Роль игры в жизни ребенка

Автор: Татьяна Грецкая, 03 Сентября 2010 в 22:44, реферат

Описание работы

Если брать во внимание всю жизнь человека, игра занимает очень непродолжительный отрезок. Многие родители воспринимают игру как забаву, как детскую шалость. Однако она имеет важное значение в жизни ребенка. Для нормального развития здорового ребенка необходимо много двигаться, заниматься, играть. Игра помогает ему познавать окружающее пространство, развивать внимание, сосредоточенность, фантазию, логическое мышление. Поэтому родителям важно помнить, что для детей игра - не только забава, а важное и серьезное дело.

Содержание

1. Введение.
2. Основная часть.
1. Игра - творческая деятельность.
2. Жизнь в игре.
3. Руководство игрой.
4. Развитие творческих способностей.
5. Игры.
5.1. Сюжетно-ролевые игры
5.2. Театрализованные игры
5.3. Дидактические игры
5.4. Музыкально-дидактические игры
6. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе.
III. Заключение.

Работа содержит 1 файл

+ Реферат Роль игры в жизни ребенка.docx

— 48.63 Кб (Скачать)

     Таким образом, через игру закрепляется и  углубляется интерес детей к  разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти игры, сделать  их увлекательными, насыщенными действиями. Не следует предлагать детям разработанные  педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют  имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И  если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять  их воображение, самостоятельность, непосредственность. Чтобы решить вопрос о методах  влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они  руководствуются в выборе игре, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор  игры определяется силой переживаний  ребенка. Он испытывает потребность  отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые  он питает к близким людям, и необычные  события, которые привлекают его  своей новизной. Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы  жизненных впечатлений самые  яркие, такие, которые могут послужить  сюжетом хорошей игры (9.45). Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им. Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, "что такое хорошо и что такое плохо". Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений.

     Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных  детских передач, а также передач  о событиях, которыми живет наша страна. Опираясь на интересы детей  на их представления, педагог руководит  выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что  они видели, о чем им читали. Для  малышей, например, важно наглядное  напоминание - игрушки: игрушечное пианино  наводит на мысль провести музыкальное  занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра или  театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит  не зверей, а кукол, которые заболели гриппом (8.48).

     Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь  над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже  на четвертом году жизни дошкольники  способны выбирать тему игры и ставить  определенную цель. Перед началом  игры воспитатель спрашивает: "Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?" Эти  вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который  в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более  развитое воображение помогает детям  самим придумывать интересные различные  сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем  игры является также беседа, в которой  раскрывается смысл виденного и  прочитанного, характеры действующих  лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно  даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что  она заинтересует их. Организация  игрового коллектива и становление  в этом коллективе личности каждого  ребенка - один из важнейших и очень  сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана  двойственным характером переживаний  и взаимоотношений играющих. С  увлечением выполняя свою роль, ребенок  не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан - это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства - осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел  в роль, игровые переживания побеждают  эгоистические порывы. Задача педагога - воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений. При организации  игры перед воспитателем встают трудные  вопросы: каждому ребенку хочется  быть главным, но не все умеют считаться  с мнением товарищей, справедливо  разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать  активность и организаторские умения.

     Таким образом, игре принадлежит большая  роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются  многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для  подготовки ребенка к будущему, и  для того чтобы сделать его  настоящую жизнь полной и счастливой. 
 

4. Развитие творческих способностей.

     Психологические и педагогические исследования, а  также практика наших детских  садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей, падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению  с ранним детством. Воображение старших  дошкольников приобретает все более  активный характер, у них развивается  способность к творческой деятельности. Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений  происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле - выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в  том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и  непосредственностью, не заботясь о  зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

     В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую  работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется  в процессе деятельности. Задача воспитателя - развивать творческие способности  ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

     Детское творчество основано на подражании, которое  служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без  которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое  мышление, целенаправленность. Обучение играет огромную роль в "разумной творческой деятельности" ребенка. При правильном обучении творчество детей достигает  относительно высокого уровня. Таким  образом, в дошкольном возрасте закладываются  основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его  реализации, в умении комбинировать  свои знания и представления, в искренней  передаче своих чувств. Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в  игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

     Таким образом, в играх дошкольников замысел  получает значительное развитие - от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или  иного человека до передачи его переживаний, чувств. Игровое творчество проявляется  и в поисках средств для  изображения задуманного. Дети реализуют  свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки. Чем старше и более  развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры - все  большая связь ее с трудом. Задача воспитателя - поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом. Таким  образом, игровое творчество развивается  под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных  знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В  игре с особой силой проявляются  индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого  замысла. 
 
 

5. Игры

     В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников  позволяют педагогам формировать  у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности  каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие  игровые способы и средства.

     Полноценного  развития игра детей достигает лишь тогда, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует  эту деятельность, отрабатывая все  ее основные компоненты (5.77). Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры. 

5.1. Сюжетно-ролевые игры

     В первом полугодии учебного года воспитатель  интенсивно формирует у детей  игровые умения и главным образом  ролевое поведение. Он включает ребят  в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа. В младших группах у детей  уже сформированы основные игровые  умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных  условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли). Перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач. Включение в общий  сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает  придумывать новые неожиданные  повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При  этом воспитатель учитывает игровые  интересы детей, которые в обычных  совместных играх часто не могут  реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как  можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые  вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих  лиц, так как это является показателем  свободного владения игровыми способами  деятельности и творческой активности ребенка.

     Создание  обстановки для сюжетно-ролевой  игры или конструирование недостающих  предметов в ходе уже развернувшегося  сюжета помогает четче обозначить игровую  ситуацию интереснее осуществить игровые  действия, точнее согласовать замысел  игры между ее участниками. Обычно для  этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так  как не все дети сразу могут  воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы. 

5.2. Театрализованные игры

     Театрализованные  игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.  

5.3. Дидактические игры

     В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как  на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и  определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. И помощью  дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них  воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются  познавательные способности. 

5.4. Музыкально-дидактические игры

     Музыкально-дидактические  игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных  занятий. Педагог знакомит детей  с правилами игры, ставит перед  ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором  проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических  игр, позволяют им более успешно  выполнять задания, связанные с  различными видами музыкальной деятельности.

Информация о работе Роль игры в жизни ребенка