Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:17, реферат
В конце XIX в. необходимость школьных реформ становится очевидной. Однако правительство ограничивается небольшими поправками, изменениями, которые становятся тормозом на пути развития школы. Согласно государственной доктрине, озвученной идеологом правительства обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым, идеал народной школы — это школа, сообщающая минимум элементарных знаний, воспитывающая любовь к богу, царю и Отечеству. Этим требованиям как нельзя лучше соответствовала церковная школа
В 70-х годах царское правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии, в которых должны были воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и «преданности престолу». Выработанное в 1870 году «Положение об учительских семинариях» и инструкция 1875 года предписывали учащимся семинарий неуклонное исполнение обрядов и требований православной церкви, посещение богослужений, соблюдение постов, говение, в свободное время чтение книг религиозного содержания.
Курс учительских
семинарий был установлен трехлетний
(после революции 1905 года он стал четырехлетним).
В семинарии принимались
Учительская
семинария по сравнению с
Учительские семинарии не могли удовлетворить потребности начальных школ в учителях. Некоторое число учительниц начальных школ готовили женские гимназии с восьмым (педагогическим) классом. Учительницы, окончившие этот класс, обладали большим общим образованием, но меньшей педагогической подготовкой по сравнению с учителями, прошедшими учительскую семинарию. Известное число учительниц земских школ и значительное количество учительниц церковноприходских школ выпускали семиклассные женские епархиальные училища.
Часть учителей
начальных школ в конце XIX и начале
XX века давали одно-, двухгодичные педагогические
курсы, организованные при городских
училищах. Однако эти учебные заведения
не удовлетворяли полностью
Подведем итоги, переломным моментом в истории российской школы стала реформа 60-х годов XIX века — составная часть широких социально-экономических, административных, военных, судебных и других преобразований, осуществленных при Александре II. Важнейшие меры, повернувшие российское просвещение на путь массовой школы, были обозначены «Положением о начальных народных училищах» (1864). Цель начального образования определялась как «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний». Начальные школы объявлялись общедоступными и всесословными. Поощрялась частная и земская инициатива в открытии учебных заведений, что способствовало развитию женского, внешкольного и других направлений образования. Основными предметами стали: Закон Божий, чтение русских и церковнославянских книг, письмо, начала арифметики, церковное пение.Реформа 60-х годов XIX века утверждала всесословность как коренной принцип образования. Реформа впервые обозначила черты государственно-общественной системы управления образованием.