Роль А.Я.Каменского в становлении педагогической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Детство Коменского пришлось на период разгула в Европе последнего страшного "бича человеческого" - чумы. За несколько лет, когда ему было десять лет, подряд умерли его отец, мать, две сестры. Кроме того, Чехия, зажатая между вечно противоборствующими Австрией и Венгрией. . Его умеренным, культурно-религиозным крылом стала протестантская секта Чешских (Моравских) братьев.

Содержание

Краткая биография Коменского.
Философские основы его педагогической системы.
Педагогическая теория Коменского.
а) Структура и содержание «Великой дидактики».
б). Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве
школ.
в). Основные категории педагогики Коменского: «природа
человека», образование, содержание образования, методы
обучения и воспитания.
г). Коменский о работе учителя.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реф педт.doc

— 104.50 Кб (Скачать)
 

    Московский  психолого социальный институт

    Брянский  филиал 

    Факультет  психологии 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа по

    Педагогике. 

    Тема: Роль А.Я.Каменского в становлении педагогической науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание.

    1. Краткая биография Коменского.
    2. Философские основы его педагогической системы.
    3. Педагогическая теория Коменского.

    а) Структура  и содержание «Великой дидактики».

          б). Я.А. Коменский о разных ступенях  образования и устройстве 

                школ.

          в). Основные категории педагогики  Коменского: «природа

                человека», образование, содержание  образования, методы 

                обучения и воспитания.

                 г). Коменский о работе учителя.

          Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Краткая биография  Коменского. 

     Мы очень кратко  поговорим о трудном жизненном пути одного из самых знаменитых педагогов мира. Ян Амос Каменский не просто жил в эпоху перемен, он был одним из творцов перемен, одним из строителей современного мира.

   "Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница, на большой, прочно построенной мельнице, несколько похожей на крепость. Наверное, это была одна из лучших мельниц в Моравии. Она принадлежала дяде Яна, а его отец, Мартин, одно время служил в Нивнице при имении дворянина из Куновиц. Сам Мартин был из соседней Комне, куда семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский". [7, с.7]

     Детство Коменского пришлось на период разгула  в Европе последнего страшного "бича человеческого" - чумы. За несколько  лет, когда ему было десять лет, подряд умерли его отец, мать, две сестры. Кроме того, Чехия, зажатая между вечно противоборствующими Австрией и Венгрией. . Его умеренным, культурно-религиозным крылом стала протестантская секта Чешских (Моравских) братьев.

     В 1608 году Ян Коменский становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове, крупнейшей и "лучшей среди братских учебных заведений" [7, с. 14]. В 1611 году он проходит обряд протестантского крещения и прибавляет в своему имени второе - Амос. По рекомендации ректора школы Яна Ланеция он, в том же году, отправляется в Герборнский университет. В 1613 году Коменский перебирается на богословский факультет Гейдельберга.

     Вернувшись  в Пшеров 26-летний Ян был возведен в ранг протестантского священника. Он женится на Магдалене Визовской и принимает место управляющего Советом братской Общины и учителя-проповедника в Фульнеке. В Фульнеке он начинает свой первый труд "Письма к небу". Это произведение направлено против несправедливости земного устройства, и ведется в защиту бедности от произвола богатства. Здесь же он выпускает антикатолическую книгу "Разоблачение Антихриста". "В этот период в трудах Коменского эмоциональное возмущение и нравственное негодование постоянно преобладают на конкретным анализом действительности" [7, с. 31].

     Постепенно продвигается религиозная карьера Коменского. Он входит в экспедиции священников, которые подбирали места для убежищ Чешским братьям в других странах, его посылают с посольством к низвергнутому монарху Чехии Фридрих Пфальцскому. В 1624 году он обручается с Доротой Кирилловой, дочерью видного деятеля Чешского братства.

     4 февраля 1628 года вместе с группой  протестантов ему вновь пришлось  покинуть Чехию и отправиться  в город Лешно. Здесь он становится  ректором национальной школы  и примерно в этот период  Ян Амос Коменский начинает свой труд "Великая дидактика".  Он приходит к мысли, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенные государства и хозяйственные системы, считал великий педагог. Он пишет трактаты "Открытая дверь языков", "Открытая дверь предметов" ("Всеобщая мудрость христианская..."), "Предвестник пансофии" (всеобщей мудрости). Произведения Коменского становятся известными среди протестантских педагогов и Самуэль Гартлиб, известный английский реформатор, приглашает его в Англию.

     Путешествие в Англию начинается летом 1641 года. Сразу по приезду Ян Амос пишет "Путь света". Его работа "Предвестник  пансофии" переводится сразу на несколько языков и расходится по Европе. Коменский уже устал от постоянных приключений, он ищет более спокойного места и окончательно принимает предложение поехать в Швецию. Таким образом он пытается достичь сразу нескольких целей. Он оказывается в протестантском государстве, получает возможность беспрепятственно творить, и, кроме того, удовлетворять финансовые запросы Общины. В Швеции, по замыслу канцлера этого государства, Каменский должен на практике осуществить реформу школы, описанную педагогом в "Великой дидактике". Местом для эксперимента был избран Эльбинг (ныне территория Польши). И в 1648 году, не дождавшись результатов деятельности Яна Амоса, шведы приняли за платформу школьную реформу, предложенную упсальским университетом. Практически в тоже время умирает вторая жена Коменского.

     В 1650 году Коменский получает очередное  предложение высоких особ - князь  Сигизмунд Ракоци предложил ему  осуществить реформу трансильванских  школ в Верхней Венгрии. 13 февраля 1651 года началось преподавание по новой  системе в городе Шарош-Патак. Успехи преподавательской деятельности заставляют отказаться Каменского от политической деятельности, он начинает работу над "Миром чувственных вещей в картинках", пожалуй, одним из первых пособий подобного рода в истории европейской педагогики. Он составляет песенно-драматический сборник "Школа-игра" для обучения детей латинскому языку.

     Наладив деятельность новой школы Коменский  покинул хозяев "... в начале июня 1654 года, и далеко за городские ворота провожали учителя толпы горожан, профессора и студенты Шарош-Патака". [7, с. 140]

     И вновь в работу педагог вмешивается  война. Польша, оккупированная Швецией  восстала, и 27 апреля 1656 года польские партизаны осадили Лешно. Город  пал и началась резня протестантов. Коменский бежал из города. Коменский  утратил все имущество, накопленное за 28 лет, и, что более ужасно для потомков, большую часть своих рукописей. Многие протестантские центры наперебой зазывали к себе Яна Амоса. Он решил избрать для своего поселения Амстердам (столицу Батавии). Сын давнего покровителя Коменского Лаврентий де Геер взялся оплачивать труд педагога и издание его сочинений. Результаты не замедлили сказаться. В Нюрнберге выходит "Мир чувственных вещей в картинках". В 1657-1658 году издана наконец "Великая дидактика"  в четырех томах. Книгу ожидал оглушительный успех. "Сам автор перестал пренебрежительно относиться к своему творению, считая его тормозом для более важной "Пансофии"". [7, с. 153] Ученый начинает работу над "Всеобщей мудростью".

     И вновь (который раз!) война. Англия и  Нидерланды, непрерывно расширяя свои колонии в Новом Свете вошли в конфликт. Однако, авторитет Коменского в тот момент уже стоял на недосягаемой высоте. По призыву педагога воюющие стороны заключили мирный договор. Результатом жизненных размышлений о собственных коллизиях и судьбе Европы становится труд "Всеобщее исправление".  В этом всеобъемлющем труде наряду с наивными, идеалистическими мыслями  Коменский рисует облик устройства мира, знакомого жителям второй половины XX века.

     Постепенно  годы и невзгоды берут свое. Последние работы Коменского он уже диктует. В ноябре 1670 года Яна Амоса Коменского не стало. 

     2. Философские основы  его педагогической  системы. 

     Говоря  о  Яне Амосе Коменском мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он и публицист, и проповедник, и  политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию.

"... Главенствующей  идее философии Коменского и  его понимания человека является  старое представление его "еретических"  предшественников о том, что  человек может и должен достичь  совершенства, утраченного много веков назад низвережением в пучину грехов и зла. Эту триаду исторической судьбы и перспективы рода человеческого после Коменского повторили Руссо и Фейербах". [7, с. 180].

     Философия Коменского была прежде всего антроподицеей (оправданием существования человека в бурном мире). Еще обучаясь в Гернборнском университете у профессора Альштеда он формулирует три основных принципа своей деятельности.

     "Прежде  всего это жажда охватить полностью  огромный поток новых знаний  и открытий, который в ту эпоху действительно переливался через край прямо на глазах. Второе - необходимость подчинить необъятные масштабы науки определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему. И наконец - стремление при всей разнородности познаваемого "материала" прийти в его понимании к общей гармонии, которая, особенно на превых порах, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, "явленной" в Священном писании". [7, с. 19]

     Философия зачастую соприкасается с обучением. Многие из классических философов были одновременно и педагогами. Высшее университетское образование в Западной Европе от рождения до сегодняшних дней неразрывно связано с философским знанием. Но ни в одном учении, кроме дидактики Яна Амоса Коменского, мы не наблюдаем такого взаимопроникновения идей философии и педагогики.

     Хорошо  знакомый с трудами античных авторов, таких Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Коменский подхватывает традицию античного отношения к человеку. С его точки зрения цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Такая гармония "космического" характера является одной из самых прогрессивных идей древнегреческих и римских мыслителей.

     Обращаясь к личности Сократа, он указывает, что значение трудов античного автора состоит прежде всего в том, что он отступил от "мудрствования" и перешел к нравственной антропософической философии. Особо выделяет Коменский в труде Платона "Апология Сократа" идею о том, что для обретения истинной мудрости необходимо развивать собственный язык. Мудрое красноречие, или риторика в педагогической системе Коменского составляет немаловажную часть. До сих пор многие чешские ученые отмечают вклад Яна Амоса в развитие современного литературного чешского языка.

     Как истинно верующий человек Коменский  не мог обойти вниманием творчество Платона, родоначальника научной идеалистической  философии. При открытии школы в  Патаке, педагог произнес речь, известную  как "О пользе точного наименования вещей". "В ней вещь, ее наименование, познание вещи, значение этого познания рассмотрены в глубоком философском аспекте... познание охватывает вещи в их развитии..." [5, с. 68]

     Ян  Амос Коменский не любит самовосхваление. Он считает, что излишнее самомнение метафизиков, физиков, астрономов, политиков, математиков и богословов порождает искажение истины в их трудах. Кроме того, на пути научного прогресса стоит ряд затруднений.

     "Поистине  гениальные мысли развивает Коменский,  говоря о трех причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода.

     Точно также существуют три причины  того, что истина в книгах, в литературе страдает. Эти причины таковы: а) разногласия между науками; б) недостаточная внутренняя связь метода с самими вещами; в) частью небрежность, частью неуместная пышность выражений и стиля". [5, с. 75]

     Из  этих научно-методологических посылок напрямую вытекает педагогический метод Яна Амоса Коменского. Он изгоняет из своей школы косность, тупую зубрежку и равнодушие учеников. Вместо этого Коменский отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний полет творческой мысли.

Информация о работе Роль А.Я.Каменского в становлении педагогической науки