Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Работа содержит 1 файл

дидактические игры по дислалии.docx

— 51.35 Кб (Скачать)

4. «Назови  ласково»

Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.

Ход: воспитатель говорит:

Захотелось ласковых нам слов.

Кто из звуков нам  помочь готов?

Ч (Ш) – наш  самый нежный звук

Не откажемся  мы от его услуг.

Воспитатель бросает  детям мяч и называет слово, а  ребенок бросает мяч обратно  и называет слово с уменьшительно  ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).

5. «Родители  и детки»

Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.

Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).

6. «Большущие  слова»

Цель: автоматизация звука Ч в словах.

Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:

у кошки – усы, а у тигра - ….

у птички – глаза, у дракона - ….

у гномика –  дом, а у великана ….

 

 

 

7. «Колечко-колечко»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ч во фразах.

Ход: дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из играющих, затем выкрикивает: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим.

 

Игры  на дифференциацию шипящих звуков

1. «Прогулка  в лес»

Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.

Ход: в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Воспитатель говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш-ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи  и т.д.

2. «Жадный  кот»

Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.

Ход: выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.

 

 

3. «Слово  заблудилось»

Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).

Ход:

Заблудится может каждый,

Даже очень, очень  важный,

Бизнесмен или  ребенок,

Белка, мышка и  котенок,

Вот и слово  заблудилось,

Не в том  месте очутилось,

Испугалось и  закрылось,

Между слов других забилось.

Ты найди его  скорей,

Успокой и пожалей.

Игра проводится с картинками и без. Дети среди  предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.

4. «Мяч  в кругу»

Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков.

Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С и т.д. (аналогично играют и с другими парами звуков).

5. «Звенит  – жужжит»

Цель: дифференциация звуков З – Ж.

Ход: водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.

6. «Умей  слушать»

Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки.

Оборудование: макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением животных.

Ход: дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.

7. «Закончи  словечко»

Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.

Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).

8. «Замени  звук»

Цель: дифференциация звуков С-Ш.

Ход: воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).

 

 

Игры  по коррекции произношения звуков Л  – ЛЬ

Игры  подготовительного этапа

1. «Веселый  язычок»

Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.

2. «Фишечный  диктант»

Цель: упражнять детей в определении позиции звука в слове.

Ход: у каждого ребенка по 8-10 фишек. Логопед произносит слова со звуком Л в разных позициях, а ребенок раскладывает фишки по карточкам с указанием начала, середины или конца слова. После диктанта провидится проверка.

3. «Звуковая  мозаика»

Цель: учить выделять заданный звук в ряду других звуков.

Ход: у каждого ребенка имеется игровое поле разделенное на 9 квадратов. Воспитатель произносит звуки, а дети отмечают  фишкой на игровом поле звук Л. В итоге на поле получается какой либо узор (количество клеток на игровом поле может увеличено до 16).

4. «Волшебные  кубики»

Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречаются звуки Л-ЛЬ. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.

 

5. «Мяч  в воздухе»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.

6. «Слушай  и хлопай»

Цель: выделение заданного звука на фоне слова.

Ход: взрослый зачитывает слоги, ребенок повторяет их за взрослым. Затем медленно и четко зачитывает слова, а ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, где нет заданного слога. Например, кла-кла-кла – клад, закладка, класс, клык, кукла.

 

Игры  для формирования правильного произношения звуков Л – ЛЬ.

1. «Пароход»

Цель: формирование правильного произношения звука Л.

Ход: воспитатель предлагает детям отправится в путешествие на пароходе и погудеть: ы-ы-ы. А потом положить язык между зубами и слегка погудеть: л-л-л. Каждый ребенок гудит как пароход, катая зайчика, матрешку и т. д.

 

 

 

2. «Самолет» 

Цель: формирование правильного произношения звука Л.

Ход: воспитатель показывает детям рисунок самолета, который может прятаться за облака, тогда ему не видно, а только слышно. Дети имитируют гул самолета протяжно произнося звук Л.

3. «Пускаем  кораблики»

Цель: формирование правильного произношения звука Л.

Ход: ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики. Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения, необходимо провести по дорожке пальцем, произнося звук Л.

4. «Веселые  музыканты»

Цель: формирование правильного произношения звука Л.

Ход: воспитатель предлагает детям поиграть на балалайках. Дети левой рукой как будто держат гриф, а правой ударяют по струнам и произносят слоги, которые на карточках показывает дирижер (ла, ло, лу, ал, ол, ул).

5. «Магнитофон»

Цель:   формирование правильного произношения звука Л.

Ход: воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд слогов, интонационно выделяя ударный слог (ла-ла-ла), (лу-лу-лу и т.д.).

 

 

 

 

Игры  на закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ

1. «Лягушачий  концерт»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход: дети «превращаются» в лягушат, которых зовут ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Воспитатель – жаба-дирижер. Указывая рукой на лягушат по очереди он предлагает каждому лягушонку спеть свою песню, многократно повторяя соответствующий слог.

2. «Лягушки  и комары»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход: перед ребенком находится картинка, на которой изображено болото с кочками. Чтобы лягушонок мог поймать комара ему необходимо перепрыгивать с кочки на кочку. Перепрыгнуть он может, если ребенок правильно прочитает или повторит за воспитателем слоги со звуком Л.

3. «Кладовка  бабы Клавы»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход: воспитатель объясняет, что у бабы Клавы много старых вещей хранится в кладовке. Ребенок должен выбрать и назвать только те предметы, в названии которых есть звук Л (пластинки, глобус, слоники, полотенце, флаконы и т.д.).

4. «Путешествия  в сказку»

Цель: автоматизация звука Л в словах и словосочетаниях.

Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением сказочных героев. Каждый ребенок выбирает себе картинку, в названии которой есть звук Л и называет сказку (колобок, золушка, оловянный солдатик и т. д.).

5. «Один  – много»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход: воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).

6. «Лесная  школа»

Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Ход: воспитатель предлагает детям школу для зверей. Дети должны отобрать и назвать картинки с животными, которые будут учиться в школе, с школьными принадлежностями, с цветами в названиях которых есть звук Л. После чего дети должны составить рассказ о лесной школе.

7. «Неудачная  рыбалка»

Цель: автоматизация звука ЛЬ в слогах.

Ход: воспитатель предлагает ребенку перечислить, что попалось на крючок лягушонку вовремя рыбалки. Ребенок называет слова с правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля, кошелек и т.д.).

8. «Вещи,  которые нас окружают»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход:

Много есть вещей  полезных,

Деревянных и  железных,

Что помогут нам  всегда,

Нам без них  ни как нельзя.

Воспитатель  называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-качалка, вешать-вешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).

9. «Составь  слово»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход: воспитатель раздает детям карточки с написанными на них слогами. Задача детей сложить и прочитать слова (жи-лы, лы-ко, ла-ма и т.д.).

10. «Угадай,  чего не стало»

Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.

Ход: воспитатель предлагает определить самого внимательного из детей. перед детьми раскладываются картинки в названиях которых встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку.

11. «Посмотри  и назови»

Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.

Ход: воспитатель предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подставить в пустые окошки любые картинки из предложенных. После чего ребенок должен правильно назвать картинки, согласовывая существительные с числительными. Например, один стол, три ландыша, пять иголок и т.д.

 

12. «Подружи  слова»

Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.

Ход: ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных картинок, обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это растение; стол и шакал – слова заканчивающиеся на звук Л и т д.).

 

Игры  на дифференциацию звуков Л (ЛЬ)

1. «Назови,  какого цвета»

Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

Ход: на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.).

2. «Зоопарк»

Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

Ход: ребенку предлагается расставить так, чтобы за синим забором находились животные, в названии которых есть звук Л, а за зеленым – животные, в названии которых есть звук ЛЬ.

Информация о работе Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией