Рисунок, технический рисунок, чертеж и эскиз на уроках технологии. Методика обучения графической грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

Задачи работы:

- раскрыть суть следующих понятий: эскиз, чертёж, технический рисунок;

- определить конкретные цели изучения графики, его познавательное и

воспитательное значение;

- выявить оптимальное содержание и структуру обучения;

- исследовать процесс усвоения знаний учащимися;

- разработать наиболее рациональные формы и методы методики обучения

графике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3

Основная часть:

1. Эскиз………………………………………………………………………………4

2. Чертёж……………………………………………………………………....…......7

3. Технический рисунок………………………………………………………….....8

4. Методика обучения графике……………………………………………………10

4.1 Содержание методики обучения графике.………………………………….10

4.2 Методы исследования, применяемые в методике обучения…………...….11

4.3 Методы обучения графике........……………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………………...…16

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 303.44 Кб (Скачать)

   Технический рисунок можно выполнять без выявления объема оттенением, с оттененнем объема, а также с передачей цвета и материала изображаемого объекта.

   На технических рисунках допускается выявлять объем предметов приемами шатировки (параллельными штрихами), шраффировки (штрихами, нанесенными в виде сетки) и точечным оттенением. Наиболее часто используемый прием выявления объемов предметов — шатировка.

Рис. 3. Технические рисунки с выявлением объема

шатировкой (а), шраффировкой (б) и точечным оттенением (в)

 

4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАФИКЕ

4.1  Содержание методики обучения графике

   Слова «методика» происходит от древнегреческого «методос», что означает «путь исследования», «способ познания».

   Перед методикой обучения графике как отраслью педагогической науки стоят   следующие основные задачи:

- определить  конкретные цели изучения графике,  его познавательное и воспитательное значение

- определить  содержание и структуру обучения

- разработать  наиболее рациональные методы, средства  и формы обучении, обеспечивающие прочное усвоение учащимися знаний, умений и навыков.

- исследовать  процесс усвоения знаний учащимися.

   В методике рассматриваются вопросы изучения основных разделов и тем курса, пути формирования навыков чтения и выполнения чертежей, роль графических задах и их использование в обучении и др.

   Таким образом, методика обучения  графике – это область педагогической  науки, определяющая задачи, содержание  и методы обучения графике  школьников, изучающая рациональные приемы выполнения графических работ, разрабатывающая формы и средства эффективной организации учебного процесса исходя из целей и задач образования, воспитания и развития учащихся в процессе изучения технологии.

   Методика обучения графике делится  на общую и частную.

   Общая методика рассматривает  вопросы теоретических основ  курса. К ним относятся цели и задачи изучения черчения в школе; содержание и структура курса; разработка методов и организационных форм обучения; отбор, разработка и исследование методических средств обучения (учебно-наглядных пособий и оборудования);  выявление меж предметных связей технологии; определение понятий и др.

       В частной методике рассматриваются  содержание и последовательное  изучение тем программы, пути  формирования понятий,  рекомендации  по применению наглядных пособий, содержание графических и практических работ и т.п.

4.2 Методы исследования, применяемые в методике обучения графике

   В методике обучения графике  применяются как общенаучные, так и специальные методы исследования. К общенаучным методам относят: теоретическое исследование, наблюдение, беседа, эксперимент и др.

   Теоретический метод состоит в основном в изучении литературы, анализе, и обобщение педагогического опыта.

   Работа над литературой начинается  с составления списка подлежащих  изучению произведений (библиография), включающего книги, журналы, статьи, рефератные обзоры.

   Наблюдение основано на длительном восприятии, осуществляемом без вмешательства в педагогический процесс. Наблюдение может быть прямым (осуществляется непосредственно на уроках) и косвенным (путем ознакомления с графическими роботами, со школьной документацией). Наблюдение должно вестись по плану, иметь ясную цель и задачи.

   Наблюдение даёт возможность  увидеть происходящее только  в данный момент. О работе, которую  проводил учитель на предыдущих  уроках, готовя учащихся к восприятию материала, наблюдения не дают представления. Ответы на вопросы, которые возникают при наблюдении, можно получить во время беседы.

   Беседы могут проводиться как с учащимися, так и с учителями. С учащимися беседы проводят только тогда, когда необходимо понять ход мысли ученика.

   Результаты бесед тщательно фиксируются  в виде протокола, а затем  подвергаются анализу.

   Анкетный опрос. В соответствии с поставленными целями исследователь формулирует вопросы, на которые учащиеся должны дать письменные ответы. Каждый из вопросов должен быть конкретным и понятным для опрашиваемых. Учащимся необходимо разъяснить цели опроса и порядок оформления ответов.

   Для рассмотренных выше методов  исследования характерно то, что  исследователь не вторгается  активно в учебный процесс.  Он лишь наблюдает его, анализирует,  делает выводы по содержанию учебного материала, о целесообразности применения тех или иных методов, организационных форм и т.д.

   Эксперимент – это один из самых сложных и важных методов исследования, дающих возможность наблюдать педагогическое явление изолированно от побочных, несущественных факторов, в условиях, поддающихся контролю и учету.

   Эксперимент подразделяется на  естественный и лабораторный.

   Естественным называют эксперимент,  который проводиться со всем  классом на уроке. В зависимости  от длительности его проведения  различают экспериментальное обучение проводиться при проверке программ, учебников, формировании графических понятий.

   Лабораторный эксперимент проводиться  обычно индивидуально или с  небольшим числом учащихся и  позволяет более тщательно проследить  за работой учащихся.

   В методике обучения графике  наряду с общенаучными методами применяются и специальные методы исследования. Их применение вызвано тем, что выполнение работ связано с точностью движения рук исполнителя, целесообразностью этих движений, формированием рациональных двигательных навыков при выполнении изображений. К специальным методам относят хронометраж, мультиплицирование (регистрация последовательности выполнения графических изображений) и др.

  Метод  мультиплицирования состоит в том, что последовательность выполнения изображения фиксируется через определенные промежутки времени.

4.3 Методы обучения  графике

   Любой метод обучения представляет  собой взаимосвязанную деятельность  учителя и ученика, в результате которой достигаются определенные учебные и воспитательные цели.

   Для метода обучения характерно  наличие двух признаков. Во-первых, метод должен обеспечивать достижение цели обучения, давать учащимся новые знания, развивать их или проверять. Во-вторых, в методике должна существовать двусторонняя согласованная деятельность учителя и ученика.

   Совершенствование методов обучения  шло по пути активизации учебной  деятельность, обеспечения прочного и сознательного усвоения знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения. Рассмотрим некоторые методы, наиболее часто применяемые в обучении графике.

   Рассказ – это повествовательная форма изложения учебного материала учителем. Используется он главным образом при изложении нового материала и сопровождается демонстрацией различных наглядных пособий. Широко применяется рассказ при ознакомлении учащихся с историей графики, с его значением, с созданием и использованием в современном производстве.

   Объяснение – это последовательное разъяснение сущности и значения понятий. Применяется при ознакомлении учащихся с относительно сложными вопросами курса графики.

   К объяснению прибегают учителя  не только при изложении нового  материала, но и при закреплении  изученного, когда обнаруживается  недостаточно глубокое понимание учениками отдельных вопросов.

   Объяснение в графике широко  применяется на этапе подготовки  к выполнению графических работ.  При этом ставятся конкретные  задачи, объясняется порядок выполнения работы, акцентируется внимание на ключевых моментах задания.

   Таким образом, метод объяснения  активно выполняет функцию управления  познавательной деятельности учащихся.

   Беседа – это разговор учителя с учениками. Характерной чертой этого метода является то, что учитель подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний, пользуясь тщательно продуманной системой вопросов и опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт.

   Беседа бывает четырёх основных  видов: беседа-сообщение, беседа-закрепление,  беседа-контроль, беседа-повторение.

   Беседа-сообщение применима в  том случае, когда предоставляется  возможная опора на уже имеющийся  запас знаний учащихся.

   Беседа-закрепление проводиться  после изучения определенного  параграфа или какого-либо темы.

   Беседа-контроль может проводиться  практически на любом этапе  обучения графике. Специально подобранные вопросы позволяют судить о подготовке учащихся по предмету в целом, по конкретной теме, на конкретном этапе деятельности.

   Беседа-повторение предваряет изучение  нового материала и имеет цель – напомнить учащимся изученный ранее материал для создания более прочной базы при усвоении нового учебного материала.

   Лекции. Этот метод также находит применение в обучении графике. Он характеризуется тем, что учитель излагает материал, не прибегая к постановке вопросов учащимся. Лекционное изложение материала по черчению занимает незначительную часть урока.

   Наблюдение – это целенаправленное, непосредственное и организованное восприятие учащимися предметов и явлений. Наблюдение – один из наиболее важных способов образования представлений и понятий в процессе обучения графике. Организация наблюдения всегда определяется той задачей, которая стоит перед учителем или школьниками.

   Моделирование и конструирование. Моделирование – один из методов обучения графике, в основе которого лежит процесс воспроизведения формы предмета по его изображению. Конструирование – процесс создания нового образа предмета на основе его заданных свойств.

   Выполнение графических работ. Этот метод способствует выработке у учащихся необходимых навыков для выполнения эскизов, чертежей, технических рисунков. Графические работы находят широкое применение при обобщении и закреплении знаний, при объяснении нового материала. Используют графические работы и при контроле знаний учащихся 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Особенность  современной ситуации заключается  в возрастании значения теоретической и практической подготовки будущих педагогов. Учитель технологии в сложившихся ситуациях интеграции учебных заведений имеет возможности для реализации своих идей, для проведения исследовательской и научной работы.

  За последние  десятилетия методика обучения графике получила широкое развитие, обогатилась теоретическими исследованиями. Методистами, преподавателями вузов исследованы многие стороны графической подготовки школьников. В разнообразных статьях освещается опыт работы учителей технологии.

   Ещё на  студенческой скамье будущему  учителю технологии необходимо  овладеть знаниями методов и  приемов обучения графике, представлять  конечные цели обучения , знать пути и средства их достижения. Помочь студенту овладеть этими знаниями – одни из основных задач курса методики обучения графике.

   В ходе  проделанной работы выполнил  задачи, упомянутые во введении, достиг поставленных целей, а  именно освоил методику обучения  графической грамоте и закрепил  знания по теме «графика на  уроках технологии». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методика обучения черчению: Учеб. Пособие для студентов и учащихся/ В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, А. А. Альхименок и др.; Под ред. Е. А. Василенко. – М.: Просвящение, 1990.-176  с.

2. Методика обучения  учащихся черчению (графике): Пособие  для студентов/ Курина. В. А., Симоненко В. Д.; Под ред. И. Г. Петровского, 1997.-190с.

3. Черчение : учеб. Для 7-8-х кл. общеобразоват. Учреждений  / А.Д. Ботвиников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. – М.: АСТ: Астрель, 2005г. – 221с.

Информация о работе Рисунок, технический рисунок, чертеж и эскиз на уроках технологии. Методика обучения графической грамоте