Роль воспитании и его место в системе факторов развития человека.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:50, реферат

Описание работы

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям соц. среды называется социальной адаптацией. Социальная адаптация является непременным условием и рез-ом успешной социализации ребенка.
Социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализация (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие м\д процессами социализации и индивидуализации происходит интеграция ребенка в социум.

Работа содержит 1 файл

Роль воспитании и его место в системе факторов развития человека.docx

— 20.96 Кб (Скачать)

  Роль  воспитании и его место в системе факторов развития человека.

  Освоение  ребенком механизма ролевого поведения  обеспечивает ему включенность в  социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для  него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс  приспособления индивида к условиям соц. среды называется социальной адаптацией. Социальная адаптация является непременным  условием и рез-ом успешной социализации ребенка.

  Социальное  развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализация (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие м\д процессами социализации и индивидуализации происходит интеграция ребенка в социум.

  Если  ребенок преодолел фазу адаптации  и начинает предъявлять окружающим свои индивидуальные отличия, которые  они отвергают как не соответствующие  их представлениям и потребностям, это может привести к развитию у ребенка негативности, подозрительности, агрессивности. Положительное вхождение  ребенка в группу, его интеграция способствует формированию у ребенка  чувства товарищества. При вхождении  ребенка в  асоциальную группу у него могут развиваться асоциальные  качества.

  Все эти процессы могут проходить  спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности  ребенка, а могут регулироваться целенаправленным влиянием на развитие ребенка – воспитанием.

  Соотношение понятий «воспитание» и «социализация»: одни педагоги пытаются заменить воспитание социализацией, другие рассматривают  воспитание как часть социализации личности ребенка, третьи под социализацией  понимают  гражданское и нравственное воспитание. Общим является то, что  воспитание – один из основополагающих факторов социализации личности ребенка.

  В самом общем виде воспитание –  целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной  частью влияния социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличии от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, социальными педагогами и др. через воспитание происходит учет др. соц. факторов, влияющих на социализацию ребенка – среды, в кот. он находится, средств массовой коммуникации, культуры и других. В процессе воспитания учитывается т.ж. индивидуальная самобытность каждого ребенка. Воспитание занимает определенное место среди др. соц. факторов и не может их ни заменить, ни исключить.

  Влияние воспитания на развитие ребенка динамично  меняется с течением времени. Чем  меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и  развитие личности.

  В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния др. соц. факторов происходит естественный процесс  интеграции ребенка в общество, т.е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние соц. среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.

  Цель  воспитания достигается в результате продолжающегося всю жизнь изменения  человека под влиянием целенаправленного  воздействия воспитателей и самоусовершенствования воспитуемых. Продвижение к цели воспитания осуществляется в результате совместной деятельности воспитателей и воспитуемых.

  Категории СП:

  СП  д-ть - разновидность профессиональной деятельности, направленная и оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации и обществе.

  Социальное  обучение - целенаправленный процесс  и результат передачи социальных знаний и формирование социальных умении и штыков у детей.

  Социально воспитание - целенаправленный процесс  формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

  Социализация  — многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни  в обществе, усвоение его норм, правил, знаний и т.д. Одним из социально-психологических  механизмов социализации является адаптация (приспособление индивида к выполнению им определенной социальной роли).

  Социальная дезадаптация в педагогическом аспекте — особый вид поведения несовершеннолетнего, не соответствующий основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательным для детей и молодежи.

  Антиобщественное  поведение — юристы различают  три вида: аморальное (нарушение  норм морали и правил человеческого  общения), противоправное (неуголовно наказуемое правонарушение) и преступное (нарушение уголовно-правовых норм). Ранней профилактике подлежат первые два вида.

  Девиантное (отклоняющееся) поведение — нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями. Очень редко в смысле «отклоняющееся поведение» употребляется термин «аберация поведения».

  Делинквентность (англ. «провинность») — психическая готовность к правонарушению. Данное понятие характеризует случаи повторяющихся, асоциальных по своей направленности поступков и действий, формирования отрицательно ориентированных личностных установок.

  Социализация - развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

  Автором термина «социализация» применительно  к человеку является Гиддингс. В середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований.

  Анализ  многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов. Первый подход утверждает или предполагает пассивную  позицию человека в процессе социализации (субъект-объектный подход). У истоков этого подхода стоят Дюркгейм и Парсонс. Второй подхо - человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого (субъект-субъектный). Основоположниками были Кули и Мид.

  Сущность  социализации состоит в сочетании  приспособления (адаптации) и обособления  человека в условиях конкретного  общества.

  Социализация  протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством  разнообразных условий, более или  менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия  принято называть факторами. Факторы  социализации условно можно объединить в четыре группы

  Первая - мегафакторы - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

  Вторая - макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

  Третья - мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, ТВ и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

  Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частые организации, микросоциум.

  Соц-ция происходит с помощью ряда «механизмов»: - Импринтинг (запечатление); - Подражание, - Идентификация (отождествление), - Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.); - Институциональный механизм социализации, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями; стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, - Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

  Кроме того, социализация в целом - процесс  непрерывный, так как человек  постоянно взаимодействует с  социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.

  Адаптация — приспособление организма и  его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической  организации индивида при изменившихся условиях жизни.

  Адаптация педагогическая (социально-педагогическая) — явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация  свидетельствует, что условия, в  которых находился данный человек, для него наиболее оптимальны с позиции  научения и воспитания (социализации, социального воспитания).

  Дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

  Школьная дезадаптация — несоответствие социо-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным. В результате появляются «педагогически запущенные» несовершеннолетние, неуспевающие и склонные к конфликтам.

  Социальная  дезадаптация — более высокая степень дезадаптации, характеризующаяся асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации — семьи и школы. Такие подростки нуждаются в более серьезной социально-педагогической и социально-психологической помощи, которая м.б. оказана в спец. Учр.

  Дезадаптированные дети — дети, которые по различным причинам не могут на равных со сверстниками адаптироваться к условиям среды их жизнедеятельности, что существенно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении.

  Типы  дезадаптации в зависимости от характера:

- патогенная  дезадаптация (патологии психич. развития, поражение ЦНС) – игротерапия, сказкотерапия, коррекционно-развивающая физкультура;

- психосоциальная дезадаптация (половозрастные особенности) – психокоррекционные техники;

- соц.  дезадаптация (нарушение ценностных ориентаций);

- психическая дезадаптация (акцентуации характера).

  Среди причин школьной дезадаптации можно  выделить проблемы социального, медицинского, психологического и педагогического  характера.

  1. Проблемы социального характера  проистекают из социального статуса  ребенка-сироты в детском доме  или школе-интернате, он «ничей»  ребенок

  2. Проблемы медицинского характера  обусловлены патологическими отклонениями  в состоянии здоровья детей-сирот. 

  3. Проблемы психологического характера  чаще определяются недостатком  родительской ласки и любви,  ранней депривацией неформального общения со взрослыми.

  4. Проблемы педагогического характера  наиболее часто связаны с социально-педагогической  запущенностью детей-сирот, поступающих  в детский дом, с девиантным поведением до поступления в детский дом и в первые месяцы после поступления.

  Т.о., нарушения социально-психологической  адаптации приводят к дисгармонизации отношений личности с соц. средой (низкая социализация, не приспособленность к жизни и др.).

  Профилактика  школьной дезадаптации:

  Актуальность  данного направления деятельности социального педагога связана с  относительной распространенностью  поведенческих расстройств патологического  и непатологического характера  и их отрицательной личностной и  социальной значимостью.

  Социальная  профилактика — деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально  терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих  их причин.

Информация о работе Роль воспитании и его место в системе факторов развития человека.