Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:24, статья
Самое главное в учебной деятельности — это поворот ученика на самого себя. Учебная деятельность требует постоянной рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал».
В этой связи особый интерес представляют рефлексивные методы обучения, о которых речь пойдет в этой статье. Принцип, положенный в основу построения этих методов, знаком каждому преподавателю. Не вызывает возражения мысль о том, что сегодня студенту недостаточно только посещать лекции, записывать их под диктовку и пересказывать на экзаменах. Внешние мотивационные факторы, такие как контроль посещений и табель успеваемости не являются залогом будущего профессионального успеха.
К проблеме использования рефлексивных методов обучения (№16 [138] 01.09.2006)
Автор: Валерия Пантелеева
Обсуждение
современных принципов
В этой связи особый интерес представляют рефлексивные методы обучения, о которых речь пойдет в этой статье. Принцип, положенный в основу построения этих методов, знаком каждому преподавателю. Не вызывает возражения мысль о том, что сегодня студенту недостаточно только посещать лекции, записывать их под диктовку и пересказывать на экзаменах. Внешние мотивационные факторы, такие как контроль посещений и табель успеваемости не являются залогом будущего профессионального успеха. От учащихся требуется способность к самостоятельному поддержанию в себе интереса к учебе и выбранной профессии. За годы обучения студент должен выработать свой индивидуальный стиль учебной деятельности, который впоследствии станет основой формирования индивидуального стиля деятельности профессиональной. Будущий специалист должен воспринимать всю учебную информацию через призму необходимости ее для его профессиональной карьеры.
Однако наблюдения
автора и многих других
Рефлексия понимается как один из важных механизмов, который обеспечивает основные функции сознания: выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира; узнавание, понимание, то есть связывание прежнего опыта с полученной новой информацией; целеполагание, то есть предварительное мыслительное построение действий и прогноз их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит. Понимание, сравнение, сопоставление, целеполагание, планирование, прогнозирование, управление, контроль, самооценка, самопонимание – все эти мыслительные процессы в основе своей имеют рефлексию.
Это один из механизмов мышления, обеспечивающих в учебной деятельности такие процессы, как:
- выбор,
осознание или принятие задач
учебной работы через
- соотнесение текущих задач с насущными потребностями и необходимостью для будущей деятельности;
- мотивация учебной деятельности;
- отражение,
понимание и усвоение учебного
материала через установление
логических связей между
- оценка и корректировка достигнутых результатов;
- решение
задач и проблем через анализ
и обобщение результатов,
- саморегуляция, самооценка и самоконтроль путем обеспечения обратной связи в учебной деятельности (оценка достигнутых результатов, в понимание своих действий и поступков, своей мыслительной деятельности).
Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности. Так формируется развивающее учение, когда содержание обучения превращается из цели в средство развития способности учиться, происходит не просто передача способа, не просто создание ситуации взаимодействия, а создание условий для проявления творческой природы развития психики, в том числе через образовательные ситуации.
Обучающийся достигает
В качестве примера применения рефлексивного подхода к профессиональному обучению можно привести чтение лекции, которое сопровождается так называемыми интерактивными заданиями, снабжено наглядными средствами. Тогда процесс обучения начинает провоцировать мысль учащегося, стимулировать его рефлексию в противовес ориентации исключительно на передачу какой-либо информации аудитории, на то, чтобы студенты воспринимали ее как нечто, подлежащее заучиванию, и затем воспроизводили безотносительно к тому, значима она для них или нет.
Другой пример – применение метода сократической беседы. В нем заложен мощный механизм, запускающий рефлексию. Преподаватель вопрошает, подвергает сомнению уже имеющиеся у коллег представления, концепты преподавания, методологию и т.д. Сам он не дает готовых ответов, от него требуется большое искусство обнаружения «зон незнания», вовлечения своих собеседников в пространство рефлексии.
В преподавании активно должны
быть задействованы различные
средства, стимулирующие рефлексивное
мышление – групповые
Целесообразно использование
Однако опыт автора показывает,
что зачастую участие в
Приведу пример, как особую сложность для студентов представляли задания, предполагающие необходимость рассуждать с позиции другого человека. При изучении темы «Организационный конфликт» студентам предлагалось разыграть по ролям позитивный и негативный пути разрешения конфликта с использованием предложенных преподавателям тактик. «Сближение тем», «поиск общего», «перевод с русского на русский», «постановка на место другого» - оказались наиболее сложными заданиями. Многие студенты ограничивались инсценировкой лишь той части ситуации, которая была уже сформулирована преподавателем, без попытки развить сюжет, представить, во что может вылиться конфликт.
Еще один показательный пример – работа студентов над темой: «Задачи психологии труда». Студентам предлагается подготовка эссе под названием: «Роль психологии труда в решении вопроса: «Жить для того, чтобы работать», или «Работать для того, чтобы жить?» Вот уже два года автор наблюдает над тем, как треть студентов-психологов не замечают первую часть заголовка («роль психологии труда») и приводят собственное решение этого вопроса. Вторая треть студентов старательно переписывает цитаты из учебников, подтверждающие актуальность психологических знаний. Лишь небольшая часть студентов справляется с заданием – то есть рассуждает с использованием материала лекции.
Смею утверждать,
что в своей будущей
Возникает вопрос
о причине такого отношения
к заданиям и такого поверхност
Изучение таких взаимосвязей представляется возможным, поскольку существует методика определения уровня рефлексивности, разработанная В.В.Пантелеевой в соавторстве с А.В.Карповым. Авторы полагают, что рефлексия обладает свойством парциальности: различные аспекты свойства могут быть выделены в зависимости от того, какой стороны реальности касается рефлексирующий субъект. С одной стороны, можно рассматривать рефлексию деятельности субъекта. Во-первых, имеется в виду умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия при непосредственной включенности в ситуацию – рефлексия субъектом своей настоящей деятельности. Во-вторых, можно выделить ретроспективный аспект рефлексии, касающийся результатов, предпосылок и этапов уже выполненной деятельности. Проводится анализ достигнутого, выявление причин возможных ошибок. И, наконец, перспективная рефлексия касается планирования, прогнозирования результатов предстоящей деятельности. С другой стороны, выделяют рефлексию в коммуникативном аспекте.
Таким образом, в фокусе рассмотрения исследователя, использующего описываемую методику оказывается рефлексия субъектом процесса своего общения и взаимодействия с другими людьми в прошлом, настоящем и будущем. Играет роль, в какой степени человек способен размышлять за другое лицо, насколько может он понять, что думают другие люди, и осознать, как он воспринимается партнером по общению.
Методика опросного типа состоит из 27 утверждений, касающихся склонности человека к обдумыванию своего поведения и процесса общения, например: «Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор», «Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною», «Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами», «Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил плана». Испытуемый отмечает степень, в которой каждое из утверждений относится к нему по 7-балльной шкале (от -3 до +3). Методика прошла стандартную процедуру оценки надежности, валидности и нормирования.
Высокие результаты по тесту говорят о том, что человек в большой степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих.
Низкие результаты по тесту говорят
о том, что испытуемому в меньшей
степени свойственно
Применение данной методики оценки
уровня рефлексивности продемонстрировало
наличие зависимости между
Как оказалось, уровень
рефлексивности в описываемой
группе испытуемых
Полученные результаты можно использовать для объяснения причин проблемы применения рефлексивных методов обучения, с которой столкнулся автор статьи. Рефлексивные методы обучения оказываются эффективными в подготовке студентов, имеющих для этого необходимые внутренние условия – достаточный уровень развития рефлексивности. Применение их в том качестве, который и делает их рефлексивными, то есть основанными на глубокой, качественной, обдуманной проработке учебного материала, становится возможным при условии внутренней мотивации студента к учебе. Общепризнано, что ключевым механизмом формирования профессионала со студенческой скамьи являются внутренние мотивы – ориентация на получение интеллектуального удовлетворения, на долгосрочную мотивацию. А ориентация на внешние или внутренние мотивы в учебной деятельности, в свою очередь, связана с тем уровнем рефлексии, к которому способен студент.