Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение ролевой игры и её влияние на интенсификацию обучения групповому общению.

Объектом данного исследования является интенсификация обучения групповому общению.

Предметом исследования является ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………...………….. 4


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………...……. 6

1.1. Средства интенсификации обучения групповому общению………….6

1.2. Ситуация как методическая категория.……..…………..……………...9

1.3. Понятие “ситуативной позиции”……………..…………......................12

1.4 Ситуативная роль как методическое понятие…………………………13

1.5 Игра и история ее возникновения………………………………………15

1.6 Обучающие возможности ролевых игр………………………………...16

1.7 Функции ролевых игр…………………………………………………...18

1.8 Структура ролевых игр………………………………………………….20

1.9 Требования к ролевым играм…………………………………………..21

1.10 Возрастные особенности в обучении ролевой игре………………….22


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………….………………….. 25

2.1. Диагностика развития коммуникативных способностей учащихся ..25

2.2. Ролевые игры как средство интенсификации обучения групповому общению в 7 «Б» ………………………………………..……………………...28

2.3. Подведение результатов исследования…………………………….....29


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…… 32


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Курсовая ролевая игра.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

      1.7  Функции ролевых игр 

      В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра - это прежде всего  речевая деятельность, игровая и  учебная одновременно. С точки  зрения учащихся ролевая игра - это  игровая деятельность,  в процессе которой  они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

      Применение  ролевой игры в обучении - яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме (Г.А. Китайгородская) [19, с. 16]. Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении иностранным языкам показывает, что игра - явление полифункциональное. Рассмотрим, какие же функции она может выполнять.

      С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение иностранному говорению  должно начинаться с приведения в  действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует более  продуктивному усвоению материала, активному включению школьников в деятельность (А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и др.). Как подчеркивает И. А. Зимняя, «используемые в практике обучения иностранному языку приемы организации речевого общения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иноязычному говорению». Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

      Ролевую игру можно отнести к обучающим  играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи (ДР) в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

      Трудно  переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние  на подростка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, учащимся импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

      Ролевая игра формирует у школьников способность  сыграть роль другого человека, увидеть  себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

      Характеризуя  детскую ролевую игру, А.Н.Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста. Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подроста, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.           [1, С. 29-30] 

    Рисунок 1.1 – Структурная  схема функций  ролевых игр 

      Рис.1 
 
 
 
 
 
 

        

      Таким образом, ролевая игра выполняет  в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную (См. рисунок 1.1). Теперь очевидно, что ролевая игра весьма полезна в обучении групповому общению. Но чтобы применять ролевую игру в обучении нужно знать её структуру, её составляющие компоненты. 

      1.8  Структура ролевых игр 

      В структуре ролевой игры принято  выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

      Первый  компонент - роли. Роли, которые выполняют  учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) (Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М., 1985, С. 309-310). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т. п. [20, с. 14]

      Второй  компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения участников. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т. е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций (УРС), которые создаются искусственно. М.В.Ляховицкий и Е.И.Вишневский выделяют следующие компоненты ситуации: 1)субъект, 2) объект (предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, 4) условия речевого акта.

      По  мере развития диалогических умений школьников степень развернутости  каждого из компонентов УРС может  уменьшаться. Выделяется 3 уровня развернутости  УРС: первый - самый полный, когда  учитель подробно описывает все компоненты УРС; второй - промежуточный, когда условия речевого акта домысливаются самими учащимися; третий - минимальный, где указывается только отношение субъекта к объекту. Соответственно выделенным уровням развернутости УРС изменяется и степень самостоятельности школьников в ролевой игре.

      Итак, УРС является конструктивной основой  ролевых игр. Моделируя общение, УРС как важнейший компонент  в составе ролевой игры ставит учеников в «предлагаемые обстоятельства» (по К.С.Станиславскому); выполняя функцию  стимула речевой активности, побуждает школьников к общению, т. е. «запускает» механизм ролевой игры.

      Третий  компонент ролевой игры - ролевые  действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые  действия как разновидность игровых  действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры            (Д.Б. Эльконин). Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории. [5, С. 27-28]

      Теперь зная структуру ролевой игры можно вывести некоторые требования к проведению ролевых игр, чтобы использовать её в процессе обучения групповому общению. 

      1.9   Требования к ролевым  играм 

      Назовем основные требования к ролевым играм.

      1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

      2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

      3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.

      4. Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.

      5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.

      6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.

      7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.

      Обычно  учитель берет себе роль лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает. В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения.

            В ходе игры учитель  не исправляет ошибки, а лишь незаметно  для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные. [3, с. 15]

      В ролевой игре должны присутствовать все её составляющие компоненты. Но важно помнить, что для определенного  возраста нужны определенные ролевые  игры: тема, ситуация, роли, действия - всё это подбирается в соответствии с возрастом учащихся. Каждому возрасту соответствует определенная форма ролевой игры, т.к. на каждом уровне развития у учеников формируется определенный тип ведущей деятельности. 

      1.10    Возрастные особенности в обучении ролевой игре 

      Периоды детского развития имеют свою историю: исторически возникали и изменялись процессы психического развития, происходящие в отдельные временные отрезки детства. [9, с. 63]

      Сейчас  же обратимся к схеме периодизации возраста, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и Д.Б.Элькониным. В основу данной периодизации положено представление о том, что любому возрасту как своеобразному и специфическому периоду жизни человека соответствует и определенный тип деятельности. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, изменения которых и характеризуют смену возрастных периодов. Согласно данной схеме выделяется следующая последовательность формирования типов ведущей деятельности: 

      • непосредственно эмоциональное общение;

      • предметно-манипуляторная деятельность;

      • игровая деятельность;

      • учебная деятельность;

      • общественно-полезная деятельность;

      • учебно-профессилнальная деятельность;   [8, с. 3] 

      Психологические исследования показывают, что в период с 4 по 10 класс, когда осуществляется изучение иностранного языка, развитие школьников проходит несколько возрастных стадий. Младшему школьному возрасту, в котором начинается изучение иностранного языка, предшествует не просто более ранний, дошкольный возрастной период, но также более ранняя форма ведущей деятельности. Ей является ролевая игра. В этом возрасте, т. е. в 7-11 лет, ведущей деятельностью становится учение. [4, с. 9] Для этого возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной учителем. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности. [10, с. 40] У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. [4, с. 9] В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира. [10, с. 53] Содержанием ведущей деятельности старшеклассников в 15-18 лет становится учебно-профессиональная деятельность, формирование мировоззрения (Д.Б. Эльконин)        [4, с. 9] Для этого возраста характерно устремление в будущее, поиск смысла жизни. Старшие школьники на пороге выбора: профессии, жизненного пути, нередко и создаваемой семьи. Поэтому для них характерна ориентация на общество, на свою будущую роль в обществе. В то же время усиливается рефлексия, самоуглубление. Отсюда - повышенная избирательность общения, его эмоциональная насыщенность. [10, с. 95]

Информация о работе Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению