Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:50, реферат
Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям соц. среды называется социальной адаптацией. Социальная адаптация является непременным условием и рез-ом успешной социализации ребенка.
Социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализация (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие м\д процессами социализации и индивидуализации происходит интеграция ребенка в социум.
Роль воспитании и его место в системе факторов развития человека.
Освоение
ребенком механизма ролевого поведения
обеспечивает ему включенность в
социальные отношения, поскольку дает
ему возможность
Социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализация (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие м\д процессами социализации и индивидуализации происходит интеграция ребенка в социум.
Если ребенок преодолел фазу адаптации и начинает предъявлять окружающим свои индивидуальные отличия, которые они отвергают как не соответствующие их представлениям и потребностям, это может привести к развитию у ребенка негативности, подозрительности, агрессивности. Положительное вхождение ребенка в группу, его интеграция способствует формированию у ребенка чувства товарищества. При вхождении ребенка в асоциальную группу у него могут развиваться асоциальные качества.
Все эти процессы могут проходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться целенаправленным влиянием на развитие ребенка – воспитанием.
Соотношение понятий «воспитание» и «социализация»: одни педагоги пытаются заменить воспитание социализацией, другие рассматривают воспитание как часть социализации личности ребенка, третьи под социализацией понимают гражданское и нравственное воспитание. Общим является то, что воспитание – один из основополагающих факторов социализации личности ребенка.
В самом общем виде воспитание – целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияния социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличии от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, социальными педагогами и др. через воспитание происходит учет др. соц. факторов, влияющих на социализацию ребенка – среды, в кот. он находится, средств массовой коммуникации, культуры и других. В процессе воспитания учитывается т.ж. индивидуальная самобытность каждого ребенка. Воспитание занимает определенное место среди др. соц. факторов и не может их ни заменить, ни исключить.
Влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности.
В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния др. соц. факторов происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, т.е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние соц. среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.
Цель
воспитания достигается в результате
продолжающегося всю жизнь
Категории СП:
СП д-ть - разновидность профессиональной деятельности, направленная и оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации и обществе.
Социальное обучение - целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирование социальных умении и штыков у детей.
Социально воспитание - целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
Социализация — многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни в обществе, усвоение его норм, правил, знаний и т.д. Одним из социально-психологических механизмов социализации является адаптация (приспособление индивида к выполнению им определенной социальной роли).
Социальная дезадаптация в педагогическом аспекте — особый вид поведения несовершеннолетнего, не соответствующий основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательным для детей и молодежи.
Антиобщественное поведение — юристы различают три вида: аморальное (нарушение норм морали и правил человеческого общения), противоправное (неуголовно наказуемое правонарушение) и преступное (нарушение уголовно-правовых норм). Ранней профилактике подлежат первые два вида.
Девиантное (отклоняющееся) поведение — нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями. Очень редко в смысле «отклоняющееся поведение» употребляется термин «аберация поведения».
Делинквентность (англ. «провинность») — психическая готовность к правонарушению. Данное понятие характеризует случаи повторяющихся, асоциальных по своей направленности поступков и действий, формирования отрицательно ориентированных личностных установок.
Социализация - развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Автором термина «социализация» применительно к человеку является Гиддингс. В середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований.
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов. Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации (субъект-объектный подход). У истоков этого подхода стоят Дюркгейм и Парсонс. Второй подхо - человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого (субъект-субъектный). Основоположниками были Кули и Мид.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы
Первая - мегафакторы - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая - макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья - мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, ТВ и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частые организации, микросоциум.
Соц-ция происходит с помощью ряда «механизмов»: - Импринтинг (запечатление); - Подражание, - Идентификация (отождествление), - Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.); - Институциональный механизм социализации, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями; стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, - Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.
Кроме того, социализация в целом - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.
Адаптация — приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Адаптация педагогическая (социально-педагогическая) — явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация свидетельствует, что условия, в которых находился данный человек, для него наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания (социализации, социального воспитания).
Дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.
Школьная дезадаптация — несоответствие социо-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным. В результате появляются «педагогически запущенные» несовершеннолетние, неуспевающие и склонные к конфликтам.
Социальная дезадаптация — более высокая степень дезадаптации, характеризующаяся асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации — семьи и школы. Такие подростки нуждаются в более серьезной социально-педагогической и социально-психологической помощи, которая м.б. оказана в спец. Учр.
Дезадаптированные дети — дети, которые по различным причинам не могут на равных со сверстниками адаптироваться к условиям среды их жизнедеятельности, что существенно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении.
Типы дезадаптации в зависимости от характера:
- патогенная дезадаптация (патологии психич. развития, поражение ЦНС) – игротерапия, сказкотерапия, коррекционно-развивающая физкультура;
- психосоциальная дезадаптация (половозрастные особенности) – психокоррекционные техники;
- соц. дезадаптация (нарушение ценностных ориентаций);
- психическая дезадаптация (акцентуации характера).
Среди причин школьной дезадаптации можно выделить проблемы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.
1.
Проблемы социального
2.
Проблемы медицинского
3.
Проблемы психологического
4.
Проблемы педагогического
Т.о.,
нарушения социально-
Профилактика школьной дезадаптации:
Актуальность
данного направления
Социальная профилактика — деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
Информация о работе Роль воспитании и его место в системе факторов развития человека.