Роль игры в формировании детского коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:40, доклад

Описание работы

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Работа содержит 1 файл

Роль игры в формировании детского коллектива.docx

— 33.42 Кб (Скачать)

Дети старшего дошкольного возраста способны уже  понять сущность наблюдаемых событий, явлений, у них повышается интерес  к различным профессиям и к  взаимоотношениям людей.

Они умеют оценивать  поступки литературных героев, у них  имеются представления о дружбе, товариществе, что позволяет им быстрее  понять нормы поведения в коллективных играх и выполнять их.

Выполнение норм поведения зависит от внутренних побуждений ребенка, т.е. от того, какие  чувства испытывает он в данной роли, и от контроля со стороны окружающих. В маленьком игровом коллективе, где основой объединения являются личные симпатии и привязанности, детям  легче усвоить требуемые нормы  поведения, т.е. установить реальные дружеские  взаимоотношения.

Однако и в  игровых коллективах старших  дошкольников возникают трудности.

Основная задача - воспитывать коллектив, в котором  отношения между детьми должны базироваться на основе гуманизма и товарищества.

В старшей группе дети стали вежливее, послушнее. Но до тех пор, пока я сними. Стоило оставить их без внимания в часы самостоятельной  деятельности, как ребят как - будто  подменили: распределяя роли в игре, ссорились, с неохотой помогали товарищам. Особенно в этом плане отличался  Андрей. И что примечательно: группа в большинстве одобряла его поступки, даже заискивала перед ним. Совсем иной была Оксана: тиха, скромна. Неконтактность девочки я старалась объяснить  ее серьезностью. А вот Лена, наоборот, излишне навязчивой. И порой ее приходилось наказывать за ссоры с товарищами: играй одна, если не умеешь ладить.

Своими наблюдениями поделилась с методистом. Она посоветовала провести своеобразную игру "телефон". Сформулировали вопросы о желаемой дружбе, партнере для игр и труда. Ответ следовало сообщать по телефону. Если называлось одно и то же имя, приходилось  спрашивать: "А если сегодня не было бы Сережи, Ани, Димы, кого б ты назвал еще?"

Тем самым получалось, что каждый участник выбирал себе трех партнеров. Одиннадцать голосов  набрали Андрей и Света, шесть - Аня, шестеро детей по четыре голоса. Так удалось определить, "кто  есть кто" в нашей группе.

За что же попал в лидеры Андрей? За фантазию, веселый характер, знание техники, марок  машин. И эти положительные качества оставили в тени отрицательные. В  играх Андрей претендовал только на главные роли, подавляя сверстников. На основе этих данных мне, следовало, создавать такие игровые ситуации, в которых наиболее выгодно оттенялись достоинства других детей, приучать своих детей внимательно оценивать  поступки товарищей с позиций  усвоенных ими норм.

Так, однажды  предложила разыграть игру "Правила  дорожного движения". Конечно  же, Андрей захотел роль инспектора ГАИ. Но решили обсудить назначение. Дети должны были понять: тот, кто контролирует движение, обязан знать правила. Обязан, но оказалась, что эту роль Андрею поручить нельзя. Или другой сюжет "На площадке". Здесь в центре внимания оказался не Андрей, а Сережа; он лучше всех прыгал, бегал, бросал мяч в цель. Так, постепенно, дети имели возможность видеть истинные возможности Андрея и, главное, оценивать своих сверстников.

Совсем иным было положение девочек Оксаны и  Лены. Но если Оксана сама сторонилась  детей, то Лену ребята почему-то неохотно принимали в игры. Попыталась разобраться. Выяснилось, что тяжела обстановка у Оксаны в семье. Девочку воспитывала  бабушка. Очень помогла мне бабушка, оказывается, Оксана хорошо поет и танцует. Теперь на занятиях музруководитель поручал ей сольные номера. А когда в детский сад пришел преподаватель музыкальной школы, то она назвала ее среди лучших, посоветовала определить ее в музыкальную школу. Так рос авторитет девочки в глазах товарищей, так соответственно росла ее уверенность и общительность.

А что же Лена? Оказывается детей раздражала ее неаккуратность, неопрятность.

В результате наблюдения, я открыла детей не только для  сверстников, но и для себя. Возможность  проявить себя в коллективе повышала интерес детей друг другу. Теперь они стали объединяться в небольшие  группы и входе самостоятельной  деятельности и в ходе трудовых поручений  и игр.

Но еще следовало  скорректировать эти группы, выявить  направленность симпатий. Работа потребовала  максимум внимания.

В конце года провела повторный опрос; с кем  бы хотелось моим ребятам дружить, играть, трудиться? ответы показали: резко пала популярность прежних лидеров. Теперь половина из тех, кого прежде выбирали, редко получала большее число  голосов, у Оксаны и Лены появились  товарищи, но в большие группы они  так не вошли.

Успеха можно  добиться, если с раннего возраста присматриваться к маленькому человеку, видеть в нем личность. Очень многое в плане формирования межличностных  отношений зависит от воспитателя.

"Детская игра - это не забава" П.Ф. Лесгафт  любил повторять это выражение,  т.к видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра - это не бесполезное препровождение времени, а умный педагогический прием воспитания юной личности".

П.Ф. Лесгафт  постоянно обращал внимание на необходимость  использования детских игр в  педагогических целях: приучать детей  владеть собой, учить их сдерживать свои расходившиеся чувства, подчинять  свое поведение воле разума, соблюдать  правила игры, быть правдивыми, понимать права личности другого.

При организации  игры очень важно установить, из каких побуждений ребенок стремится  получить главную роль: либо из тщеславия "Я лучше всех, я всегда капитан, меня все слушаются", либо ему  действительно нравится быть капитаном, так как он знает об этой работе много интересного, нового, чего другие дети не знают.

В этом случае нужно  предложить детям обратиться к капитанам  с просьбой, рассказать, куда они, хотят  плыть: тот, кто интереснее придумает  маршрут, тот и будет капитаном. Такой прием возможен, однако, если у детей равные возможности. Если же претенденты имеют различный  уровень развития, следует раскрыть пред ними сущность выполняемой роли, показать необходимость проявления выдумки и вместе с ними определить, кто может сыграть ведущую  роль. Важно воспитывать у детей  интерес и к второстепенным ролям, приучать их в любом деле проявлять  находчивость, быть полезным для общества.

В старшем подростковом возрасте заметно развиваются познавательные наклонности детей. Особенно ярко это  проявляется в игре. Ребенок, стремясь применить свои знания, рассуждает, спорит, сравнивает разные предметы, чтобы  найти необходимый для данной игровой ситуации.

Более высокий  уровень познавательных интересов, творческий характер воображения ребенка  способствует развитию длительных игр, однако недостаточно развитые навыки коллективной деятельности и в этом возрасте могут привести к разрушению налаженных дружеских контактов.

С помощью различных  методических приемов можно стимулировать  игровое творчество детей, прививать  им навыки коллективной игры.

Беседа приучает детей к целенаправленности в  выборе темы игры. Необходимость сговариваться  между собой, спокойно выслушивать  каждого и выбирать самые интересные для реализации замыслы, воспитывает  у детей уважение к товарищам, а также умение отстаивать свое мнение. Не менее важен для развития коллективного  творчества и другой прием - разговор с детьми в конце игры. Разговоры  с детьми после игры развивают  способность мыслить не только самостоятельно, но и перспективно.

Во время бесед, чтения рассказов, стихотворений можно  использовать соответствующие фотографии, иллюстрации игрушки. Экскурсии  и наблюдения рекомендуется проводить  таким образом, чтобы дети могли  усвоить необходимые знания в  определенной системе и последовательности, чтобы им был понятен смысл  человеческих коллективных взаимоотношений.

Объединенные  подгруппы играющих детей - новый  этап развития коллектива.

Устанавливая  связь между такими подгруппами, воспитатель сам расширяет сферу  игрового общения, что дает возможность  распространить нормы дружеских  взаимоотношений на более широкий  круг сверстников. Постепенное усложнение игровых взаимодействий способствует воспитанию у ребят представлений  о чуткости, отзывчивости, товариществе.

Дети старшего дошкольного возраста могут длительное время играть интересно и увлекательно, самостоятельно развивать сюжет  игры.

Предложила детям  старшей группы устроить "концерт  для малышей". Эта идея детям  понравилась, и некоторое время  ею жил весь коллектив. Ребята готовились к концерту, самостоятельно выбирали любимые номера, часть ребят решили драмматизировать сказку, приготовили шапочки, декорации.

Дети сами распределили роли с учетом возможностей, желаний  и интересов своих товарищей. Смена ролей происходила в  ходе игры.

Ребята заранее  планировали, что необходимо для  игры, советовались между собой, как  лучше сделать ту или иную игрушку, договорились, как расставить декорации.

В игровом коллективе длительное время увлеченном интересной деятельностью устанавливались  свои "законы": всё делить поровну, а не хватает - сделать; если товарищ  не справился с заданием, окажи  помощь, в нашей группе - все дружные, внимательные к новичкам. Дети на практике усваивали нормы коллективной жизни: уступать товарищу, делиться друг с  другом материалами и игрушками, вовремя сдерживать себя, проявлять  чуткость. У ребят появилось стремление своими силами, коллективно воздействовать на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину.

Систематическое наблюдение за играми детей позволяет  определить степень общительности  или замкнутости каждого ребенка, выявить его умение согласовывать  свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений ив соответствии с этим наметить приемы индивидуального подхода. Ребят, которые чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость проявлять на нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Дети замкнутые, молчаливые требуют  особого внимания и заботы со стороны  взрослых, так как они долгое время  не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное, в работе с  таким детьми - теплый, ласковый тон  воспитателя, его заботливое, внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное  сближение ребенка со сверстниками.

Встречаются дети вспыльчивые, неуравновешенные, для  них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты  с товарищами. Как же у этих ребят  воспитывать выдержку, умение подчинить  свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед  коллективом за порученное дело? Только в индивидуальном подходе, в поощрении  со стороны взрослых. Но в каждом ребенке есть что-то свое, особенное  и это надо выявить и дать ему  развиться, опираясь на лучшие черты  характера, интересы и способности. Выявление, развитие и совершенствование  возможностей каждого ребенка способствует организации дружного коллектива, члены  которого успешно овладевают нормами  коллективных взаимоотношений. Дети учатся поступаться своими желаниями, подчиняться  требованиям товарищей и в  то же время отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с окружающими, радоваться общим успехам. Умение совместно  действовать служит основой для  воспитания дружеских взаимоотношений  детей. В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые  для дальнейшей самостоятельной  деятельности, складываются дружеские  взаимоотношения, которые облегчают  подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию.

Процесс воспитания дружеских взаимоотношений в  строительной игре осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Стремление ребенка принять участие  в окружающей жизни осуществляется через сюжетно-ролевую игру. Её содержание непрерывно связано с переживаниями  дошкольника, с теми явлениями и  образами, которые произвели на него наиболее глубокое впечатление. "Игра дает ребенку новую форму желаний, т.е. учит его желать, относя желания  к фиктивному "я", к роли в  игре и ее правилу, поэтому в игре возможны высшие достижения ребенка, которые  завтра станут его средним реальным уровнем, его моралью". Сюжетно-ролевая  игра возникает на третьем году жизни  ребенка, когда он начинает выполнять  в игре определенную роль и переносит  функции одного предмета на другой: кубик может быть чашкой, из которой  пьют чай; стулья, поставленные соответствующим  образом - грузовой машиной или пароходом, а сам играющий берет на себя роль шофера, мамы, моряка.

Определяя истоки игры детей дошкольного возраста, действительный член АПН А.Н. Леонтьев отмечает, что творческая сюжетно-ролевая  игра - это специфическая для дошкольника  деятельность, в основе которой лежит  своеобразная форма отражения действительности. Игра возникает, как результат противоречия между желанием ребенка принять  участие в окружающей жизни и  невозможностью сделать это в  силу особенностей его физического  и психического развития. Например, ребенок хочет готовить обед, стирать, но он еще мал, не может сделать  это. Тогда он изобретает игру, стремится  отразить в ней свои представления  о действиях мамы, подражает ей: заботится о "дочке"; старается  быть к ней внимательным, добрым, демонстрируя тем самым свою "взрослость". В игре он удовлетворяет таким  своеобразным путем потребность  в полезной деятельности.

Информация о работе Роль игры в формировании детского коллектива