Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Под поэтическим слухом подразумевается способность не только улавливать, чувствовать выразительные средства выразительной речи, но и в какой то мере осознавать их. Поэтический слух помогает развивать у детей способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием литературных произведений.
Поэтический слух имеется
у каждого ребенка, но чаще всего
он находится в пассивном
Само по себе развитие
поэтического слуха не приводит к
возникновению творческой деятельности.
Только при специальной работе, направленной
на развитие и активизацию поэтического
слуха, на создание условий, способствующих
творческим проявлениям детей, может
развиваться словесное
Осознание языковой
действительности не является замкнутым
в себе, чисто теоретическим (на элементарном
уровне) отношением к функционирующим
в речи языковым элементам и связям,
отношением, изолированным от построения
речевого высказывания, от речевых
действий. На основе осознания языковых
явлений речевые навыки и умения
переводятся «из
Это обеспечивает большую
эффективность речевого общения
и дальнейшего овладения
Развитие у ребенка осознания языковой действительности, элементов языка в известной мере происходит и стихийно. Специальное формирование осознания языковых явлений начинает осуществляться при обучении дошкольников (как и первоклассников) членению предложения на слова и звуковому анализу слова.
Звуковой анализ
слова и членение предложения
на слова должны выступать, прежде всего,
как средства выявления основного
средства речи - линейности. Элементы языка,
не имеющие временной
Работу над вычленением линейности звуковой формы слова важно сочетать с аналогичной работой в отношении строения высказывания. Членение высказывания на слова, естественно, зависит от того, что ребенок понимает под «словом». И здесь нужно подчеркнуть различие усвоения значения слова «слово» и формирования понятия «слово».
В решении вопроса о формировании первоначальных представлении о слове, предложении и т. п. необходимо учитывать разграничение значения слова и понятия. По отношению к дошкольникам речь идет о формировании у них значения слова «слово», т. е. о формировании минимума признаков, по которым ребенок должен отличить слово от не слова. Значение множества других слов ребенок усваивает именно так. В упрощенной форме различие усвоения значения слова и усвоения понятия, выражаемого этим словом, можно пояснить следующим образом. Ребенок усваивает значение слова соль, ориентируясь на минимум признаков, позволяющих отличить соль от сахара. Усвоение понятия «соль» требует понимания химического строения этого вещества.
Развитие у дошкольников
осознания речи является существенным
для того, чтобы раскрыть на элементарном
уровне перед ними строение речи, ее
форму: звуковой состав слова, словесный
состав предложения, а также - что
требует специальных
Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.
К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
Подводя итоги, можно
сделать выводы, что даже при столь
беглом обзоре видно, насколько динамична
детская речь. Отчасти это объясняется
некоторой пластичностью, податливостью
мышления. Языку детей присуща
системность и внутренняя логика.
В теоретическом плане детская
речь - пока уравнение со многими
неизвестными. Но главной проблемой,
на наш взгляд является - развитие речи
в шестилетнем возрасте. Задачи,
стоящие перед сегодняшней