Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение ролевой игры и её влияние на интенсификацию обучения групповому общению.

Объектом данного исследования является интенсификация обучения групповому общению.

Предметом исследования является ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………...………….. 4


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………...……. 6

1.1. Средства интенсификации обучения групповому общению………….6

1.2. Ситуация как методическая категория.……..…………..……………...9

1.3. Понятие “ситуативной позиции”……………..…………......................12

1.4 Ситуативная роль как методическое понятие…………………………13

1.5 Игра и история ее возникновения………………………………………15

1.6 Обучающие возможности ролевых игр………………………………...16

1.7 Функции ролевых игр…………………………………………………...18

1.8 Структура ролевых игр………………………………………………….20

1.9 Требования к ролевым играм…………………………………………..21

1.10 Возрастные особенности в обучении ролевой игре………………….22


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………….………………….. 25

2.1. Диагностика развития коммуникативных способностей учащихся ..25

2.2. Ролевые игры как средство интенсификации обучения групповому общению в 7 «Б» ………………………………………..……………………...28

2.3. Подведение результатов исследования…………………………….....29


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…… 32


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Курсовая ролевая игра.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

      Общение всегда предполагает партнера/ партнеров, поэтому решение коммуникативных заданий происходит в контактах учащихся друг с другом. Почти все формы коллективного взаимодействия, которые используются коллективными методами, могут быть применены в школьных условиях. Это, во-первых, работа в парах с постоянными или меняющимися собеседниками, малые группы (2,3,4 учащихся) и команды, когда вся группа делится на 2 части. Популярной формой является также работа одного учащегося с группой, при этом нужно целесообразно организовать пространство для общения и четко управлять взаимодействием групп. Работа в малых группах отличается от парной работы не только количеством учащихся, но и характером задач общения. Обычно один из собеседников выполняет роль объективного свидетеля, его назначение – вводить в ситуацию, делать выводы, обобщать. Поэтому в малых группах в качестве действующих лиц принимают участие репортеры, корреспонденты, социологи.

      Деление класса на команды рассчитано на выполнение коммуникативных задач в виде конкурсов, соревнований и викторин. Соревновательные коллективные формы давно пользуются популярностью, но интенсивные методы расставили в них иные акценты: не только и не столько языковой материал, а прежде всего задачи общения являются их предметом.

      Таким образом, становится понятно, что групповая работа на уроках иностранного языка очень полезна для речемыслительной деятельности школьников. Для того, чтобы организовать речевое взаимодействие учащихся, нужны различные  методические приемы: интервью, банк информации, игра в детектив, поиск пары, групповые решения или “Брейн ринг”, координация действий, дискуссионная игра, которые обеспечивают необходимое речевое взаимодействие школьников на иностранном языке. Но не просто взаимодействие, нужно ещё создать определенную ситуацию, которая бы способствовала продуктивному общению школьников, помогала им беспрепятственно, в игровой форме вести беседу. А сделать это намного легче, когда есть подходящая ситуация. 

      1.2 Ситуация как методическая категория 

      Есть  проблемы, к которым наука вынуждена  обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себе внимания на другом этапе, когда прежнее решение не удовлетворяет ни теорию, ни практику, а новые данные позволяют сделать еще один шаг в приближении к истине. Главной проблемой является проблема определения понятия ситуация, ее конституирование как методической категории.

      Ситуация  – это совокупность речевых и  неречевых условий, необходимых  и достаточных для того, чтобы  осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний, навыков и умений, что является стимулом для активизации речемыслительной деятельности (В.И. Пассов).  

      Ситуация  – не просто важная, а центральная  категория, от ее трактовки зависит:

      1) построение всей терминосистемы методики как науки;

      2) решение многих важнейших вопросов практической методики;

      Ограничимся здесь лишь одним аргументом, связанным  с коммуникативным обучением.

      Как известно, в качестве цели обучения иностранному языку выдвинуто обучение общению. Высокодинамичный процесс общения невозможно отделить от ситуации, которая является универсальной формой, “руслом” общения. Существует многообразие проявлений ситуаций, которые объединяются вокруг общих структурных каркасов, обладающих сходными свойствами, что позволяет выделить типы ситуаций, их виды, подвиды и т. д. В этом плане совокупная ситуация включает в себя множество единичных, которые, являясь единицами общения, выступают его субстанциональной характеристикой на всех уровнях. Таким образом, ситуация является формой функционирования общения, единицей общения.

      Коммуникативное обучение предполагает, что процесс  обучения строится как модель процесса общения. Вполне понятно, что это  в первую очередь потребует моделирования  именно ситуации, как единицы общения и как формы его функционирования. Ведь в коммуникативном обучении ситуации используются не на завершающей стадии усвоения материала, они не приложение к общению, а его сущностная основа на всех стадиях овладения материалом. [16, С. 18-22]

      Не  могу не заметить, что существует и другое мнение по этому поводу.

      Она (ролевая игра) способствует расширению сферы иноязычного общения, говорения. Это предполагает в свою очередь  предварительное усвоение языкового  материала в тренировочных упражнениях  и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. В процессе ролевой игры происходит одновременно совершенствование и развитие навыков в использовании языкового материала, но это на данном этапе – периферийная задача, главное – это общение, мотивированное ситуацией и ролью. Поэтому ролевой игре следует отводить место на завершающем этапе работы над темой.[6, с. 71]

      Но  вернемся все же к коммуникативному обучению. Общение можно рассматривать  субстанционально и функционально.

      Субстанцию  общения составляют всего 3 основных вида деятельности: преобразовательная, познавательная и целостно-ориентационная (М.С.Каган). Данные виды деятельности осуществляются в определенных сферах и областях реальной действительности. Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения. При этом общающиеся исполняют определенные роли: социальные, междейственные, внутригрупповые, межличностные. Общение осуществляется на базе основных организационных форм: установление отношений, расспрос, планирование и координация совместной деятельности, осуждение или одобрение, обсуждение результатов деятельности, дискуссия. В процессе общения реализуются коммуникативные задачи. Неотъемлемым компонентом общения является пресуппозиция его участников, включающих в себя: знание о ситуации, форме деятельности, партнере и т. д.; опыт индивидуальной и совместной деятельности, навыки, умения, привычки; готовность включиться в ситуацию, определенное состояние.

      С функциональной точки зрения общение как самостоятельный вид деятельности имеет все его характеристики. Предметом общения являются взаимоотношения; именно на них направлена деятельность общающихся, целью которых, а соответственно и результатом общения является изменение взаимоотношений. Любое их изменение обновляет предмет и “продвигает” общение. Главным “двигателем” общения, однако, является его продукт, в качестве которого выступает интерпретация информации.

      Если  субстанционально ситуация – это  единица общения, то функционально она является актом общения. Это, кстати, свидетельствует о ее многомерности.

      Таким образом, учитывая оба эти аспекта, мы считаем общение способом поддержания  жизнедеятельности человека как  индивидуальности.

      Каким же образом можно осуществить адекватное моделирование такой многокомпонентной системы как общение? Для этого должен быть смоделирован ведущий компонент ситуации – взаимоотношения, которые являются признаком всего многообразия ситуаций.

      Человек, являясь средоточием общественных отношений, сам постоянно находится в разнообразных отношениях. Поэтому для создания ситуации речевого общения методически значимым является определение наиболее типичных взаимоотношений. Анализ показывает, что взаимоотношения могут быть “заданы” 4-мя главными факторами: социальным статусом человека, его ролью как субъекта общения, выполняемой деятельностью и нравственными критериями. Условно назовем виды взаимоотношений так: 1) статусные; 2) ролевые; 3) деятельные; и 4) нравственные. Соответственно выделяются 4 типа ситуаций: 1) ситуации социально-статусных взаимоотношений; 2) ситуации ролевых взаимоотношений; 3) ситуации отношений совместной деятельности и 4) ситуации нравственных взаимоотношений.

      Все взаимоотношения людей представляют собой интегративное единство. В зависимости от доминантности какого-либо типа взаимоотношений ситуацию речевого общения можно рассматривать как ситуацию отношений совместной деятельности, но это одновременно означает, что в нее включаются и другие взаимоотношения. Таким образом, любой вид взаимоотношений носит синтетический характер.

      Итак, основная функция ситуации как методической категории заключается в том, что она воспроизводит в процессе обучения реальное бытие общения  в его мотивационном, содержательном и функциональном (для обучения) планах.

      Предлагаемая  трактовка ситуаций дает возможность  воссоздавать разнообразные ситуации выделенных типов и управлять  ими. [16, с. 22]

      Итак, ситуативность как одна из характерных черт общения предполагает, что успешность речевой деятельности на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. Таким образом, ведущий компонент ситуации – взаимоотношения, которые являются признаком всего многообразия ситуаций. Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является динамичной, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений (И.И. Гез). Но чтобы организовать речевое взаимодействие, нужно не только создать ситуацию для общения, но и определить ситуативную позицию каждого. Ведь от того какую позицию займет учащийся, будет зависеть всё взаимодействие. 

      1.3 Понятие “ситуативной позиции” 

      Не  менее важным является рассмотрение ситуации в функциональном аспекте  – как формы организации процесса обучения.  Ведь в процессе обучения ситуация как система взаимоотношений  сама не возникает, не воссоздается, а является результатом целого комплекса объективных и субъективных факторов. Именно для обозначения такого комплекса факторов мы используем понятие ситуативная позиция.

            Ситуативная позиция (СП) представляет собой интеграцию объективных и субъективных компонентов общения. Четкое понимание ситуативной позиции, выявление всех ее компонентов и взаимосвязей между ними могут явиться для коммуникативного обучения действительной предпосылкой моделирования реального общения, его адекватного воссоздания, т. е. основой такой организации процесса обучения, которая в большой мере будет управляема. Поэтому необходимо прежде всего определить компоненты ситуативной позиции, которые обусловливают взаимоотношения общающихся.

            К числу этих компонентов  мы относим: 1) вид деятельности; 2)область деятельности; 3) форму деятельности; 4) предмет обсуждения; 5) событие; 6) место; 7) время; 8) наличие третьих лиц; 9) внешние данные; 10) объекты-знаки; 11) социальный статус; 12) речевой статус; 13) взаимоотношения (- объективная сторона СП); 14) мировоззрение субъекта общения; 15) моральные качества; 16) волевые качества; 17) чувства; 18) интересы; 19) интеракционную роль; 20) межличностную роль; 21) знания; 22) опыт; 23) состояние; 24) коммуникативную задачу                       (- субъективная сторона СП).

            Объективные и субъективные компоненты соотносятся в процессе общения, взаимообусловливаются, дополняют  друг друга, между ними образуются определенные взаимосвязи.

            СП является промежуточным  звеном между оригиналом (процессом  общения) и его моделью (процессом обучения).

            В свое время А.А.Леонтьев высказал плодотворную мысль о том, что изменяя те или иные факторы  ситуации, можно управлять высказываниями учащихся и направлять их. Эта идея может быть реализована лишь при  условии, если мы четко представляем себе инструментарий предлагаемого управления, каковым является СП, точнее ее компонентный состав (их можно вводить, изменять, комбинировать в разные сочетания).  Варьирование отдельными компонентами ситуативной позиции, составление определенных их комбинаций могут явиться средством моделирования разнообразных ситуаций, адекватных реальному общению. Это означает, что ситуации можно заранее спроектировать, а затем целенаправленно воссоздавать.

      Учет  партнерами компонентов СП друг друга, четкость представления о них отражаются на процессе общения. Если собственная позиция субъекта осознается  им актуально или подсознательно, то СП партнера может быть известна в разной степени, что затрудняет или облегчает общение и достижение поставленных целей, влияет на стратегию и тактику каждого из субъектов общения.

      В заключении на основании изложенного  приведем определение ситуации: ситуация – это универсальная форма  функционирования процесса общения, существующая как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельных и нравственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникающая на основе взаимодействия СП общающихся. Именно такое понимание ситуации дает возможность моделировать их в учебном процессе и создавать условия, адекватные реальным. [15, С. 19-20]

Информация о работе Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению