Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 11:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение ролевой игры и её влияние на интенсификацию обучения групповому общению.
Объектом данного исследования является интенсификация обучения групповому общению.
Предметом исследования является ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………...………….. 4
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………...……. 6
1.1. Средства интенсификации обучения групповому общению………….6
1.2. Ситуация как методическая категория.……..…………..……………...9
1.3. Понятие “ситуативной позиции”……………..…………......................12
1.4 Ситуативная роль как методическое понятие…………………………13
1.5 Игра и история ее возникновения………………………………………15
1.6 Обучающие возможности ролевых игр………………………………...16
1.7 Функции ролевых игр…………………………………………………...18
1.8 Структура ролевых игр………………………………………………….20
1.9 Требования к ролевым играм…………………………………………..21
1.10 Возрастные особенности в обучении ролевой игре………………….22
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………….………………….. 25
2.1. Диагностика развития коммуникативных способностей учащихся ..25
2.2. Ролевые игры как средство интенсификации обучения групповому общению в 7 «Б» ………………………………………..……………………...28
2.3. Подведение результатов исследования…………………………….....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…… 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….34
1.7
Функции ролевых игр
В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра - это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.
Применение ролевой игры в обучении - яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме (Г.А. Китайгородская) [19, с. 16]. Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении иностранным языкам показывает, что игра - явление полифункциональное. Рассмотрим, какие же функции она может выполнять.
С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение иностранному говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному усвоению материала, активному включению школьников в деятельность (А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и др.). Как подчеркивает И. А. Зимняя, «используемые в практике обучения иностранному языку приемы организации речевого общения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иноязычному говорению». Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи (ДР) в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, учащимся импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Характеризуя
детскую ролевую игру, А.Н.Леонтьев подчеркивает,
что противоречие, несоответствие между
потребностью действия у ребенка и невозможностью
осуществить требуемые действием операции
может разрешиться в одном-единственном
типе деятельности - в игровой деятельности,
в игре. Такого рода противоречие характеризует
и детей подросткового возраста. Более
того, подростки стремятся к общению, к
взрослости, а ролевая игра дает им возможность
выйти за рамки своего контекста деятельности
и расширить его. Обеспечивая осуществление
желаний подроста, ролевая игра тем самым
реализует компенсаторную
функцию.
[1, С. 29-30]
Рисунок
1.1 – Структурная
схема функций
ролевых игр
Рис.1
Таким
образом, ролевая игра выполняет
в учебном процессе 5 основных функций:
мотивационно-побудительную, обучающую,
воспитательную, ориентирующую и компенсаторную
(См. рисунок 1.1). Теперь очевидно, что ролевая
игра весьма полезна в обучении групповому
общению. Но чтобы применять ролевую игру
в обучении нужно знать её структуру, её
составляющие компоненты.
1.8
Структура ролевых игр
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) (Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М., 1985, С. 309-310). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т. п. [20, с. 14]
Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения участников. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т. е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций (УРС), которые создаются искусственно. М.В.Ляховицкий и Е.И.Вишневский выделяют следующие компоненты ситуации: 1)субъект, 2) объект (предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, 4) условия речевого акта.
По мере развития диалогических умений школьников степень развернутости каждого из компонентов УРС может уменьшаться. Выделяется 3 уровня развернутости УРС: первый - самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты УРС; второй - промежуточный, когда условия речевого акта домысливаются самими учащимися; третий - минимальный, где указывается только отношение субъекта к объекту. Соответственно выделенным уровням развернутости УРС изменяется и степень самостоятельности школьников в ролевой игре.
Итак,
УРС является конструктивной основой
ролевых игр. Моделируя общение,
УРС как важнейший компонент
в составе ролевой игры ставит
учеников в «предлагаемые
Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры (Д.Б. Эльконин). Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории. [5, С. 27-28]
Теперь
зная структуру ролевой игры можно вывести
некоторые требования к проведению ролевых
игр, чтобы использовать её в процессе
обучения групповому общению.
1.9
Требования к ролевым
играм
Назовем основные требования к ролевым играм.
1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
4. Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.
6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.
7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.
Обычно учитель берет себе роль лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает. В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения.
В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные. [3, с. 15]
В
ролевой игре должны присутствовать
все её составляющие компоненты. Но
важно помнить, что для определенного
возраста нужны определенные ролевые
игры: тема, ситуация, роли, действия - всё
это подбирается в соответствии с возрастом
учащихся. Каждому возрасту соответствует
определенная форма ролевой игры, т.к.
на каждом уровне развития у учеников
формируется определенный тип ведущей
деятельности.
1.10
Возрастные особенности
в обучении ролевой
игре
Периоды детского развития имеют свою историю: исторически возникали и изменялись процессы психического развития, происходящие в отдельные временные отрезки детства. [9, с. 63]
Сейчас
же обратимся к схеме периодизации
возраста, разработанной Л.С.Выготским,
А.Н.Леонтьевым и Д.Б.Элькониным. В основу
данной периодизации положено представление
о том, что любому возрасту как своеобразному
и специфическому периоду жизни человека
соответствует и определенный тип деятельности.
В каждой ведущей деятельности возникают
и формируются соответствующие психологические
новообразования, изменения которых и
характеризуют смену возрастных периодов.
Согласно данной схеме выделяется следующая
последовательность формирования типов
ведущей деятельности:
• непосредственно эмоциональное общение;
• предметно-
• игровая деятельность;
• учебная деятельность;
• общественно-полезная деятельность;
• учебно-
Психологические исследования показывают, что в период с 4 по 10 класс, когда осуществляется изучение иностранного языка, развитие школьников проходит несколько возрастных стадий. Младшему школьному возрасту, в котором начинается изучение иностранного языка, предшествует не просто более ранний, дошкольный возрастной период, но также более ранняя форма ведущей деятельности. Ей является ролевая игра. В этом возрасте, т. е. в 7-11 лет, ведущей деятельностью становится учение. [4, с. 9] Для этого возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной учителем. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности. [10, с. 40] У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. [4, с. 9] В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира. [10, с. 53] Содержанием ведущей деятельности старшеклассников в 15-18 лет становится учебно-профессиональная деятельность, формирование мировоззрения (Д.Б. Эльконин) [4, с. 9] Для этого возраста характерно устремление в будущее, поиск смысла жизни. Старшие школьники на пороге выбора: профессии, жизненного пути, нередко и создаваемой семьи. Поэтому для них характерна ориентация на общество, на свою будущую роль в обществе. В то же время усиливается рефлексия, самоуглубление. Отсюда - повышенная избирательность общения, его эмоциональная насыщенность. [10, с. 95]
Информация о работе Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению