- до и после
работы на компьютере нужно протирать
экран чистой тряпкой или губкой;
- желательно,
чтобы в помещении был кондиционер или
эффективная вентиляция. Необходимо часто
проветривать комнату, а для того чтобы
увеличить влажность воздуха, в помещении
должен быть аквариум или другие емкости
с водой.;
- компьютерные
программы должны соответствовать возрасту
ребенка как по содержанию, так и по качеству
оформления;
- без ущерба
для здоровья дошкольники могут работать
за компьютером не более 15 минут, а дети
близоруких родителей и дети с отклонениями
в состоянии здоровья — только 10 минут
в день. Причем не ежедневно, а три раза
в неделю, через день.
- после каждого
занятия нужно проводить с ребенком офтальмотренаж
(упражнения для глаз) и общеукрепляющие
упражнения.
- На счет
1—4 закрыть глаза с напряжением, на счет
1—6 раскрыть глаза.
- Посмотреть
на кончик носа на счет 1—4, а потом перевести
взгляд вдаль на счет 1—6.
- Не поворачивая
головы, медленно делать круговые движения
глазами вверх — вправо — вниз — влево
и в обратную сторону: вверх — влево —
вниз — вправо. Затем посмотреть вдаль
на счет 1-6.
- Держа голову
неподвижно, перевести взор и зафиксировать
его: на счет 1—4 — вверх, на счет 1—6 —
прямо; затем так же вниз — прямо, вправо
— прямо, влево — прямо. Проделать движение
глазами по диагонали сначала в одну, потом
в другую сторону, затем посмотреть прямо,
на счет 1—6.
- Посмотреть
на кончик указательного пальца, удаленного
от глаз на расстояние 25—30 см, на счет
1—4 медленно приблизить его к кончику
носа, потом, опять же глядя на кончик пальца,
отдалять от носа на то же расстояние.
- «Метка на
стекле»: переводить взгляд с метки на
стекле окна (красный кружок диаметром
3—5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
- Перемещать
взгляд по траекториям, изображенным на
больших плакатах: по восьмерке, по часовой
стрелке и против.
Упражнения
выбираются по желанию, каждое из них повторяется
4—5 раз. Общая длительность офтальмотренажа
должна равняться 2 минутам.
Зрительная
гимнастика поможет восстановить функциональное
состояние аккомодационного аппарата
глаза и предупредить его переутомление.
- Нельзя
заставлять ребенка читать и писать
до 6 лет, если у него нет желания;
- Читать и
писать только за столом. Нельзя читать
лежа и в транспорте;
- Правильная
посадка за столом и хорошая освещенность
рабочего места. Свет должен падать на
страницы сверху и слева (для правшей);
- Расстояние
от книги или тетради до глаз не менее
30–35 см. Не допускать низкого наклона
головы за столом;
- Активная
зрительная нагрузка (чтение, письмо, рисование)
каждые 20–30 минут должна прерываться
на 10–15 минут на физическую активность
или смену зрительной деятельности (посмотреть
в даль, закрыть глаза, походить и т.д.);
- Книги должны
быть напечатаны на качественной бумаге
с крупным текстом, яркими иллюстрациями.
Избегать книг с мелким шрифтом, без иллюстраций,
бледными буквами и картинками. Для того
чтобы текст можно было хорошо и без затруднений
читать, необходимо иметь хорошую контрастность
с фоном. Как было установлено исследованиями,
черный текст на белом фоне читается гораздо
легче, так как бело-черное сочетание обеспечивает
оптимальный контраст. При этом происходит
более легкое усвоение информации. При
чтении текста на других фонах (цветных),
внимание человека отвлекается на обработку
цветовой информации;
- Во время
чтения и письма необходимо чаще моргать.
Проще это делать в конце каждой строки.
Для снятия зрительного напряжения в конце
каждого абзаца полезно закрывать глаза
на 1–2 секунды или посмотреть вдаль на
какой-либо предмет.
– Комментируйте
все свои действия простыми словами,
чтобы ребенок понимал, что происходит
с ним и вокруг него;
–
Пользуйтесь простым языком, описывайте
однотипные действия в одних
и тех же выражениях, чтобы
предупредить ребенка о том, что должно
произойти;
– Поместите
игрушки, с которыми играет ваш ребенок,
на поднос, откуда он сможет их брать. Когда
он привыкнет к расположению подноса,
перемещайте его. Таким образом у
ребенка разовьется представление о постоянном
существовании предметов.
–
Подвешивайте игрушки над кроваткой
ребенка так, чтобы ребенок
трогал их и ему не приходилось тянуться
за игрушкой.
– Используйте
большие игрушки. Мелкие игрушки
трудны для зрительного и тактильного
восприятия.
–
Используйте яркие цветные игрушки.
Наше зрение работает на контрастах:
начните с черно‑белых игрушек, затем
переходите к таким цветам, как красный
и оранжевый. Хороши также светящиеся
игрушки и блестящая или голографическая
цветная бумага.
–
Следите за тем, чтобы ребенок
играл в светлом, хорошо освещенном
помещении.
– Используйте
игрушки, изготовленные из необычных и
привлекательных на ощупь материалов.
– Прячьте
игрушки‑«пищалки» и побуждайте
ребенка искать их по звуку.
– Катайте
перед глазами у ребенка мячик.
Идеален большой, ярко раскрашенный
мяч с колокольчиком внутри.