Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Работа содержит 1 файл

дидактические игры по дислалии.docx

— 51.35 Кб (Скачать)

Роль дидактических  игр в коррекции

звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Чаще нарушение речи являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной логопедической помощи. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – взрослый – подросток», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Основным и наиболее часто  встречающимся вариантом нарушения  звукопроизношения является такое  нарушение как дислалия.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервции  речевого аппарата.

Наряду с дефектами  произношения, у детей часто отмечаются недостатки звукового анализа слова, специфические ошибки в письме, бедность активного и пассивного словаря, искаженность грамматических средств  выражения мыслей.

Поэтому поиски и совершенствование  практических приемов и методов  по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции  речи, не утратили своей актуальности и сегодня.

Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра. Но уже  в игровой деятельности зарождаются  элементы учебной, которые сопутствуют  ей. Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • созданию психологической готовности к речевому общению;
  • естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;
  • тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Использование речевых игр на логопедических занятиях и вне их, позволяет достичь  следующих целей:

  1. формирование определенных навыков;
  2. развитие речевых умений;
  3. обучение умению учиться;
  4. развитие необходимых способностей и психических функций;
  5. познание (в сфере становления собственного языка);
  6. запоминание речевого материала.

Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения  у детей старшего дошкольного  возраста с дислалией, является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, а также игровых упражнений, которые включаются в различные режимные моменты.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука  и закрепления правильного звукопроизношения.

Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего  дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны  с движениями. Все эти игровые  упражнения не утомляют, а снимают  статическое напряжение органов  речи, которое так характерно для  детей с дислалией.

 Разработанная мною  коррекционная работа над неправильным  звуком предполагает определенную  последовательность: подготовительные  упражнения, постановка звука определенным  приемом, автоматизация звука  изолированно, в словах, в предложениях  и в самостоятельной речи. Последовательность  коррекционной работы – главный  принцип при подборе дидактических  игр игровых  упражнений.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком с помощью дидактических  игр и игровых упражнений.

Все подобранные  дидактические игры и упражнения я разделила на три группы:

- игры, направленные на  коррекцию произношения шипящих  звуков;

- игры, направленные на  коррекцию звуков [Л]-[ЛЬ];

- игры, направленные на  коррекцию звуков [Р]-[РЬ].

Подобранная система игр  внедрялась мною в таких формах работы как индивидуальные и подгрупповые занятия,  индивидуально-коррекционная  работа воспитателя, работа с родителями (см. Приложение1).

Коррекционная работа над  каждой группой звуков проводится в  течение месяца, каждому этапу  отводится около недели (см. Приложение 2). Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях (развитие речи), в режимных моментах, в домашних заданиях. В случае затруднений им оказывается дополнительная логопедическая помощь.

 

 

 

                                                                                                                                                    Приложение 1

Картотека дидактических игр по коррекции  произношения

шипящих звуков

Игры  подготовительного этапа

  1. «Веселый язычок»

Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.

Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков

2. «Как Буратино за грибами ходил»

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.

Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.

3. «Футбол»

Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

 4. «Самый большой мыльный пузырь»

Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.

5. «Светофор»

Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.

Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.

6. «Где  звук?»

Цель: учить определять место звука в слове.

Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.

7. «Волшебные  кубики»

Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.

 

 

8. «Мяч  в воздухе»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.

9. «Оркестр»

Цель: развивать длительный, плавный выдох.

Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).

 

Игры  на формирование правильного произношения шипящих звуков

1. «Тишина»

Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук  ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.

2. «Лес  шумит»

Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

Ход: воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.

3. «Гуси»

Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.

4. «Пчелы  и медвежата»

Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком  ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.

5. «Мухи  в паутине»

Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

Ход: часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука.

6. «Пчелы  собирают мед»

Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

Ход: одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат. По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями.

7. «Поезд»

Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз.

Ведущий дает свисток  – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.

8. «Воробушки»

Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.

9. «Договори  словечко»

Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.).

 

 

 

 

Игры  на закрепление правильного произношения шипящих звуков

 

1. «Поймай  рыбку»

Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.

Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.

Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

2. «Помоги  Маше»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).

3. «Одень  ребятишек»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Ход:  на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).

Информация о работе Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией