Роль А.Я.Каменского в становлении педагогической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Детство Коменского пришлось на период разгула в Европе последнего страшного "бича человеческого" - чумы. За несколько лет, когда ему было десять лет, подряд умерли его отец, мать, две сестры. Кроме того, Чехия, зажатая между вечно противоборствующими Австрией и Венгрией. . Его умеренным, культурно-религиозным крылом стала протестантская секта Чешских (Моравских) братьев.

Содержание

Краткая биография Коменского.
Философские основы его педагогической системы.
Педагогическая теория Коменского.
а) Структура и содержание «Великой дидактики».
б). Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве
школ.
в). Основные категории педагогики Коменского: «природа
человека», образование, содержание образования, методы
обучения и воспитания.
г). Коменский о работе учителя.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реф педт.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Со  времени Аристотеля среди философов  было популярно говорить о природе  человека, его сущности. Коменский дает новое понимание природы человека. "Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения... но первое и основное наше состояние, в которое нужно еще призвать нас, как к первоначалу". [1, с. 271]

     Человек по своей природе, говорит Коменский, рождается целеустремленным и способным  к разумению самых разных вещей. Свойство познания божественно в  человеке. "... Нет необходимости  что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего". [1, с. 273]

     Таким образом, в отличие от многих религиозных  людей до него и после него, Коменский  признает в жажде человека к знаниям  божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды Коменский выдвигает образование человека.

     Будучи  сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский "...в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности." [6, с. 33]

     Подтверждением  внимания Коменского к принципу наглядности  является один из самых знаменитых трудов педагога - "Мир чувственных  вещей в картинках, или Изображение  и наименование всех главнейших предметов  в мире и действий в жизни".

     Этот  диалог, вынесенный во введение книги  уже сам по себе знаменателен и  дает нам понимание основных руководящих  принципов Яна Амоса Коменского. Он развил наглядность до привлечения  всех органов чувств к познавательной деятельности ("во все, воспринимаемом слухом, вкусом, осязанием и даже в самих добродетелях) [1, с. 277].

      Следующим главным принципом работы школы  по Коменскому является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. "В обучение, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному,  от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон". [6, с. 34]

     Материал  следует располагать так, чтобы  каждый новый материал органично следовал из предыдущего. По мере взросления развивают сначала чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким образом, Коменский применяет метод последовательности.

      Обучение  вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы ("сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы" [6, с. 35]), и лишь как завершение брались за целую работу.  

     г). Коменский о работе учителя. 

     В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. [5, с. 39]

     Одновременно  учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов Коменского - обучение детей независимо от их вероисповедания.

     Тем не менее, слова Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо  и актуально:

     "Тщетно  стремиться к улучшению методов,  если не удастся изгнать из  школ косность..." [7, с. 189]

     "... Учителя должны заботиться о  том, чтобы быть для учеников  в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, сбовом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни". [2, с. 155]

      С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в виде знаний собственных детей.

     Место учителя в школе четко оговорено в нескольких книгах Коменского. В частности, в трактате "Законы хорошо организованной школы" подробно устанавливаются порядок и приемы учета знаний учащихся; декурионы (своеобразные старосты) ежедневно проверяют знания всех учащихся; учительна каждом уроке проверяет знания. Вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость учащихся путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются также испытания, а по окончании учебного года - переводные экзамены из класса в класс.

      Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться  чему-либо полезному". [2, с. 156] Учитель  должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".

      В качестве последнего наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы  они никогда не забывали цель и  задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни. 

     Я.А.Каменский  не обходит стороной и проблему нравственного воспитания. "Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием." [5, с. 37]

     Необходимо  отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя). "Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен он (педагог - Прим. сост.) рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни". [2, с. 157]

     Средствами  нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

      Одно  из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит  семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.

      Стараясь  поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский  вместе с тем и требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину "хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением" [6, с. 37]

      В книге "Законы хорошо организованной школы" Коменский оговаривает  правила поведения учеников, старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров.

      "Пусть  поддержание дисциплины всегда  происходит строго и убедительно,  но не шутливо или яростно,  чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть.  Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротокость без легкомыслия, при взысканиях - порицание без язвительности, при наказаниях - строгость без свирепости" [6, с. 37]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

 
  1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.
  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. - М.: 1982.
  3. Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. -М.
  4. Степашко Л.А. Философия и история образования.-М.,МПСИ,2003.
  5. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. - М., 1982.
  6. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. - М.: Просвещение, 1982.
  7. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. - М.: 1991.
  8. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. - М.: 1990.

Информация о работе Роль А.Я.Каменского в становлении педагогической науки