Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 05:58, реферат
Роль образования в экономическом и социальном прогрессе общественное сознание сегодня рассматривает через понятие «человеческий капитал». Исследования ряда экономистов, начиная с середины XX в., позволили выявить основные факторы роста производительности труда, среди которых находится фактор, связанный с приобретаемыми и развиваемыми способностями человека к труду, получивший название человеческого капитала.
Роль образования в экономическом и социальном прогрессе общественное сознание сегодня рассматривает через понятие «человеческий капитал». Исследования ряда экономистов, начиная с середины XX в., позволили выявить основные факторы роста производительности труда, среди которых находится фактор, связанный с приобретаемыми и развиваемыми способностями человека к труду, получивший название человеческого капитала. Образование как процесс и результат получения знаний, компетенций и квалификаций, становится значимым фактором экономического и культурного роста общества и индивида1.
В экономической и педагогической науке наметились системные подходы к оценке роли образования как структурного компонента человеческого капитала2.
Особого внимания требует изучение методологических принципов совершенствования системы высшего экономического образования как фактора эффективного развития общества и человека.
Реформирование систем высшего образования происходит одновременно в огромном количестве стран, что делает образовательное пространство непредсказуемым и часто не соответствующим потребностям реального рынка труда конкретных государств. Определенное развитие получила интеграция систем высшего образования стран, которые входят в Содружество независимых государств и Евроазиатского экономического содружества. Эти процессы направлены на создание условий для гармонизации независимых национальных систем образования, что может влиять на формирование процессов миграции учащейся молодежи и отражаться на интересах рынка труда.
Европейский опыт построения общего образовательного пространства, выраженный в Лиссабонской концепции, позволяет системе высшего образования Беларуси использовать новые принципы модернизации, связанные с мобильностью специалистов и равноценностью их компетенций, а также практические подходы к оценке документов об образовании и механизмам их признания. Несмотря на усилия по формированию единого образовательного пространства, приходится констатировать, что национальные системы высшего образования многих стран далеки от единообразия.
Изменение структуры
и дальнейшее развитие экономического
образования, ориентированного на рыночные
решения, центральная задача системы
образования российских университетов
в свете ее соответствия меняющимся
экономическим процессам. Как бы
ни были важны краткосрочные
Современный этап развития
российского общества ставит новые
задачи перед системой образования.
Задачей образования становится
не простая передача суммы накопленных
знаний, а обучение слушателей навыкам
адаптации к быстро меняющимся экономическим
и социальным условиям. Результат
эффективного обучающего процесса заключается
теперь в умении студентов, прошедших
обучение, быстро встраиваться в динамичную
среду жизнедеятельности
Проблема высшего образования вообще и экономического в частности многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагирует на вызовы общественного развития. В значительной мере это относится и к экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых обстоятельствах отличается своей основательностью, фундаментальностью. И эту особенность университетского образования не может смести никакой ветер перемен ни в самой системе образования, ни в российском обществе в целом.
В
настоящее время актуальнее становится
проблема методики преподавания экономических
дисциплин. Мы становимся свидетелями
реформирования системы высшего
образования. Все большее внимание
уделяется самостоятельной
За
100 лет существенно расширилась
предметная область экономической
теории, охватив различные уровни
и аспекты экономической
Если классическая политэкономия фокусировала свое внимание на народнохозяйственных системах в состоянии равновесия, то теперь в арсенале экономиста есть теории, характеризующие явления микро- и макроуровней, равновесные и неравновесные состояния, инерционные и эволюционные процессы. Экономика исследуется и со стороны общественного продукта как результата хозяйственной деятельности, и с точки зрения поведения ее участников, и в аспекте направляющей такое поведение институциональной среды3.
Не
секрет, что эффективность
В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Важно избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач. Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических процессах.
Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность деятельности кафедр трудно переоценить.
Что характеризует самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности?
Во-первых, он связан со всеми формами планового учебного процесса.
Во-вторых, он специфичен как по содержанию, так и по многообразию методических приемов.
В-третьих,
руководство самостоятельной
Сложность
руководства и организации
В частности, нет законодательно установленных нормативов по самостоятельной работе, хотя в практике такие усредненные нормативы сложились.
Основными видами самостоятельной работы студентов являются: конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к зачетам и экзаменам, подготовка контрольных, курсовых, выпускных и дипломных работ.
Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой включает в себя:
Подчеркивая педагогическую сущность самостоятельной работы в процессе учебы, К.Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые, по возможности, учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».
Таким
образом, только сочетание методических
и организаторских усилий педагога,
постоянная коллективная и индивидуальная
забота и потребность обеспечат
эффективную и качественную самостоятельную
работу студентов. Организация самостоятельной
работы студентов по экономическим
дисциплинам направлена на разработку
системы мероприятий по обучению
и воспитанию, формирующих экономическое
образование и
Самостоятельная работа способствует:
– углублению и расширению знаний;
– формированию интереса к познавательной деятельности;
– овладению приёмами процесса познания;
– развитию познавательных способностей.
Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.5
Основная
задача высшего образования
Это
предполагает ориентацию на активные
методы овладения знаниями, развитие
творческих способностей студентов, переход
от поточного к
В
то же время самостоятельная работа,
ее планирование, организационные формы
и методы, система отслеживания результатов
являются одним из наиболее слабых
мест в практике вузовского образования
и одной из наименее исследованных
проблем педагогической теории, особенно
применительно к современной
образовательной ситуации (диверсификация
высшего образования, введение образовательных
стандартов, внедрение системы
В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый и др.) рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические, логические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане. Однако особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов – целостная педагогическая система, учитывающая индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.
В
первую очередь необходимо достаточно
четко определить, что же такое
самостоятельная работа студентов.
В общем случае это любая деятельность,
связанная с воспитанием
Самостоятельная работа
реализуется:
Информация о работе Роль образования в экономическом и социальном прогрессе общественное сознание