Ребёнок - субъект воспитания и объект воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, - воспитанник. Результат воспитания – развитие личности. В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 74.56 Кб (Скачать)

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие – медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим развитием тесно  связано развитие духовное, в динамике которого также наблюдаются значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и  развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия  между людьми выражаются прежде всего  в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития.

Духовное развитие также подчиняется ряду закономерностей.

1. Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется. Л.Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость».

2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных, условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Возрастные периоды, в которых условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Например, для развития речевых функций сензитивным считается период от 1 до 2 лет, для интеллектуального развития – возраст до 13 лет). Причины сензитив-ности – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Сензитивные периоды развития хорошо изучены. Педагоги должны держать  под пристальным контролем периоды  формирования интеллектуальных, нравственных и социальных качеств (младший и  средний школьный возрасты). Недавно  американские психологи установили, что возраст от 6 до 12 лет –  это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Если этот период будет упущен, то человеку будет  очень трудно овладеть приемами творческого  мышления на высоком уровне.

4. По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя пластичность и возможность компенсации. В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны, психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности, с другой – их всегда можно изменить в лучшую сторону при надлежащих условиях и адекватных действиях (И.П. Павлов). На пластичности нервной системы основано действие воспитания. Пластичность также открывает возможности компенсации: слабые психические функции могут быть компенсированы более сильными, но не менее важными качествами. Например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности.                                                                         Факторы развития личности

Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.

Наследственность. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности. В понимании этого вопроса психологи и педагоги опираются на данные хромосомной теории наследственности. Наследственной основой (генотипом) организма является сложная система относительно независимых элементов – генов. Материальной субстанцией генотипа служат хромосомы, в состав которых входят ДНК и белки. В основе действия гена лежит его способность определять синтез белков. Данное свойство генов оказывает существенное влияние на типологические свойства нервной системы, составляющие основу индивидуально-психологических различий.

Генетические предпосылки  к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в  способности человека – его индивидуально-психологические  особенности, обусловливающие успех  деятельности. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли. При упорстве, трудолюбии он может многого достичь. Великий оратор Демосфен от природы был косноязычным. Чтобы преодолеть этот недостаток и выработать соответствующую дикцию, он в рот брал камни, уходил к берегу моря и часами говорил речи.

Благодаря настойчивости, труду  можно развить слабые задатки. И  наоборот, даровитые люди могут погубить свои таланты.

Среда. В сказке Р. Киплинга «Маугли» главным героем является мальчик, выросший среди зверей. Несмотря на то что Маугли был совершенно лишен человеческого воспитания, он все-таки стал человеком и совершил ряд подвигов.

Научные наблюдения свидетельствуют  о другом. Дети, которых после  длительного пребывания среди зверей удавалось возвратить к людям  и поместить в специально созданные  условия (медицинские и педагогические), резко отличались от сверстников. Они  с трудом овладевали вертикальной походкой, их мышление, речь, эмоционально-волевые  проявления, несмотря на длительное целенаправленное обучение и воспитание, были примитивными и оставались на уровне детского возраста.

Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые  оказывают существенное влияние  на его формирование.

Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная.

Источником развития для  человека служит не все то, что его  окружает, а лишь то, что он активно  усваивает. Для каждого человека складывается сугубо индивидуальная ситуация развития, и в качестве источников выступают не сами по себе средовые факторы, а его отношение к  ним.

Воспитание. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.

Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе.

Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке  механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек – творец самого себя. При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, следует заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние  на развитие личности положительных  и отрицательных факторов (прежде всего социального происхождения) расширяет диапазон мутаций психических  новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты.

 

 

  ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

 

Воспитание, с философской точки  зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом изменение психологических  характеристик личности.

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя  является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего  со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. параметров актуальных отношений  между людьми.

Смыслом воспитания является решение  гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно  должно приучить ребенка видеть в  фокусе своего выбора и своих поступков  отношение к другим людям. Решая  гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего  свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить  причиняющей силой.

Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение  к самому себе.

Воспитание - это формирование личности как творца своей жизни и своей  судьбы. Оно готовит человека к  субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи — глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизне-деятельности.

С этих позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к  воспитанию в советский период, когда  заслугой школы считалось то, что  ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий. Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания. Гуманистическое воспитание личности предполагает иное — формирование способности к саморазвитию, культивирование  импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является сама личность.

Уже в этих установках присутствует личность воспитанника. Личность воспитанника — творец самой себя. В механизмах гуманистического воспитания она выступает  действенной силой. Задача стимулировать  ее активность есть основная цель гуманистического воспитания. Формирование целостной, всесторонне  развитой личности — цель воспитания. При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств: ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, галантности, эмпатии, корректности, предупредительности, честности, порядочности.

Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные  ядра личности. Однако нужно выделять не качества, а процессы, протекающие  в личности:

• самопознание,

• самовыражение,

• самоутверждение,

• самоопределение,

• самореализация,

• саморегуляция .

Образ ребенка, образ человека —  эти понятия пока отсутствуют  в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал  школьника, а не действительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка  только через его отношение к  учению, т. е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект  воспитания, а объект. Надо же видеть личность, субъект воспитания, который  невозможен без описанных выше шести  свойств личности.

Эта проблема настолько важна, что  в западных странах возникло движение антипедагогов, которые хотят защитить ребенка от любых воспитательных воздействий. По их мнению, учитель  должен дружить с детьми, но не воспитывать. У них есть антипедагогический образ  ребенка и антипедагогическая модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно. Он якобы не является объектом воспитательного воздействия. Антипедагогическая ассоциация в Австрии  называется «Дружба с детьми». Несмотря на всю привлекательность названия, многое в ее деятельности представляется сомнительным. С точки зрения этой ассоциации, воспитание — это целенаправленное насилие, разрушающее личность ребенка.

Нашим же педагогам ближе всего  идея воспитания как воздействия  взрослых на детей, сотрудничества.

Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание — это процесс идентификации  личности. Если придерживаться такой  позиции, то не возникнет никаких  разногласий. Не может быть единых рецептов воспитани.                                                           Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп.

Младший школьный возраст. В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая большая перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с серьезными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Учебная деятельность закономерно сменяет игровую, и ведущей деятельностью становится учение.

В школе ребенок должен в определенные сроки овладеть некоторой  суммой знаний, умений и навыков, научиться  пользоваться ими, усвоить приемы рассуждений  и т. д. Теперь ребенок должен рассматривать и заучивать такой материал, который в каждый данный момент сам по себе может быть ему и неинтересен, но нужен и важен для всей последующей учебной работы.

Стремление ребенка включиться в мир взрослых обязанностей выражается в его желании стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем  занимаются сверстники и старшие  ребята. Отношение к предстоящему учению как к важному и ответственному делу не складывается само собой. Глядя  на старших братьев и сестер, слушая рассказы взрослых, участвуя в играх  со старшими ребятами, ребенок рано начинает интересоваться, что такое  школа, что в ней делают, как  проходят уроки. Отвечая на эти вопросы, взрослые вольно или невольно не только сообщают ребенку фактические сведения о школе, но и формируют у него определенное отношение к будущему учению. Приходя в школу, ребята приносят с собой тот или иной взгляд на учение.

Возникают и новые отношения  с учителем, который в глазах ребенка  является не заместителем родителей (как  воспитатель в детском дошкольном учреждении), а представителем общества, вооруженным средствами контроля и  оценки.

Все это происходит только при наличии у ребенка психологической  готовности к школе. Ребенок как  бы «перерастает» свое дошкольное детство; учение в школе, отвечая его новым  потребностям, становится главным делом  на длительный период времени. В рамках учебной деятельности как ведущей  возникают новые виды деятельности, формируются и перестраиваются  психические процессы.

В биологическом отношении у ребенка по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес. Скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.

Информация о работе Ребёнок - субъект воспитания и объект воспитания