Роль образования в экономическом и социальном прогрессе общественное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 05:58, реферат

Описание работы

Роль образования в экономическом и социальном прогрессе общественное сознание сегодня рассматривает через понятие «человеческий капитал». Исследования ряда экономистов, начиная с середины XX в., позволили выявить основные факторы роста производительности труда, среди которых находится фактор, связанный с приобретаемыми и развиваемыми способностями человека к труду, получивший название человеческого капитала.

Работа содержит 1 файл

Inqnurujn.docx

— 45.78 Кб (Скачать)

       Роль  образования в экономическом  и социальном прогрессе общественное сознание сегодня рассматривает через понятие «человеческий капитал». Исследования ряда экономистов, начиная с середины XX в., позволили выявить основные факторы роста производительности труда, среди которых находится фактор, связанный с приобретаемыми и развиваемыми способностями человека к труду, получивший название человеческого капитала. Образование как процесс и результат получения знаний, компетенций и квалификаций, становится значимым фактором экономического и культурного роста общества и индивида1.

       В экономической и педагогической науке наметились системные подходы  к оценке роли образования как структурного компонента человеческого капитала2.

       Особого внимания требует изучение методологических принципов совершенствования системы высшего экономического образования как фактора эффективного развития общества и человека.

       Реформирование  систем высшего образования происходит одновременно в огромном количестве стран, что делает образовательное пространство непредсказуемым и часто не соответствующим потребностям реального рынка труда конкретных государств. Определенное развитие получила интеграция систем высшего образования стран, которые входят в Содружество независимых государств и Евроазиатского экономического содружества. Эти процессы направлены на создание условий для гармонизации независимых национальных систем образования, что может влиять на формирование процессов миграции учащейся молодежи и отражаться на интересах рынка труда.

       Европейский опыт построения общего образовательного пространства, выраженный в Лиссабонской концепции, позволяет системе высшего образования Беларуси использовать новые принципы модернизации, связанные с мобильностью специалистов и равноценностью их компетенций, а также практические подходы к оценке документов об образовании и механизмам их признания. Несмотря на усилия по формированию единого образовательного пространства, приходится констатировать, что национальные системы высшего образования многих стран далеки от единообразия.

       Изменение структуры  и дальнейшее развитие экономического образования, ориентированного на рыночные решения, центральная задача системы  образования российских университетов  в свете ее соответствия меняющимся экономическим процессам. Как бы ни были важны краткосрочные мероприятия  по повышению квалификации ведущих и преподавательских кадров в области экономики, гораздо важнее все-таки заложить долгосрочный фундамент экономического образования.

       Современный этап развития российского общества ставит новые  задачи перед системой образования. Задачей образования становится не простая передача суммы накопленных  знаний, а обучение слушателей навыкам  адаптации к быстро меняющимся экономическим  и социальным условиям. Результат  эффективного обучающего процесса заключается  теперь в умении студентов, прошедших  обучение, быстро встраиваться в динамичную среду жизнедеятельности общества. Сегодняшняя экономика предъявляет  постоянно растущий спрос на работников, сочетающих в себе высокую профессиональную компетентность с творческими, управленческими  и предпринимательскими способностями, с желанием и возможностями коллективной работы и навыками социального общения.

       Проблема  высшего образования вообще и  экономического в частности многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагирует на вызовы общественного развития. В значительной мере это относится и к экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых обстоятельствах отличается своей основательностью, фундаментальностью. И эту особенность университетского образования не может смести никакой ветер перемен ни в самой системе образования, ни в российском обществе в целом.

       В настоящее время актуальнее становится проблема методики преподавания экономических  дисциплин. Мы становимся свидетелями  реформирования системы высшего  образования. Все большее внимание уделяется самостоятельной работе. Заметны также и другие тенденции.

       За 100 лет существенно расширилась  предметная область экономической  теории, охватив различные уровни и аспекты экономической реальности.

       Если  классическая политэкономия фокусировала свое внимание на народнохозяйственных системах в состоянии равновесия, то теперь в арсенале экономиста есть теории, характеризующие явления  микро- и макроуровней, равновесные и неравновесные состояния, инерционные и эволюционные процессы. Экономика исследуется и со стороны общественного продукта как результата хозяйственной деятельности, и с точки зрения поведения ее участников, и в аспекте направляющей такое поведение институциональной среды3.

       Не  секрет, что эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой  преподавания. Широкое использование  унифицированных методов и переход  на исключительно письменный контроль за усвоением студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель-студент4.

       В учебном процессе обе стороны  должны играть творческую роль. Важно  избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты натаскиваются  на решение определенного типа задач, а развитие их экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных  задач. Студент должен научиться  разбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических процессах.

       Существенную  роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность деятельности кафедр трудно переоценить.

       Что характеризует самостоятельную  работу студентов как вид учебной  деятельности?

       Во-первых, он связан со всеми формами планового  учебного процесса.

       Во-вторых, он специфичен как по содержанию, так  и по многообразию методических приемов.

       В-третьих, руководство самостоятельной работой  требует от преподавателя не только теоретических знаний и методических умений, но и организаторских качеств.

       Сложность руководства и организации самостоятельной  работы студентов объясняется целым  рядом факторов, главными из которых  являются:

  • частая смена экономических приоритетов;
  • отсутствие стабильных учебников и пособий по экономическим наукам;
  • слабость фонда библиотек по проблемам экономики;
  • специфика этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);
  • отсутствие единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе.

       В частности, нет законодательно установленных  нормативов по самостоятельной работе, хотя в практике такие усредненные  нормативы сложились.

       Основными видами самостоятельной работы студентов  являются: конспектирование и отработка  лекций, изучение и конспектирование литературы и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к зачетам и экзаменам, подготовка контрольных, курсовых, выпускных  и дипломных работ.

       Роль  преподавателя в организации  и руководстве самостоятельной  работой включает в себя:

  • обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;
  • управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества работы;
  • контроль над самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;
  • коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.

       Подчеркивая педагогическую сущность самостоятельной  работы в процессе учебы, К.Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые, по возможности, учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

       Таким образом, только сочетание методических и организаторских усилий педагога, постоянная коллективная и индивидуальная забота и потребность обеспечат  эффективную и качественную самостоятельную  работу студентов. Организация самостоятельной  работы студентов по экономическим  дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое  образование и самостоятельность  мышления студентов.

       Самостоятельная работа способствует:

       – углублению и расширению знаний;

       – формированию интереса к познавательной деятельности;

       – овладению приёмами процесса познания;

       – развитию познавательных способностей.

       Именно  поэтому она становится главным  резервом повышения эффективности подготовки специалистов.5

       Основная  задача высшего образования заключается  в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом  виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного  их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти  оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

       Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход  от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и  возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

       В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы  и методы, система отслеживания результатов  являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования  и одной из наименее исследованных  проблем педагогической теории, особенно применительно к современной  образовательной ситуации (диверсификация высшего образования, введение образовательных  стандартов, внедрение системы педагогического  мониторинга и т.д.).

       В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной  работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый и др.) рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические, логические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане. Однако особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов – целостная педагогическая система, учитывающая индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.

       В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое  самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид  занятий, создающий условия для  зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В  широком смысле под самостоятельной  работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.  
Самостоятельная работа реализуется:

Информация о работе Роль образования в экономическом и социальном прогрессе общественное сознание