Роль семья в формировании личности ребенка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. сбор материала по проблеме исследования;
2. структурирование и систематизация данного материала;
3. раскрытие основных понятий, необходимых для изучения данной проблемы;
4. выделение основных приемов и методов влияния семьи на личность и рассмотрение эффекта этого влияния.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. 4
1.1 ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ 5
1.2 СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ 7
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 9
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. 13
2.1 ТИПЫ СЕМЬИ. 13
2.2 УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ. 16
2.3 РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРИМЕР И АВТОРИТЕТ. ВИДЫ ЛОЖНОГО АВТОРИТЕТА РОДИТЕЛЕЙ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

курсовая. роль семьи в формировании личночти ребенка в россии.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования: главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, то сохраняет в течение всей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов не сравнится с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. По этому семья не может быть заменена никакими другими социальными учреждениями, так как именно здесь формируется система ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе самому и к окружающему его миру.

По выбранной  работе мы попытаемся изучить труды  научных деятелей, посвященных проблеме развития личности ребенка в семьях. Теоретический анализ показал, что  большое количество научных деятелей проводили крупные исследования в этой области. Например, Мудрик А. В., Кравченко И. А., Шилов И. Ю в своих работах раскрыли такие понятия как «личность», «семья», «воспитание» и т.д.; В работах Васильковой Ю. В. и Мардахаева Л. В. рассматривается семья, как фактор, влияющий на становление личности; работы Луняковой Л. Г., Дементьевой В. Ф., Савинова Л. И. и Камышовой Е. В. рассматривается вопрос воспитания детей в неполных семьях.

Проблема исследования: какое влияние оказывает семья на развитие личности своего ребенка.

Решение данной проблемы является целью исследования

Объектом исследования: является семья, как воспитательный институт.

Предмет исследования: сущность, механизмы воспитания в семье и ее влияние на становлении личности ребенка.

Задачи исследования:

    1. сбор материала по проблеме исследования;
    2. структурирование и систематизация данного материала;
    3. раскрытие основных понятий, необходимых для изучения данной проблемы;
    4. выделение основных приемов и методов влияния семьи на личность и рассмотрение эффекта этого влияния.

Методы исследования: теоретический анализ и систематизация литературы по проблеме исследования, анализ понятийно-терминологического аппарата исследования, индукция, дедукция, цитирование.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Семья  как социальный и духовный институты  формирование личности.

1.1 Понятия  семьи в историко-педагогической  ретроспективе

 

Чтобы определить роль семьи в становлении личности ребенка, первым шагом который нужно сделать, определить, а что же такое семья и в каком контексте мы будем ее рассматривать.

Мудрик А. В. считал, что семья: «…это основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [22, C.50].

Определение семьи по Кравченко И. А. звучит так: «… основанная на браке, кровном родстве или опекунстве малая группа, члены которой связанны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью» [9, C.240].

По мнению Харламова И. Ф. «… Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми как малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [24, С.62].

В контексте  нашей научной работы мы будем  использовать определение И. Ю. Шилова: «Семья – это тот институт, который  обеспечивает ребенка необходимым  минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью» [25, C.48].

Среди выше представленных определений, а соглашусь с точкой зрения Шилова. По моему мнению, это  определение отображает семью именно такой, какой она и должна быть. То, что ребенок приобретает в  детские годы в семье, то сохраняет в течение всей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов не сравнится с семьей. Общение выступает передачей информации от более зрелого, социально и духовно опытного родителя своему ребенку.

Семья является важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития ребенка. Семья создаёт понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают.

Среди изученных определений личности мы выделим определение Мардахаева. «Личность – это конкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития» [14, C.50]. Именно его я буду использовать в своей работе для определения тех качеств, которые должна привить своему ребенку семья.

Формирование  личности – процесс становления  человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д.

Семья - это та микросреда, в которой формируется личность ребенка. В ней все сказывается на развитии ребенка: микроклимат, взаимоотношения, отношения членов семьи к ребенку, материальные условия и др.  Семья определяет своеобразие ухода за ребенком, является примером для подражания во всем, помогает в реализации потребности в первичном социальном общении, удовлетворении интереса и любознательности и др. 

Становление личности в семье происходит в  процессе общения и наблюдения за родителями, сестрами, бабушками и дедушками и другими родственниками. Ребенок с первых дней жизни, находясь в семье, окружен заботой и теплом, родители дают ему достаточно информации, которая, по их мнению, уместна, обучают простейшим вещам, дают некоторую работу и прививают трудолюбие. Мать или отец, читая сказки, делают первые шаги к литературному становлению ребенка.

Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния  общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.

Отношения в  семье влияют также на то, как  ребенок в дальнейшем будет строить  свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье он получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, какими ценностями обладают родители и какие отношения скрадываются между старшим и младшим поколением.

Значит, если учесть все факторы влияния семьи на своего ребенка, то следует отметить, что чем лучше семья влияет на воспитание своего чада, то тем выше будет результат всестороннего воспитания этой будущей успешной личности.

Семья является источником теплоты, уюта, социального  и духовного опыта. Ребенок, проводя большое количество времени в семье, получает от родителей опыт, который они получили от своих родителей и переиначенный для современного использования в связи с постоянно меняющимся окружающим миром и его нравами и традициями.

1.2 Семья и семейные отношения в отечественной традиции

 

Семейная  педагогика – это наука о воспитании детей в семье. Она изучает  специфику условий семейного  воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.

Семейная  педагогика вбирает в себя опыт предшествующих поколений, проверенные веками нравственные истины, подлинные духовные ценности, укорененные в народном сознании и утверждающиеся в религиозной  жизни.

В этом значении, семейная педагогика,  как средоточие народной, житейской мудрости и практического следования традиционному духовно-нравственному вероучению становится непреходящей ценностью, одной из основ уклада русского мира, условием сохранения и духовного приумножения   традиций народной жизни (1, C.8-10).

Семейная  педагогика, как единственно возможное  средство  установления духовного  единства детей и родителей, возвращения  семье ее подлинного смысла и назначения, утверждения детей в  нравственных ценностях и удовлетворения их духовных потребностей, должна быть признана национальным достоянием. 

Однако нельзя не отметить тот положительный вклад, который внесли в теорию и практику семейного воспитания советского периода  Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

Известные педагоги – П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и другие – считали необходимым опереться  на положительные традиции семьи, чтобы  воспитать энергичного, делового человека, адаптированного к социальным и  экономическим условиям новой жизни. По их мнению, в воспитательных целях необходимо использовать теплоту и сердечность семейных взаимоотношений, трудолюбие детей, умение преодолевать трудности, обогатив детей новыми социалистическими ценностями. Они считали, что процесс социализации детей будет более эффективным в том случае, если советская школа и семья взаимодополнят друг друга, чтобы помочь развитию ребенка, сформировать у него гуманистические ценности.

Большое значение педагогическому просвещению родителей  придавала Н.К. Крупская. Она обращала внимание на необходимость популярного изложения вопросов педагогики в литературе для родителей, на связь конкретных проблем семейного воспитания с общими социальными проблемами. Н.К. Крупская говорила о роли педагогических консультаций (3, C.195-197).

Важные вопросы  семейной педагогики поднимал А.С. Макаренко: об организации жизни семьи, о  единстве требований к детям со стороны  взрослых, создании определенного тона и стиля семейной жизни и семейного  воспитания как одной из важнейших  сторон этой жизни. А.С. Макаренко считал, что «необходимо формировать у родителей критическое отношение к себе, они должны уметь контролировать свое поведение», что «нет готовых рецептов в воспитании, поскольку все случаи сугубо индивидуальны». Родителям, допустившим ряд серьезных ошибок, нужно заново начинать всю воспитательную работу, многое пересмотреть, и прежде всего, «самого себя положить под микроскоп». А.С. Макаренко дает родителям совет – искать причины неудач воспитания в самих себе, советует оглянуться назад, приступить к «ревизии собственного поведения» [3, C.238-239].

Большой вклад  в семейное воспитание внес В.А. Сухомлинский. В семье В.А. Сухомлинского росли  собственные дети, и повседневные наблюдения за ними, участие вместе с женой Анной Ивановной в воспитании их дало немало пищи для размышлений «над теми тайниками человеческой души, которые трудно поддаются воспитанию, о которых воспитатели нередко забывают» (3, C. 232).

Следует отметить, что все известные отечественные педагоги, приверженцы семейной педагогики утверждали, что родители, и только они способны заложить фундамент личности их ребенка, используя свой социальный опыт. И если допустить оплошность на какой-нибудь стадии становления личности, весь процесс придется начитать сначала. Но как бы то ни было, воспитание любого человека, это процесс индивидуальный и неповторимый.

Роль семьи  в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. Именно в семье должна проходить вся жизнь ребенка. Очень важно, чтобы семья развивалась в соответствии с изменением окружающего мира, но и о издревле заложившихся нормах и принципах забывать тоже нельзя.

1.3 Характеристика  современной семьи, тенденции  ее развития

 

В настоящее  время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как репродуктивная, хозяйственная, восстановительная, воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Репродуктивная  функция - это биологическое воспроизводство  и сохранение потомства, продолжение  человеческого рода. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность  иметь детей, заботиться о них, воспитывать.

Репродуктивная  функция семьи привлекает пристальное  внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков  и т.д. Дело заключается в том, что для поступательного развития человечества важно и количественное, и качественное воспроизводство населения. От семьи непосредственно зависит, возрастет ли численность живущих на Земле людей и каков будет ее качественный вклад в население, что принесут ее дети окружающему миру.

В последние  годы растет число супружеских пар, которые сознательно отказываются от рождения детей. Чаще всего это  так называемые «карьеристы», не желающие усложнять свою жизнь «детскими» проблемами. Некоторые супруги откладывают  рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иными трудностями. На фоне таких семейных пар особо отчетливо высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар. По статистическим данным, в России значительная часть женщин детородного возраста не могут иметь детей по медицинским показателям (чаще всего это последствие аборта). Резко прогрессирует в последние годы рост мужского бесплодия, на долю которого приходится 40% бездетных браков [11, C.18-19].

Информация о работе Роль семья в формировании личности ребенка в России