Речевое развитие детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Родной язык играет уникальную роль в становлении лично­сти человека. Язык и речь традиционно рассматривались в пси­хологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, вообра­жение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством челове­ческого общения, познания действительности, язык служит ос­новным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обуче­ния. Развитие устной монологической речи в дошкольном дет­стве закладывает основы успешного обучения в школе.

Работа содержит 1 файл

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.docx

— 38.91 Кб (Скачать)

Под поэтическим  слухом подразумевается способность  не только улавливать, чувствовать  выразительные средства выразительной  речи, но и в какой то мере осознавать их. Поэтический слух помогает развивать у детей способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием литературных произведений.

Поэтический слух имеется  у каждого ребенка, но чаще всего  он находится в пассивном состоянии, т. е. проявляется в «созерцании» художественного произведения. Необходимо руководство взрослых, чтобы научить  детей использовать полученные знания и умения при создании собственных  сочинений. Свое полное выражение поэтический  слух находит в словесном творчестве детей.

Само по себе развитие поэтического слуха не приводит к  возникновению творческой деятельности. Только при специальной работе, направленной на развитие и активизацию поэтического слуха, на создание условий, способствующих творческим проявлениям детей, может  развиваться словесное творчество. Таким образом, возможно, довести  до высокого уровня развития поэтический  слух каждого ребенка и при  целенаправленной работе у большинства  пробудить стремление к словесному творчеству. А это имеет большое  значение для будущего обучения ребенка  в школе.

Осознание языковой действительности не является замкнутым  в себе, чисто теоретическим (на элементарном уровне) отношением к функционирующим  в речи языковым элементам и связям, отношением, изолированным от построения речевого высказывания, от речевых  действий. На основе осознания языковых явлений речевые навыки и умения переводятся «из автоматического  плана в план произвольный, намеренный и сознательный».

Это обеспечивает большую  эффективность речевого общения  и дальнейшего овладения языком, речевого развития, в частности развития связной речи, формирования интереса к художественной речи и умений использовать в рассказывании языковые средства художественной выразительности.

Развитие у ребенка  осознания языковой действительности, элементов языка в известной  мере происходит и стихийно. Специальное  формирование осознания языковых явлений  начинает осуществляться при обучении дошкольников (как и первоклассников) членению предложения на слова и  звуковому анализу слова.

Звуковой анализ слова и членение предложения  на слова должны выступать, прежде всего, как средства выявления основного  средства речи - линейности. Элементы языка, не имеющие временной отнесенности, функционируют, проявляются в линейно  построенных высказываниях, в речевой  цепи. Языком ребенок владеет. Для  того чтобы он мог думать о языке, преодолевая линейность, нужно чтобы  линейность стала для него «данностью». Следовательно, обучение звуковому анализу и членение высказывания на слова должно обеспечивать, прежде всего, вычленение, осознание, как линейности звуковой формы слова, так и линейности высказывания. Слово для ребенка выступает как носитель значения, смысла. Материальность и дискретность слова как бы затеняются непосредственно переживаемым смыслом. По отношению к членению высказывания это хорошо показано в исследованиях С.Н. Карповой. Одной из главных задач на начальных этапах обучения детей звуковому анализу является задача «развести звуковую и смысловую стороны слова (исследования Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, а также Ф.А. Сохина, Г.П. Беляковой, Г.А. Тумаковой и др.) Существенным звеном здесь является демонстрация детям длинных и коротких слов, произносимых педагогом. Этот прием направляет внимание детей на собственно физическую характеристику слова, на развертывании слова во времени, на его процессуальность. Вместе с тем на этой основе в дальнейшем строится выявление линейности.

Работу над вычленением  линейности звуковой формы слова  важно сочетать с аналогичной  работой в отношении строения высказывания. Членение высказывания на слова, естественно, зависит от того, что ребенок понимает под «словом». И здесь нужно подчеркнуть  различие усвоения значения слова «слово»  и формирования понятия «слово».

В решении вопроса  о формировании первоначальных представлении о слове, предложении и т. п. необходимо учитывать разграничение значения слова и понятия. По отношению к дошкольникам речь идет о формировании у них значения слова «слово», т. е. о формировании минимума признаков, по которым ребенок должен отличить слово от не слова. Значение множества других слов ребенок усваивает именно так. В упрощенной форме различие усвоения значения слова и усвоения понятия, выражаемого этим словом, можно пояснить следующим образом. Ребенок усваивает значение слова соль, ориентируясь на минимум признаков, позволяющих отличить соль от сахара. Усвоение понятия «соль» требует понимания химического строения этого вещества.

Развитие у дошкольников осознания речи является существенным для того, чтобы раскрыть на элементарном уровне перед ними строение речи, ее форму: звуковой состав слова, словесный  состав предложения, а также - что  требует специальных исследований - морфологическую и словообразовательную структуру слова. Вместе с тем  оно способствует ознакомлению детей  со смысловой стороной речи. Так, работа над семантикой слова включает использование  антонимических и синонимических сопоставлений, которые собственно смысловые отношения  между словами, а также развивают  у детей понимание того, что  мысль может быть выражена разными  словами.

Осознание дошкольниками  речи, формирование представлений о  слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности  и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане  его речевого развития.

К моменту поступления  в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как  языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности  осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как  языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.

Подводя итоги, можно  сделать выводы, что даже при столь  беглом обзоре видно, насколько динамична  детская речь. Отчасти это объясняется  некоторой пластичностью, податливостью  мышления. Языку детей присуща  системность и внутренняя логика. В теоретическом плане детская  речь - пока уравнение со многими  неизвестными. Но главной проблемой, на наш взгляд является - развитие речи в шестилетнем возрасте. Задачи, стоящие перед сегодняшней школой, требуют пристального внимания к  развитию речи дошкольников.


Информация о работе Речевое развитие детей