Рекомендации родителям младенца по проведению развивающих и обучающих игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец - максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

Содержание

Глава 1 Теоретическая часть. Ступени развития младенца
Кризис новорождённости
Младенческий возраст
Новообразования возраста
Умственное развитие
Базовая потребность возраста
Глава 2 Практическая часть
Наблюдения за движениями и действиями ребёнка в период младенчества
Глава 3 Рекомендации родителям младенца по проведению развивающих и обучающих игр
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Глава 1 Теоретическая часть.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     Глава 1 Теоретическая часть. Ступени развития младенца

    1. Кризис новорождённости
    2. Младенческий возраст
      1. Новообразования возраста
      2. Умственное развитие
      3. Базовая потребность возраста

     Глава 2 Практическая часть

     Наблюдения  за движениями и действиями ребёнка в период младенчества

     Глава 3 Рекомендации родителям младенца по проведению развивающих и обучающих игр

Используемая  литература 

Глава 1 Теоретическая часть .Ступени  развития младенца

1. 1 Кризис новорожденности 

     Кризис  новорожденности был не открыт,  а высчитан последним и выделен  как особый,  кризисный период в психическом развитии ребенка.  Признак кризиса – потеря в весе в  первые  дни  после рождения.

     Социальная  ситуация новорожденного специфична и  неповторима и определяется двумя  моментами.  С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка,  он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец  - максимально социальное существо.

     С другой стороны, при максимальной зависимости  от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

     В противоречии  между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена  основа  всего  развития ребенка в младенческом возрасте.

     Основное  новообразование – возникновение  индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием,  отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то,  что она становится психической жизнью,  ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

     Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
  • использование крика,  плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
  • обильные вокализации во время общения с матерью;
  • реакция улыбки.

     Комплекс  оживления служит границей критического  периода новорожденности, а  сроки  его появления – основным критерием нормальности психического  развития ребенка.  Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не  только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

1.2. Младенческий возраст 
(2 месяца – 1 год)

     Ведущий тип деятельности  –  непосредственно-эмоциональное  общение со взрослым.  Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер.  Например,  когнитивный:  все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

1.2.1 Новообразования возраста

  1. К году ребенок произносит первые слова  (складывается структура речевого действия);
  2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь

     До  года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков.  Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача,  гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

     Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном.  По форме она является общением.  По содержанию  –  эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

     Особенности автономной речи:

  • не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически ("би-би"), а также по  значению  (многозначность одних и тех же вокализаций);
  • общение возможно только с людьми,  посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
  • связь  между словами своеобразна:  речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

     Начало  и  конец автономной речи знаменует  начало и конец кризиса одного года.

     Активная  речь.  Возникает к 1,6  – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков).  Запас слов к 1 году около 30. Вопросы "где?", "как?" выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова - это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации ("дай!").  Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными,  по сути они глаголы.

Предметная  деятельность

     Предметная  деятельность связана с развитием  движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

  1. Движущийся глаз.  Известен феномен "глаза новорожденного" – они могут смотреть в разные стороны.  К концу второго месяца эти движения уточняются,  ребенок  способен  зрительно сосредоточиваться на  предмете.  К  третьему  месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
  2. Выразительные движения (комплекс оживления – см.  выше).
  3. Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на  ножки,  делать первые шаги.  Все это – в разные сроки,  причем на сроки влияет стратегия родителей (см.  ниже). Овладение каждым  новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
  4. Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
  5. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
  6. Манипулирование предметом.  Отличается от "настоящих" действий тем, что предмет используется не по назначению.
  7. Указательный жест.
  8. Произвольность движений и жестов,  управляемость. Это база для новообразования –  предметной деятельности.

     Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира.  Следовательно, освобождаются  реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

     Предметная  деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению.  Но способ действия "не написан"  на предметах,  он не может быть открыт ребенком самостоятельно.  Этому ребенок должен научиться у взрослых людей.  Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

     Он  осваивает:

  • назначение предмета;
  • способы действий с предметами;
  • технику выполнения действий.

     В освоении  предметной  деятельности  огромное  значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в  ориентировочном  поведении,  далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.

1.2.2 Умственное развитие

     Согласно  Пиаже,  ребенок  до  года находится  в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком  и у них нет психических образов для слов.  Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений.  Сенсомоторный период  проходит  через  6 стадий, из которых 4 – до года.

  1. Упражнение рефлексов.  Дети "упражняют"  все навыки, которыми обладают  в данный период развития.  Это безусловные рефлексы: сосание,  хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
  2. Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению,  используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
  3. Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения,  которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта.  С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх "чужого"),  а также  восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
  4. Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев).  Происходит  дальнейшее  развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

1.2.3 Базовая потребность  возраста 

     Базовая потребность возраста - потребность  в безопасности,  защищенности.  Она должна быть базально удовлетворена. В этом  главная функция взрослого  человека.  Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят  ему  и  осваивает его смелее.  Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией.  Э.Эриксон говорит о том,  что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям),  которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците  внимания,  любви,  ласки,  при жестоком обращении с детьми.

     В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

     Выделяют 3 фазы процесса формирования  детской  привязанности: (1)  малыш  ищет  близости  с любым человеком;  (2)  учится отличать знакомых людей  от  незнакомых;  (3)  чувство  привязанности возникает  к  тем  людям,  которые особо значимы  для ребенка. Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление,  так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.

     Вторая  половина стабильного периода характеризуется  расширением границ общения.  Разрывается слитность  взрослого  и ребенка, появляются двое.  Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.

     Новообразование кризиса – автономная речь

     Кризис  одного года  характеризуется  освоением  речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система,  связанная с биоритмами.  Теперь же она вошла  в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых.  Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем  мире.  Биологоческие ритмы  сильно  деформированы,  а  речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим  поведением.

     Кризис характеризуется общим регрессом деятельности  ребенка, как бы обратным развитием.  Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:

  • нарушение  всех  биоритмических процессов (сон – бодрствование);
  • нарушение  удовлетворения  всех витальных потребностей (например, чувства голода);
  • эмоциональные аномалии (угрюмость,  плаксивость, обидчивость).

     Кризис  не  относится  к числу острых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Практическая часть

Наблюдения  за движениями и действиями  ребёнка в период младенчества

В первые недели жизни  движения ребёнка управляются рефлексами: он часто и беспорядочно двигает руками и ногами. Из-за того, что мышцысгибатели пока сильнее, чем мышцы-разгибатели, он лежит, прижимая согнутые в коленях ножки к животу, согнутые в локтях руки - к груди, его пальчики часто сжаты в кулачок. Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец.

В 1-1.5 месяца радостно реагирует на появление матери. Быстро двигает ручками и ножками, улыбается. Врачи называют это состояние “комплексом оживления”.

 
В 2-2.5 месяца уверенно удерживает голову в вертикальном положении 1-2 минуты, подымает голову, когда его кладут на живот. Начинает “гулить” - подолгу певуче произносить звуки типа “га”, “гу”, “гкха”, “агу”.

Информация о работе Рекомендации родителям младенца по проведению развивающих и обучающих игр