Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:24, статья
Самое главное в учебной деятельности — это поворот ученика на самого себя. Учебная деятельность требует постоянной рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал».
В этой связи особый интерес представляют рефлексивные методы обучения, о которых речь пойдет в этой статье. Принцип, положенный в основу построения этих методов, знаком каждому преподавателю. Не вызывает возражения мысль о том, что сегодня студенту недостаточно только посещать лекции, записывать их под диктовку и пересказывать на экзаменах. Внешние мотивационные факторы, такие как контроль посещений и табель успеваемости не являются залогом будущего профессионального успеха.
В этом случае возникает ряд вопросов.
Во-первых, насколько целесообразным в наших условиях является повсеместный переход на преимущественное использование методов обучения, основанных на рефлексии, внутренней мотивации и самостоятельности студента? В любом случае, преподаватель должен быть готов, что далеко не всеми студентами предлагаемые им рефлексивные методы усвоения материала будут применены с одинаковой степенью заинтересованностии и одинаково успешно.
Во-вторых, остается
открытым вопрос о
В-третьих, всплывает больной вопрос профессионального отбора и оценки профессионально важных качеств еще на этапе выбора профессии и поступления в вуз. Что касается психологии – профессии, требующей способности к психологическому восприятию внутреннего мира другого человека, способности к анализу деятельности, планированию, прогнозированию, большой степени осмысления своих и чужих поступков, возможных последствий применения тех или иных методов воздействия на другого человека, то важность такого свойства, как рефлексивность, очевидна. Пока же мы имеем дело с тем, что зачастую отдельно взятые низкорефлексивные «психологи» не способствуют формированию положительного имиджа всей психологической науки в глазах потенциальных работодателей и заказчиков.
Есть, однако, позитивный взгляд на проблему. Согласно мнению разработчиков рефлексивных техник обучения, постоянное самооценивание, самоорганизация, сопоставление собственных достижений разных временных периодов способно привить ученику привычку к самоанализу и планированию своей деятельности, мотивированному профессиональному развитию. Поэтому применение рефлексивных методов обучения представляется необходимым в особенности на психологических факультетах. Кроме того, использование рефлексивных методов обучения оправдано уже тем, что они дают простор для творчества и самореализации преподавателю. А самореализующихся студентов, как известно, не бывает без самореализующегося преподавателя.
Конечно, рефлексивная модель обучения требует ответственности, постоянного напряжения ума, критического взгляда на вещи, импровизации. Насколько результат оправдывает ожидания? Возможно, одним из доводов «за» рефлексивные методы (а ведь их в той или иной мере применяют все преподаватели высшей школы) станет запланированное в будущем году повторное исследование уровня рефлексивности студентов-психологов, уже на пятом курсе.