Религиозные и нерелигиозные представления происхождения жизни как педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Происхождение жизни - один из самых таинственных вопросов, исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство - экспериментально подтвердить факт появления жизни. В настоящее время приходится часто слышать, что вопрос ставится ребром: или сотворение мира или эволюция. Однако сама такая постановка выглядит некорректной, ибо многие современные ученые отмечают, что идея о сотворении мира Богом, Создателем, совсем не отрицает науку. Мы не знаем и, возможно, не узнаем никогда условий, в которых зародились структуры, обладающие свойствами живого.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Основные концепции……………………………………………….…5

Креационизм……………………………………………………..….5

Эволюционистская концепция………………………………....…7

Теория саморождения (самоорганизации)……………………12

Концепция панспермии…………………………………………..16

Общие черты обоих подходов…………………………………......17

Практическая часть…………………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………33

Список литературы…………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Курсач1.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

В рамках модели Фридмана существуют несколько теорий "молодой и горячей" Вселенной, развитие которой можно поделить на несколько эр по составу элементарных частиц. Первая - адронная по имени частиц. Именно в адронную эру возникают протоны и нейтроны, но пока они еще не образуют ядра атомов, поэтому материю в это время можно охарактеризовать как некоторую бесформенную плазму, состоящую из частиц и античастиц. Такому периоду вполне соответствует библейское описание: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною;  и дух Божий носился над водою". За счет распада адронов образуется большое количество лептонов, и следующий период можно назвать лептонным. При этом также появляется очень много фотонов, поэтому следующий период - это эра излучения. Сопоставляя библейский текст - "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет" - остается только удивляться провидению пророка Моисея, предвосхитившего современные данные физики и астрономии. Ведь Библия повествует о том, что свет был раньше Солнца, о создании коего сказано в четвертом дне творения. Сейчас-то ясно, что излучение (а чем излучение - не свет?) появилось раньше светил. Таким образом, в Писании говорится о возникновении дозвездной материи, которая потом была преобразована в светила, а это, кстати, не исключает возможности вспыхивания впоследствии новых звезд, что наблюдалось астрономами.

Для науки важен  вопрос о сроках эволюции. Как уже  отмечалось выше, возраст Вселенной  оценивается в 15-20 млрд. лет. В Библии же - процесс творения происходит в  рамках шести "дней". Однако нигде  там нет указания на то, что дни  эти следует понимать буквально, как 24 часа астрономических суток. Да и в самом деле, как может идти речь о сутках, если Солнце появилось не в первый "день". К тому же, в другом месте Писания мы встречаем: "… у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день". Это свидетельствует о том, что "дни" творения можно понимать как периоды, эры.

Согласно Библии, Земля  возникла раньше Солнца. Долгое время  это противоречило науке: теория возникновения Солнечной системы, созданная в 18-19 вв. Кантом и Лапласом утверждала, что Земля представляла собой лишь кусочек Солнца, отделившийся от него и охладившийся. Однако работами советского астронома Пирейского установлено в 30-40-х годах, что все гипотезы, предполагающие образование планет от Солнца, ошибочны в своей основе. Дело в том, что планеты вращаются вокруг этой звезды с колоссальными скоростями по сравнению со скоростью вращения самого Солнца. Если бы они были когда-нибудь его частью, то двигались бы со скоростью гораздо меньшей, потому что тогда на единицу массы для Солнца и планет должно было бы приходиться примерно одинаковое количество движения (вращения).

 Гипотеза Шмидта  предполагает, что планеты сформировывались  вокруг Солнца как центра постепенно, а гипотеза Си говорит о  том, что планеты были захвачены  Солнцем уже как сформировавшиеся  шары.

В Библии повествуется о том, что сначала земля вся  была покрыта водой, а потом произошло разбиение мирового океана на отдельные бассейны, отделенные сушей. Научным данным это не противоречит.

Согласно гипотезам, современный облик Земли сформировался  в результате долгой тектонической  деятельности. Древняя Земля была совсем непохожа на обитаемую нами.  Атмосфера планеты состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, из азота, по другим - из метана и аммиака. Кислорода в ней не было. Кстати, отсутствие кислорода, как это ни кажется парадоксальным, было необходимо для возникновения простейших форм жизни, потому что он разрушительно действует на примитивные органические молекулы. Атмосферу Земли пронизывали молнии. Так постепенно  океан превратился в "теплый разбавленный бульон", в котором стали накапливаться органические вещества. Такое предположение высказал впервые советский биолог Александр Опарин, а биолог Стэнли Миллер доказал его. Опарин считал, что главная роль в превращении неживого в живое принадлежала белкам. В "первичном бульоне" образовывались сгустки белка (коацерваты). Однако эти образования не были еще клетками, потому что не могли точно воспроизводить самих себя. Для этого необходимы нуклеиновые кислоты - РНК и ДНК - основа всякой генетической информации. Вероятность зарождения первой живой клетки в результате таких процессов ничтожна мала, чтобы признать ее за случайность. Тем не менее, появление первой клетки стало началом очень долгой докембрийской эпохи развития жизни. Пищей первым организмам служил "первичный бульон" и менее удачливые собратья. Однако в течение миллионов лет этот "бульон становился все более" разбавленным и, наконец, запасы питательных веществ исчерпались. Жизни на Земле грозила опасность, но ей повезло - "случайным" образом появились бактерии, умеющие расщеплять сероводород. Но и запасы оного вещества были невелики. Развитие жизни опять могло зайти в тупик. Однако снова случайно нашелся выход в виде сине-зеленых водорослей, умеющих расщеплять воду. Так в качестве побочного продукта их деятельности стал кислород, столь опасный для ранних форм жизни. Но вслед за этим появляются организмы, умеющие дышать.

Очень важен тот  факт, что Библия эволюцию вовсе  не отрицает, а лишь дает объяснение тому нагромождению случайностей, с  которым имеет дело наука: "Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так". Мир послушен Творцу и откликается на Его призыв; за землей Священное Писание оставляет толику активности. Не говорится "создал Бог траву", но именно "произвела земля". Земля Божьим словом призывается к творчеству, начинает рождать то, чего не имеет. Она не в силах сама произвести жизнь без Божественной воли, выраженной в Слове, но и умалять роль ее тоже не следует.

О сотворении растений в Библии говорится раньше, чем о сотворении животных. О такой же последовательности говорит и наука. Современная топоатмосфера (без которой невозможна никакая животная жизнь, вдыхающая кислород) является биогенной. Без растений животные не только задохнулись бы, но им и нечего бы было есть, так как только растения обладают способностью переводить неорганические формы материи в органические. (Опять Моисей угадал - скажут атеисты).

О появлении первых животных написано следующее: "И  сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной". Таким образом, согласно Писанию первые животные произошли из воды. Какой же фактический материал дает палеонтология по этому поводу? Самые ранние этапы развития животного мира сокрыты от нас. Первые остатки животных относятся к верхнему докембрию - это ядра и отпечатки простейших, остатки скелета губок, роговые раковины брахипод, моллюски, трубочки ракообразных. В кембрии животный мир достигает уже большего разнообразия форм. Встречаются представители почти всех ныне живущих типов. Причем, найдены не только скелеты, но и отпечатки организмов, обладающих только мягким телом: медуз, голотурий, червей и членистоногих. С силурийским периодом связаны, по-видимому, первые попытки животных выйти из воды, так как в отложениях этого периода встречаются остатки сухопутных членистоногих многоножек и скорпионов, т.е., по библейской терминологии, пресмыкающихся. В мезозойскую эру, появляются многочисленные рептилии, наполнившие воды в морях наряду с рыбами, амфибиями и беспозвоночными.

Если отрицать боговдохновенность Книги Бытия, выглядит невозможным  объяснить естественнонаучные знания пророка Моисея, жившего несколько  тысячелетий назад и отнюдь не занимавшегося палеонтологическими  раскопками с целью выяснить, где - в воде или на земле - произошли первые животные.

"И сказал Бог:  да произведет земля душу живую  по роду ее, скотов, и гадов,  и зверей земных по роду  их. И стало так.

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо".

Так рассказывает Библия о первом этапе творений шестого  дня. В настоящее время появление  млекопитающих связывают с находками  крайне скудных остатков в отложениях средней и верхней юры. В последующие эпохи появилось все богатство форм и красок млекопитающих - от крохотных полевок до гигантских слонов, - заселивших все леса и степи земного шара. Причем, в Библии нет указания на мгновенность появления всех родов животных.

Классификация живых  существ показывает иерархическую и генетическую связь между ними.  Попытку объяснить происхождение видов предпринял Ч. Дарвин в своей известной теории. Он считал, что ключевую роль в образовании новых видов играет естественный отбор. Выживают сильнейшие особи, у которых развиваются определенные приспособления к условиям обитания. В основе эволюции лежат случайные изменения в отдельных элементов в организмах при переходе от поколения к поколению. Те изменения, которые имеют приспособительный характер, передаются по наследству. Особи, не имеющие этих изменений, погибают. Так образуется популяция из более приспособленных особей. Идея естественного отбора возникла из аналогии с искусственным,  с помощью которого человек выводит нужные ему сорта растений или породы животных. Однако у селекционера все особи, лишенные полезных признаков, не участвуют в формировании популяции. Аналогия с естественным отбором была бы полной, если бы все особи, не имеющие достаточно развитого приспособления, автоматически погибали бы или оказывались бесплодными. Но это значило бы, что природа действует так же разумно, как и селекционер, ставя себе цели.

Интересно, что даже теория Дарвина, (конечно, не в дурном пересказе советских учебников  по материализму) не отрицает идею творения. Как заметил Тимофеев-Ресовский, в "Происхождении видов" Дарвин говорит о чем угодно, кроме происхождения видов. Теория описывает вариативность в рамках одной популяции, но не дает исчерпывающего объяснения "скачка" из одного вида в другой, а также не отвечает на вопрос о первоначальном происхождении живых существ. К тому же, сам-то Дарвин не был атеистом, а признавал существование Творца, о чем можно прочесть в завершении основного труда своей жизни. Кстати, одним из первых, кто понял подлинно религиозное значение эволюционной идеи, был не кто иной, как дед Чарльза Дарвина - поэт и натуралист Эразм Дарвин. "Мир, - писал он в своей "Зоономии", - развивался... образовался постепенно из небольшого начала, увеличивался благодаря деятельности присущих ему сил... Какая это возвышенная мысль о безграничной мощи великого Зодчего, Причины всех причин, Отца всех отцов, Существа существ!"

Современной является синтетическая теория эволюции (СТЭ), объединившая в себе дарвинизм с  генетикой, отцом которой является католический монах Мендель. Это теория неодарвинизма - дарвинизма, скрещенного с теорией мутации. Теория мутации в классической своем варианте предполагает, что мутации происходят случайно, то есть имеет место случайный фактор (изменение радиационного фона, кислотной среды и.т.п.), в результате приводящий к редупликации ДНК. По поводу этих случайностей не без ехидства заметил однажды Честертон, что пока еще "никто не доказал, что моторы возникли сами собой из железного лома, а из машин выжили только те, у которых случайно развился карбюратор". Действительно, трудно себе даже представить, как маловероятно развитие жизни и усложнение ее форм, если не признавать некой разумной силы, руководящей природой. Да и сами ДНК и РНК, несущие и передающие наследственную информацию, выглядят произведением бесконечно мудрого Божественного Логоса… Также существует теория номогенеза, согласно которой эволюция происходит на основе не случайностей, а закономерностей

Альтернативе эволюции материи, особенно ее биологической  формы, сейчас модно противопоставлять т.н. креационизм, являющийся протестантской идеологией, которая постулирует неизменность первоначально созданного мира и невмешательства Творца более в сотворенную материю. Представители этого направления отвергают эволюцию как таковую. Литература креационистов проникает и в Россию и становится, кстати, весьма популярной среди народа, уставшего от советского диалектического материализма. Креационизм настаивает на молодости Вселенной, приводя порой интересные доводы.

Например, в статье Грэйда С. МакМартри "Свидетельства молодости вселенной" обращается внимание читателя на тот факт, что Земля периодически подвергается "бомбардировке" космическими телами, большая часть которых сгорает в атмосфере, но некоторые периодически достигают земной поверхности. Если накопление летописи окаменелостей действительно представляло собой происходившее на протяжении более чем полутора миллиардов лет накопление останков умерших растений и животных, и если хотя бы одному метеориту в год удавалось достичь поверхности Земли, мы были бы вправе ожидать присутствия полутора миллиардов метеоритов, рассеянных по всей толщине геохронологической колонны. Однако метеориты находят лишь в самых верхних слоях, а в более низких, то есть в исследовании более древних слоях летописи окаменелостей метеориты вообще не упоминаются. Это, по мнению автора, говорит об относительной молодости Вселенной.

Автор приводит еще  одно интересное свидетельство - теорию Германа фон Гельмгольца, который был убежден, что вся энеpгия, рассеиваемая Солнцем черпается в гравитационном сжатии. Это означает что Солнце, будучи гигантским газовым шаром, подвержено колоссальному действию гравитационных сил, заставляющих его сжиматься во все меньший и меньший объем. Сегодня у нас есть научные доказательства того, что Гельмгольц был прав. Окружность Солнца уменьшается со скоростью примерно пять футов в час. Эта скорость означает уменьшение размера Солнца на 1% за 1000 лет. Если бы Солнцу было только 6000 лет, во время сотворения оно было бы лишь на 6% больше, чем сейчас. Если увеличивать размер Солнца на 1% за каждые 1000 лет по мере продвижения назад во времени, то уже 20 млн. лет назад его поверхность будет касаться Земли. Таким образом, ни о жизни на Земле (которой, как утверждают, около 5 млрд. лет), ни тем более о Меркурии и Венере тогда не может быть и речи.

Земля - это большой  горячий камень, летящий со скоростью 64000 миль в час в холодном космосе. Когда-нибудь камень остынет и станет холодным до самой середины. Земной шар теряет тепла, излучаемого в космос, больше, чем получает его от Солнца. И так - каждый день. Каждый день суммарное тепло недр расходуется. Земля остывает с большой скоростью. Мы теряем порядка десяти в двенадцатой степени калорий в секунду. Это - большая потеря теплоты. Нам известно количество теплоты внутри земного шара. Таким образом, остывание заняло бы всего 40 млн. лет. Но поскольку внутри Земля все еще пышет жаром, значит ей гораздо меньше 40 млн. лет. В Америке существует даже целый институт научного креационизма. Креационисты пытаются доказать неизменность однажды сотворенного Богом мира. Им, возможно, кажется, что затягивание этого процесса является умалением Божественного величия. Однако на вопрос о том, Творец какого мира - подвижного и развивающегося или мира статичного, где все укладывается в раз и навсегда определенные рамки, - должен обладать большей мудростью и большим могуществом, очевиден ответ: конечно, первого. Вероятно, появление креационизма именно в протестантской среде во многом объясняется особенностями мировоззрения этой конфессии. Дело в том, что в отличии от Православия (где "вера без дел мертва"), понятие синергии (сотрудничества, соработничества человека с Богом)  протестантами не приемлется. Если человек не может быть соучастником своего спасения, не может "сотрудничать" с Богом, то, как же можно признать такое право за дочеловеческим миром? А ведь сама библейская терминология удивительным образом совпадает с эволюционным взглядом ("да произведет вода…", "да произведет земля"). Глагол "производить" указывает на связь между отдельными фазами формирования животного мира и более того - на связь между живой и неживой природой.

Информация о работе Религиозные и нерелигиозные представления происхождения жизни как педагогическая проблема