Роль семьи в воспитании детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

В условиях ценностного вакуума, связанного с институциональным кризисом, можно ожидать воспроизведения наиболее традиционных, усвоенных на личном опыте моделей и ценностных представлений, в том числе относящихся к проблемам воспитания. Рост роли семьи, отражаемый опросами1, в современном контексте может быть интерпретирован в связи с представлением о семье как «убежище», защищающем человека, потерявшего твердую ориентацию, от окружающего мира, который воспринимается в основном как враждебный, несправедливо устроенный, опасный и жесткий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Семья как структурная единица общества……………………………………4

2. Проблемы современной семьи………………………………………………...6

3. Роль семьи в воспитании детей………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Педагогика_семья.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

     На  сегодняшний день становится актуальным проблема процесса эмансипации детей  от родителей; резкий переход от закрытых браков к открытым; тенденция снижения числа вновь зарегистрированных браков и увеличение количества разводов; связь между поколениями рвется, наблюдается высокая затратность с рождением ребенка; увеличивается процент оставленных, брошенных детей при живых родителях. Необходимо отметить тот факт, что в сложившейся экономической ситуации снижается тенденции родительства в связи с ориентацией на малодетность и бездетность вообще.

     За  последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального  сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или  отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей  в следствии жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность.

     Не  могут не тревожить негативные тенденции  в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе.

 

3. Роль семьи в  воспитании детей.

     Семья является своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности. Но семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей,  что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу нередко сам того не ведая формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей.

     Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими  и прочными. Они включают четыре основных  вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические - это отношения биологического   родства   и   половые  отношения.   Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а так же статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные - это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т. п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей.  Внутри каждого  из  видов отношений  могут  существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании.

     В связи с особой воспитательной ролью  семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи  на воспитание ребенка. Для этого  сначала необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

     Совместная  жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения читаться с личными интересами и  потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание руг с другом. Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту. Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. 

     Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические  нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

     Для достижения воспитательных целей в  семье родители обращаются к разнообразным  средствам воздействия: поощряют и  наказывают ребенка, стремятся стать  для него образцом. Однако возрастает число детей, которых воспитывают не родители, а гувернантки, репетиторы. Родители не находят времени заниматься с ребенком в сложившейся экономической ситуации. Перед ними стоит иная задача – прокормить семью, а для этого нужно работать либо в сфере бизнеса, либо на двух, трех работах. Вот и встает вопрос: «Ради чего или кого родители идут на такой компромисс?»

     В психологически различных условиях оказываются и несколько по-разному  должны воспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено, например, что со своим первенцем родители обращаются иначе, чем с детьми, которые рождаются позднее. С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

     Братья  и сестры по-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек. Мальчики, у  которых есть старшие братья, проявляют  больше чисто мужских черт и интересов, чем девочки, имеющие старших сестер, обнаруживают у себя женские интересы и черты. Девочки, у которых есть старшие братья, нередко оказываются более честолюбивыми и агрессивными, чем те, у кого таких братьев нет. Они также обладают многими мужскими чертами характера, имеют более развитые интеллектуальные способности, чем девочки, которых воспитывали только старшие сестры.

     Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Особенно заметно ощущается разница в поведении мальчиков в семьях без отцов в первые годы жизни. Двухлетние дети, живущие в таких семьях, нередко менее самостоятельны и больше проявляют тревожность и агрессивность, чем дети, у которых были отцы.

     Еще не научившись осмысливать и усваивать  содержание речи окружающих, ребенок  улавливает в их общении нравственную окраску интонаций: доброжелательность, уважение или, наоборот, пренебрежительность, равнодушие и т.д. Уже сами интонации, систематически воспринимаемые ребенком, влияют на его нравственную направленность, являются одной из предпосылок формирования фундамента нравственной культуры. Не только эмоционально-нравственный настрой, но и содержание моральных норм, форма их проявления воспринимаются ребенком впервые в семье и в значительной мере предопределяют степень освоения личностью нравственных норм.

     Традиционно во многих определениях духовности и нравственности подчеркивается, что они представляют собой, прежде всего, формирование необходимых качеств. Сразу возникает вопрос о том, кто и каким образом формирует их содержание? У каждого учителя может быть свое собственное представление о том, какие правила и нормы следует вырабатывать у ребенка на конкретном этапе его социализации.

     Исследования  показывают, что родители весьма произвольно  определяют, например, период действа, когда необходимо воспитывать честность, ответственность, гордость и многие другие нравственные качества. Также отсутствует единство мнений по поводу ведущего субъекта формирования организованности любви к знаниям, заинтересованности к учебе и т.п. Может, в качестве такового выступает семья, школа, учреждения дополнительного образования, средства массовой информации?

     Причина такой неопределенности в том, что  в современных условиях у самого социума отсутствуют четкие представления  о том, какие же нормы и правила, регулирующие нравственную, эстетическую, трудовую, семейно-бытовую деятельность, досуг человека, должны быть освоены в достаточно полном виде до достижения взрослого состояния.

     Уровень овладения культурой, а именно, духовно-нравственными  ценностями определяется тем, насколько  индивидуальные цели, ценностные ориентации, установки, а также сами практические действия соответствуют принятым нормам и правилам. Современная семья нуждается в поддержке государства, институтами образования и социальной политики, чтобы можно было говорить о будущем России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

     Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что  это приводит к появлению у  них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     Проявлениями  кризиса современной семьи служат такие показатели, как падение  рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, сознательный отказ от рождения единственного ребенка, массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

     Показателем кризиса семьи выступает также  резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. По количеству разводов Россия занимает первое место в мире.

     Таким образом, совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранова Е.В. Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи//Психологический журнал. – 2001. - № 2. – С. 9-16.
  2. Зоркая Н., Леонова А. Семья и воспитание детей: частные изменения или системный сдвиг? //Отечественные записки. № 3(17). 2003.
  3. Исаева И. Ю. Воспитание: брошенная территория. К вопросу об организации семейного досуга. // Начальная школа плюс До и После. - № 04. - 2004.
  4. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и компания», 2004.

Информация о работе Роль семьи в воспитании детей