Роль семья в формировании личности ребенка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. сбор материала по проблеме исследования;
2. структурирование и систематизация данного материала;
3. раскрытие основных понятий, необходимых для изучения данной проблемы;
4. выделение основных приемов и методов влияния семьи на личность и рассмотрение эффекта этого влияния.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. 4
1.1 ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ 5
1.2 СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ 7
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 9
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. 13
2.1 ТИПЫ СЕМЬИ. 13
2.2 УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ. 16
2.3 РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРИМЕР И АВТОРИТЕТ. ВИДЫ ЛОЖНОГО АВТОРИТЕТА РОДИТЕЛЕЙ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

курсовая. роль семьи в формировании личночти ребенка в россии.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Трудно переоценить  значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий  жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме - правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

Трудовое  воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

Развитые  в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и  взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания. Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и старших братьев и сестер. Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всем. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность [1, C.67].

Все эти условия  влияют на ребенка в положительную  сторону. Вырабатывают такие качества как начитанность, самостоятельность, доброта и т.д. Также на успешное воспитание влияет авторитет родителей, есть вещи, которые ребенок не сможет понять, а слово старшего и опытного родителя примется им на веру. У старшего больше опыта и он больше знает чем, вследствие чего ребенок примет эту информацию как-то, что ему уже давно знакомо.

2.3 Родительский  пример и авторитет. Виды ложного  авторитета родителей

Авторитет родителей  — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу - все это слагаемые родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.[11, C.23]

В связи с  особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в  семье индивид получает первый жизненный  опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными  примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.[13, C.64]

Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего  таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, - то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский, а может и материнский, террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и других членов семьи, мать например. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от отца, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.

Авторитет чванства. Это особый вид вредного авторитета. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они - самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность своим детям. Дома они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, дети начинают вести себя также.

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей. Они уверены в  том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их - это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек не твёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе и на хорошие картины. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально  заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети - это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребёнок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями.

Авторитет любви. Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а  чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты нас не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребёнок...» Такая семья настолько погружается в море сентиментальности, что уже ничего другого не замечает. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циничным расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители. Безусловно, «безлюбовь» к своему чаду показывать важно и нужно

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать родителями. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно.

Авторитет дружбы. Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В  общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

Авторитет, какой  бы он ни был, имеет неизмеримое влияние на любого человека. Поэтому очень важно выбрать именно ту комбинацию авторитетов, чтобы ребенок вырос той сформированной личностью, какой его и видят родители.

Все семьи  отличаются нравами и традициями, социальным статусом, духовным развитием. Именно по этому сложно подобрать правильную тропинку, по которой должен пройти ребенок, для формирования у него качеств успешной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В нашем исследовании, посвященной  изучению семейной педагогики была предпринята попытка рассмотреть область знаний педагогики как науки о воспитании.

Семейная  педагогика вбирает в себя опыт предшествующих поколений, проверенные веками нравственные истины, подлинные духовные ценности, укорененные в народном сознании и утверждающиеся в религиозной жизни. Положительный вклад, внесли в теорию и практику семейного воспитания советского периода Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

Проанализировав литературу по данной проблеме, можно сказать, что семья является той малой ячейкой общества, в которой человек проводит большую часть своего времени, и где как не в семье нужно формировать систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, отношение к окружающему миру и самому себе.

От семьи  напрямую зависит, какой будет та личность, что она воспитывает. Теплые, дружественные отношения между  членами семьи, следования традициям  формирует у человека такое же теплое отношение и к окружающим.

Так как ребенок  «впитывает» получаемую информацию как губка, нужно пристально следить за тем, что он должен знать, а что не должен. Здесь очень важно самим родителям следить за этим, так как именно их слова воспринимаются как факт для ребенка. Для него это мнение является авторитетным, ведь жизненный опыт родителей много больше его собственного.

Подводя итог, можно сказать, что семья –  это механизм. От качества каждой из его шестеренок и от слаженности  их взаимодействия зависит, какой вырастет личность и какие у нее будут  ценности.

 

Список литературы

 

  1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – СПБ. : Питер, 2011. – 400 с.
  2. Антонов, А. И. Социология семьи /  А. И. Антонов, В. М. Медков. – М. : Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 304 с.
  3. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика // Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – 2-е изд. / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 440 с.
  4. Гозман, Л. Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Л. Я. Гозман // Вестник МГУ. – Сер. Психология.  – 1985. – №4. – С.10-20.
  5. Гурко, Т. А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей /  Т. А. Гурко // Социологические исследования. – 1996. – № 3. – С. 81-90.
  6. Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 2001. – №11. – С. 108 - 113
  7. Закирова, В. М. Развод и насилие в семье - феномены семейного неблагополучия / В. М. Закирова // Социологические  исследования. – 2002. – № 12. – С. 131-134
  8. Карцева, Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л. В. Карцева // Социологические исследования. – 2003. – №7. – С. 92-100
  9. Кравченко, А. И. Социология // Учебник для вузов. / А. И. Кравченко – М. : Академический проект, 2001. – 3-е изд., перераб. и доп. – 508 с. – (Gaudeamus)
  10. Краснова, В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе // Учебное пособие. / В. Г. Краснова – Волгоград: Изд-вo Волгогр. гoс. ун-та, 2004. – 60 с.
  11. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание // Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. / Т. А. Куликова – 2 изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 104 с.
  12. Лунякова, Л. Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей / Л. Г. Лунякова //Социологические исследования. – 2001. – №8. – С. 86-95
  13. Мамнева, В. А. Работа с родителями // Пособие для учителя. Из опыта работы / В. А. Мамнева – М. : Просвещение, 1982. – 34 с.
  14. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев – М. : Гардарики, 2005. – 269 с.
  15. Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М. В. Салтыкова-Волкович. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 63 с.
  16. Педагогика // Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  17. Прокофьева, Л. М. Отцы и их дети после развода / Л. М. Прокофьева // Социологические исследования. – 2002. – №6. – С. 111 - 115
  18. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования // Учебное пособие / О. Г. Прохорова – М. ; ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
  19. Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей // Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. / Л. И. Савинов, Е. В. Камышова – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 260 с.
  20. Солодников, В. В. Социология социально-дезадаптированной семьи. / В. В. Солодников – СПб. : Директ, 2007. – 384 с.
  21. Солодников В. В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения / В. В. Солодников // Социологические исследования. – 2004. – №6. – С. 76-84
  22. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.
  23. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи / Ю. В. Федотова // Социологические исследования. – 2003. – № 11. – С. 137 - 141
  24. Харламов, И.Ф. Педагогика // Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов – М. : Высш. шк., 1990. – 576 с.
  25. Шилов, И. Ю. Фамилистика: психология и педагогика семьи: практикум / И.Ю. Шилов. – Санкт-Петербург: Петрополис, 2000. – 416 с.

Информация о работе Роль семья в формировании личности ребенка в России