Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 05:58, реферат
Роль образования в экономическом и социальном прогрессе общественное сознание сегодня рассматривает через понятие «человеческий капитал». Исследования ряда экономистов, начиная с середины XX в., позволили выявить основные факторы роста производительности труда, среди которых находится фактор, связанный с приобретаемыми и развиваемыми способностями человека к труду, получивший название человеческого капитала.
1.
Давать определенное
2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.
По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.
Из
различных форм СРС для практических
занятий на старших курсах наилучшим
образом подходят “деловые игры”.
Тематика игры может быть связана
с конкретными
Активность
работы студентов на обычных практических
занятиях может быть усилена введением
новой формы СРС, сущность которой
состоит в том, что на каждую задачу
студент получает свое индивидуальное
задание (вариант), при этом условие
задачи для всех студентов одинаковое,
а исходные данные различны. Перед
началом выполнения задачи преподаватель
дает лишь общие методические указания
(общий порядок решения, точность
и единицы измерения
Другая форма СРС на практических занятиях
может заключаться в самостоятельном
изучении принципиальных схем, макетов,
программ и т.п., которые преподаватель
раздает студентам вместе с контрольными
вопросами, на которые студент должен
ответить в течение занятия. Выполнение
лабораторного практикума, как и другие
виды учебной деятельности, содержит много
возможностей применения активных методов
обучения и организации СРС на основе
индивидуального подхода.
При проведении лабораторного практикума
необходимо создать условия для максимально
самостоятельного выполнения лабораторных
работ. Поэтому при выполнении работы
необходимо:
Разработка
комплекса методического
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
-
текущий контроль, то есть регулярное
отслеживание уровня усвоения
материала на лекциях,
-
промежуточный контроль по
-
самоконтроль, осуществляемый студентом
в процессе изучения
-
итоговый контроль по
-
контроль остаточных знаний и
умений спустя определенное
В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессионального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т.е. являться партнерами.
Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы. Вместе с тем, поощряется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы.
Рейтинговая система - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой - объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания. Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльную оценку доступна, легко подсчитывается как преподавателем, так и студентом: 85%-100% максимальной суммы баллов - оценка «отлично», 70%-85% - оценка «хорошо», 50%-70% - «удовлетворительно», 50% и менее от максимальной суммы - «неудовлетворительно».
При
использовании рейтинговой
Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).
Большинство
студентов положительно относятся
к такой системе отслеживания
результатов их подготовки, отмечая,
что рейтинговая система
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.
Весьма
полезным, на наш взгляд, может быть
тестовый контроль знаний и умений
студентов, который отличается объективностью,
экономит время преподавателя, в
значительной мере освобождает его
от рутинной работы и позволяет в
большей степени
Тестирование
помогает преподавателю выявить
структуру знаний студентов и
на этой основе переоценить методические
подходы к обучению по дисциплине,
индивидуализировать процесс обучения.
Весьма эффективно использование тестов
непосредственно в процессе обучения,
при самостоятельной работе студентов.
В этом случае студент сам проверяет свои
знания. Не ответив сразу на тестовое задание,
студент получает подсказку, разъясняющую
логику задания и выполняет его второй
раз.
Следует отметить и все шире проникающие
в учебный процесс автоматизированные
обучающие и обучающе-контролирующие
системы, которые позволяют студенту самостоятельно
изучать ту или иную дисциплину и одновременно
контролировать уровень усвоения материала.
В заключение отметим, что конкретные
пути и формы организации самостоятельной
работы студентов с учетом курса обучения,
уровня подготовки обучающихся и других
факторов определяются в процессе творческой
деятельности преподавателя, поэтому
данные рекомендации не претендуют на
универсальность. Их цель - помочь преподавателю
сформировать свою творческую систему
организации самостоятельной работы.
Информация о работе Роль образования в экономическом и социальном прогрессе общественное сознание