Реформа образования в Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:07, реферат

Описание работы

Цели реформы - сделать максимально эффективными имеющиеся ресурсы, оптимизировать учебный курс изучаемых предметов, ликвидировать несоответствия между различными уровнями образования, а также между запросами будущих работодателей и уровнем подготовки молодых специалистов. Основной идеей реформы стало самоуправление - предоставление самостоятельности учебным заведениям, в том числе права распоряжаться финансовыми средствами из государственного бюджета. Разработчики концепции реформы стремились предоставить молодежи как можно больше возможностей при выборе разных видов образования и, в конечном итоге, - профессиональной деятельности. Реформа образования - Акт 1988 г. (Education Reform Act 1988)

Содержание

Введение
1. Система образования Великобритании
2. Реформа образования Великобритании
3. Школы
4. Шестой класс и колледжи дальнейшего обучения
5. Высшее образование
6. Оплата за учебу
Выводы
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Великобритания.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

 

2. Реформа  образования Великобритании

 

Цели реформы - сделать максимально эффективными имеющиеся ресурсы, оптимизировать учебный курс изучаемых предметов, ликвидировать несоответствия между  различными уровнями образования, а  также между запросами будущих  работодателей и уровнем подготовки молодых специалистов. Основной идеей реформы стало самоуправление - предоставление самостоятельности учебным заведениям, в том числе права распоряжаться финансовыми средствами из государственного бюджета. Разработчики концепции реформы стремились предоставить молодежи как можно больше возможностей при выборе разных видов образования и, в конечном итоге, - профессиональной деятельности. Реформа образования - Акт 1988 г. (Education Reform Act 1988)

     Этим  Актом вводится единый учебный  план для учеников от 5 до 16 лет во всех государственных школах Англии и Уэльса. Подобное же решение, но не носившее законодательного характера, принимается и в Шотландии. Провозглашается обязательный "открытый прием" детей, причем каждая школа должна принимать максимальное количество учеников. В итоге родители получают возможность выбирать школу для своего ребенка при любом уровне его успеваемости. А школам предоставляется право распоряжаться частью своего бюджета, обретая при этом статус "грантоуправлящей школы" (вводятся соответствующие процедуры регистрации). Статус избавляет школу от назойливой опеки местных образовательных органов. Одновременно усиливается роль родителей и их влияние на стратегию развития школы. В целом школам и родителям делегируются большие возможности влиять на учебный процесс, но и большая ответственность за полученный результат. Вводятся серьезные структурные изменения в области управления школами. В значительной степени эти изменения касаются органов, ответственных за состояние образования, на государственном и местном уровнях. "Бюрократическая надстройка" на системе образования значительно сокращается и модернизируется. В школах Шотландии появляются специальные Советы, в которые обязательно входят родители. Школам также предоставляется ‘большая финансовая самостоятельность. В Северной Ирландии основной задачей реформы становится введение интегрированного (совместного) обучения - для детей и подростков, принадлежащих как католической, так и протестантской церквям. Реформа дальнейшего и высшего образования - Акт 1992 г. (The Further and Higher Education Act 1992)

     Этот  нормативный акт развивает основы  реформы дальнейшего и высшего  образования, заложенные Актом  1988 г. В апреле 1993 г. учебные  заведения дальнейшего образования  и шестого класса в Англии, Уэльсе и Шотландии стали самостоятельными организациями, не зависящими от местных образовательных властей. Всеми вопросами финансирования отныне занимались два вновь созданных органа (в Англии и Уэльсе - Further Education Funding Councils - FEFCE и FEFCW) и специальный орган в Шотландии (Scottish Office Education Department). Особое внимание обращается на 16-17-летних подростков, которые не собираются продолжать учебу в школах и колледжах дальнейшего обучения. Специально для них создаются организации, которые обязаны заниматься "профориентацией". В их задачу входит предоставление подросткам исчерпывающей информации о возможных рабочих местах, а также о профессиональных курсах и программах, которые помогут молодежи стать более квалифицированными работниками. Параллельно такие же "центры профориентации" создаются в Шотландии. Сокращается количество организаций, регламентирующих деятельность учебных заведений. Так, вместо двух органов, раздельно ведавших  университетами и политехническими вузами возник один новый. С 1992 г. бывшие политехнические институты и заведения дальнейшего образования получают статус университетов. Это означает, что отныне им дано право присваивать свои степени и самостоятельно формировать образовательный процесс в соответствии с общегосударственными стандартами. Тем самым была ликвидирована прежняя дуалистичная система, когда университеты и политехники представляли собой две отдельные системы образования, управлявшиеся разными органами и мало связанными между собой. Появляются перемены и в высшем образовании. В 1991-1992 гг. вводится дифференцированная плата за учебный год. Отныне студенты платят разную сумму в зависимости от избранной программы. Если все учебные дисциплины изучаются только в классных комнатах (classroom-based), - оплата наименьшая. Больше платить придется за программы, связанные с использованием лабораторий (laboratory-based). Самые дорогие - медицинские, в процессе обучения студенты обязательно проходят практику в клиниках (clinical). Акт 1993 г. (The Education Act 1993)

     В  результате первых этапов реформы  более половины учебных заведений  решили стать самоуправляемыми. Появилось много новых. В итоге  возникла необходимость подробнее  проработать вопросы управления  и финансирования этой категории  учебных заведений, а также пересмотреть роль местных государственных органов образования, что и было сделано Актом 1993 г. В этом Акте закрепляются законодательно механизмы воздействия на школы, признанные органами инспекции слабыми, неудачными или близкими к этой оценке. В этом случае руководство школы (если она перешла на самоуправление) или LEA (Local Education Authority) (если школа находится под контролем этого органа) обязаны представить подробный план по выводу школы из кризиса. Если представленный документ не получает одобрения The Secretary of State, школу передают в ведение другого органа - Education Association с полной сменой руководства школы. В том случае, если признана неудовлетворительной работа самоуправляемой школы, все руководство или значительная часть его подлежит обязательной замене. Сокращаются и переименовываются государственные органы, наблюдающие за содержанием учебного процесса. Согласно Акту 1993 г., создаются принципиально новые школьные образования - pupil refferal units. В обязанности LEA отныне входит обучение и предоставление максимальной помощи тем детям, которые не посещали школу в течение значительного периода (например, из-за того, что их исключили из предыдущей или они много проболели). Акт 1994 г. (The Education Act 1994)

     Этот  закон касается подготовки учителей (вопросы, связанные с финансированием учебных заведений по подготовке будущих педагогов и проверкой соответствия педагогов профессиональным требованиям). В Акте намечены меры, которые помогут сделать профессию учителя популярной. Разрабатывается процедура аккредитации тех организаций, которые занимаются подготовкой учителей. Цель понятная - сделать профессию учителя привлекательной для всех, кто способен работать педагогом. Чтобы учителя соответствовали новым, предъявляемым к ним требованиям, открываются курсы повышения квалификации. Закон дает школам право вводить для своих выпускников специальный предмет; быть может, на этих уроках молодые люди захотят стать учителями. Аналогичные курсы созданы в институтах. Во всех случаях, когда школа или вуз открывает курсы начальной подготовки будущих учителей, они получают финансирование от специального органа, занимающегося вопросами профессиональной подготовки учителей - Teacher Training Agency.

     Вторая  часть закона предусматривает ответственность каждого университета или колледжа, имеющего государственное финансирование, за деятельность и финансовую отчетность студенческих союзов, работающих в этих вузах. Деятельность этих коллективов должна соответствовать определенным нормам, и руководству вуза следует наблюдать за тем, как эти нормы осуществляются на практике. В части студенческих обществ Закон применим в Англии, Уэльсе и Шотландии. В Северной Ирландии министерство образования должно начать консультации по проведению подобной реформы. Родительская Хартия  (Parent’s Charter) Хартия принята Департаментом образования в 1991 г. Новая редакция Хартии опубликована три года спустя. Ее основные положения: родители имеют право выбора школы для своего ребенка, и руководство школы обязано считаться с их выбором, если не существует оснований для отказа. В случае отказа в принятии ребенка в школу родители имеют право подать жалобу. Руководство всех школ обязано информировать родителей об этом праве в письме, содержащем отказ принять ребенка в данную школу. Родители имеют право знать наиболее общую информацию, касающуюся деятельности школы или колледжа, в том числе результаты регулярной проверки школы со стороны правительственного Office for Standarts in Education. Не реже одного раза в год школа обязана извещать родителей о результатах аттестации знаний ребенка. Администрация обязана публиковать общую информацию о школе и системе управления, а также о системе ценностей и философии образования, исповедуемых школой. Также обязательным является публикация ежегодного финансового отчета, учебного расписания и результатов экзаменационных тестов.

     Подобного  же содержания Родительская Хартия  для Северной Ирландии была  принята в 1992 г. Связи учебных  заведений с бизнесом – вопросы  будущего трудоустройства Одна из стратегических задач, которую правительство поставило перед  учебными заведениями, состояла в следующем: недостаточно выпускать молодых людей, обладающих неким набором более или менее упорядоченных знаний. Необходимо, чтобы эти знания были востребованы со стороны государственных и коммерческих структур. В результате были придуманы механизмы, позволяющие корректировать учебные курсы в соответствии с реальными потребностями бизнеса. Среди них:

     •  Профессионально-технические инициативы   (Technical and Vocational Education Initiatives, TVEI) Один из крупнейших проектов, профинансированный Департаментом занятости британского правительства (общей стоимостью Ј900 миллионов), касался изменения базового школьного курса изучаемых дисциплин. В результате в школьном расписании появляется больше предметов, изучающих науки, технику и современные языки. По мнению авторов "инициатив", с такими знаниями будущие выпускники найдут себе применение гораздо быстрее. В 1993-1994 гг. в программе участвовали 4000 школ и колледжей (1,2  миллиона учащихся). 1997 год - последний год ее работы. После завершения программы представители бизнеса подведут итоги, вычленят наиболее эффективные результаты и решат, как их использовать в будущем.

     •  Профессиональная практика. В последний год обучения в средней школе все ученики должны проходить практику в различных компаниях. Задания, которые получают подростки, различны. Например, они могут просто присутствовать и наблюдать за работой сотрудников фирмы (слушая их объяснения); или - выполнять конкретную работу на профессиональном оборудовании; или просто совершить обзорный или ознакомительный визиты, во время которого их познакомят с производственным процессом в целом и сопутствующими условиями. В 1994 г. правительство подтвердило, что идея такого рода профессиональной ориентации была верной и принесла вполне ощутимые плоды. Согласно новому постановлению, каждый ученик должен пройти как минимум недельный курс такого рода, причем программа профессиональной ориентации была разработана для учеников всех возрастов.

     •  Training and Enterprise Councils. В апреле 1991 г. 11 советов  начали пилотную программу Youth Credits - программу подготовки молодых  специалистов высокого профессионального  уровня. Выпускники программы могут  справляться с задачами значительной технической и технологической сложности, таким образом их  работа в различных компаниях объективно способствует повышению конкурентоспособности компаний.

     •  Science Parks. Новая и очень популярная  сегодня модель взаимодействия науки, ориентированной на развитие бизнеса или связанная с бизнесом высоких технологий, и коммерческой практики. Согласно модели, все компании расположены в одном месте и ведут совместные исследования и технологические разработки. Так, Cambridge Science Park объединяет 74 компании и занимает площадь около 53 гектаров. Создано около 40 парков, которые объединяют более 1000 компаний - от филиалов всемирно известных фирм, как например British Petroleum или Olivetti, до недавно возникших малых бизнесов. Область деятельности компаний: компьютеры, электроника, робототехника, инструментальное производство, электроинженерия, химия, биотехнологии. Основное направление деятельности парков - исследования, разработка дизайна в широком смысле слова, предоставление консультаций, проведение тестирования и обучение молодых специалистов в основном для предприятий малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Школы

 

Хотя общее  руководство системой образования  осуществляет федеральное правительство, основное бремя финансирования учебных заведений по- прежнему несут местные органы образования . Так в 1992-93 гг. федеральное правительство направило на нужды образования Ј3.75 миллиона (и еще столько же на развитие самоуправляемых школ), местные же власти потратили 22 миллиона.

     В Великобритании работает 30.000 государственных школ и 2.300 - частных, называемых "independent sector". Большинство государственных школ (от 60 до 90%) - смешанные. Частные школы работают как смешанные в основном для младших школьников, обучение в старших классах ведется раздельно. В государственных школах дети учатся, как правило, полный день, учебная неделя составляет 5 дней. В Англии и Уэльсе школьный год продолжается с сентября по июль. В Шотландии - с середины августа по конец июня, в Северной Ирландии - с сентября по июль. Учебный год разделен на три триместра по 13 недель каждый.

    Система управления

     В  результате реформы деньги из  госбюджета направляются теперь  напрямую в школу, минуя многочисленные  административные органы. Школы,  получающие деньги из бюджета (местного или федерального), называемые грантами,  распоряжаются ими или полностью самостоятельно или под контролем LEA - местных "бюрократических" органов, напоминающих российские отделы народного образования.

     Каждая  школа может обратиться в правительство за статусом грантоуправляющей, не спрашивая разрешения местных образовательных властей. И обрести тем самым гораздо большую независимость, чем школы системы LEA. Согласно Акту 1993 г., начальные школы (primary schools), особенно в сельской местности, должны объединяться для получения статуса грантоуправителя (такую группу школ называют кластер). Кластер имеет одного управляющего и единый бюджет, который распределяется между школами в зависимости от количества учеников.

     В  школах, финансируемых из бюджета (publicly maintained), работает совет, в состав которого входят представители LEA, учителя и родители. Размеры финансирования, так же как и в случае с кластером, зависят от количества учеников. Директора таких школ с "делегированным бюджетом" имеют право распоряжаться расходованием средств, формировать количество  классов и составлять расписание для учителей, набирать штат сотрудников. Они также отвечают за содержание учебного расписания и стратегию школы. Ежедневное управление работой школой является обязанностью завуча (headteacher).

     В  Шотландии большая часть школ  финансируется из общественных  фондов (их называют "public schools"). В управлении государственными  школами значительная роль принадлежит  школьным советам, состоящим из родителей и учителей школы.

     В  Северной Ирландии школа, как  зеркало, отражает главную проблему, остро стоящую во всем обществе, - антагонизм между приверженцами  разных конфессий. В принципе  федеральное правительство готово  финансировать любую школу независимо от вероисповедания, но при условии, что ни одна из заинтересованных сторон (имеются в виду приверженцы определенной конфессии) не будет иметь большинства в общественном совете школы. В противном случае школа может претендовать на грант меньшего размера, не более 85%. В принципе дети могут посещать любую школу, однако, как заметили специалисты, католики почему-то предпочитают учиться в школах, находящихся в управлении Католической церкви, а протестанты - Протестантской. Правительство пытается помогать интегрированным школам для детей обеих конфессий, предоставляя им ряд льгот и финансируя в первую очередь. Тем не менее таких школ немного, создают их только в тех  местностях, где на них существует реальный спрос.

    

Начальная школа (Primary School)

     Ходить  в школу детям 2-4 лет в Англии  и Уэльсе совершенно не обязательно.  Более того, родители и сами  предпочитают отдавать их в  детские сады, имеющие программы  дошкольной подготовки, или в  частные группы, организованные  зачастую самими же родителями. Существуют также специальные коммерческие группы, в которых детей обучают по особым методикам, например по методу Монтессори. В Ирландии система детсадовского дошкольного образования не очень развита. Возможно, поэтому в 4 года в школу отправляется гораздо больше детей, чем в других частях Британии.

     Обязательное  образование начинается в Англии, Уэльсе и Шотландии - в 5 лет,  в Северной Ирландии - в 4 года. В 11 лет во всех частях Великобритании  дети переходят в среднюю школу  (кроме Шотландии, где детей переводят в 12 лет).

Информация о работе Реформа образования в Великобритании