школа в 60-70 гг. 19 века