Ребёнок - субъект воспитания и объект воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, - воспитанник. Результат воспитания – развитие личности. В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 74.56 Кб (Скачать)

Ребёнок - субъект воспитания и объект воспитания.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе воспитания центральной  фигурой является тот, кого воспитывают, - воспитанник. Результат воспитания – развитие личности. В психологии и педагогике существует множество  подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к  пониманию личности как социального  существа. Таким образом, личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач  современного общества. Преодоление  отчуждения человека от его подлинной  сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического  развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны  людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так  и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых  возможностей для духовно-нравственного  совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность  развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и  духовных ресурсов общества.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и  практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет различные  аспекты, поэтому рассматривается  многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией  и др. 
 
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. До рассмотрения условий обратимся к базовым понятиям темы. 
 
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Согласно общефилосовскому представлению К.Маркса «… человек есть совокупность всех общественных отношений» Поэтому понятие человек конкретизируется дополнительно  понятиями  индивид, личность, индивидуальность. 
 
Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя видо homo sapiens. В понятии индивид отражается по крайней мере два основных признака: 1) неделимость, целостность субъекта; 2) наличие у него особых свойств, которые отличают его от представителей того же вида. Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особеннотями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами – способнотями, темпераментом, эмоциональностью. 
 
 Личность  - это качественно новое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Понятие личность применимо только к человеку, который достиг определенного возраста и результатов своей деятельности. В ходе своей деятельности человек вступает в отношения с другими людьми, т.н. общественные отношения, и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов (мотив - причина действий, поступков человека).  
 
Личностью принято обозначать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, который детерминирован конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А.Н.Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. 
 
В научном, зауженном (по сравнению с житейским) понятием «личность» вычленены такие важные аспекты бытия человека, как характер его общественной жизни, благодаря которому человек обретает новые (личностные) качества. От качества и масшатаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, - пишет С.Л.Рубинштейн, - чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее.»  
 
Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с обществом, как известно, называетсясоциализацией. 
 
.  
 
Как и любое общественное явление, социализация многоаспектна и поэтому изучается многими науками: социологией, культурологией, этногрфией, историей, психологией, педагогикой и др. 
 
Кроме перечисленных выше, важным фактором, оказывающим влияние на формироание личности, является воспитание. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать какотношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных действий всей совокупности факторов общественного бытия. Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. 
 
Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и коструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях спецально организованной воспитательной системы. 
 
Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, художественной, творческой, спортивной и др.Понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, интересах, потребностях и способностях человека. Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом – рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают. 
 
Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, педагогике понятия развитие, формирование и социализация личности. 
 
Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе присходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от зачатия до смерти индивида)Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.                                                Возрастная периодизация

То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано  с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни. Известен целый ряд разработок, посвященных периодизации развития (Я.А. Коменский, Н.Д. Левитов, Д.Б. Эльконин и др.). Число предложенных периодизаций достигло нескольких десятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной.

В настоящее время большинством педагогов признана периодизация, основанная на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.

Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического  развития человека. Рост, прибавление  веса, появление молочных зубов, а  затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.

Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно взаимосвязаны, то соответствующие возрасту изменения  наступают и в психической  сфере. Происходит, хотя и не в таком  строгом порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется  возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов развития человека и составления  возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.

Для педагогики школы наибольший интерес  представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного  возраста. В современной науке  приняты следующие периодизации детского возраста (табл. 3).

 


таблица 3 

Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и  психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает  воспитание, – с другой.

Если объективно существуют этапы  биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним  развитие познавательных сил, то разумно  организованное воспитание должно приспосабливаться  к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрицание  природных ступеней развития неизбежно  приводит к ошибочному утверждению  о возможности при подборе  и применении соответствующей методики усвоить любой социальный опыт, любые  знания, практические навыки и умения в любом возрасте.

Первым, кто настаивал на строгом  учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей, был  Я.А. Коменский. Он выдвинул и обосновал  принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все  происходит в свое время, так и  в воспитании все должно идти своим  чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно  прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания  которых созрел его ум.

Учет возрастных особенностей –  один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель  регламентирует учебную нагрузку, устанавливает  обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный  для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете, обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

В зависимости от того, какие потребности  и как удовлетворяются данным предметом, он приобретает для субъекта тот или иной смысл. Источником смысла выступает удовлетворение потребности, представленное субъекту в виде предвосхищаемого эмоционального состояния, связанного с процессом удовлетворения потребности.

 

Ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности ребенка.

Вместе с тем детская психология не располагает экспериментальными доказательствами того, что можно  выделить один тип деятельности как  ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе.

В жизни ребенка учебная деятельность закономерно сменяет игровую, становясь  для него ведущей. Это происходит, безусловно, только при наличии у  ребенка психологической готовности к школе. Ребенок как бы «перерастает»  свое дошкольное детство; учение в школе, отвечая его новым потребностям, становится главным делом на длительный период времени. В рамках учебной  деятельности как ведущей возникают  новые виды деятельности, формируются  и перестраиваются психические  процессы.

У отдельных детей выстраивается  опережающий темп развития. Речь в  данном случае идет об акселерации – ускорении чаще всего физического развития, которое наблюдается как в детском, так и в школьном возрасте. Акселерация приводит к рассогласованности темпов физического, а иногда и психического развития, с одной стороны, и темпов психологического и социального влияния и становления личности – с другой.

Об акселерации детей и учащейся молодежи много писали в 1950-1970-е гг., когда кривая их физиологического созревания явно опережала темпы умственного  и социального развития. Так, к 13 годам у девочек и к 14 годам  у мальчиков, живущих в средней  и тем более в южной полосе России, физиологическое развитие в  своей основе достигает уровня взрослого  человека. При этом духовное и социальное развитие акселератов заметно отстает  от физиологического, что приводит к явным противоречиям, трудностям и конфликтам в их обучении и воспитании.

Среди причин акселерации называют общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, медицинского обслуживания и ухода за детьми в  раннем возрасте, повышение качества питания, искоренение многих тяжких недугов. Указываются и другие причины, в частности радиоактивное загрязнение  среды обитания человека, ведущее  на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты  с растениями и животными, к ослаблению генофонда, а также уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, обусловливающее рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация связана  с комплексным воздействием многих факторов.

 

Воспитание  и формирование личности                               Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. К. Д. Ушинский говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет ту одну особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания...».

Таким образом, воспитательный процесс — это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.

Субъект воспитательного  процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку  предполагает осознание индивида изменяющего  мир. Субъект — сознательно действующее  лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. И тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его  деятельности можно определять и  формировать его самого. Быть личностью  означает быть творцом себя и окружающего  мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.

Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности (табл.1).

 

Таблица 1

Участники воспитательного  процесса

Взрослые

Коллектив

Дети

Как объект воспитательного  процесса

Под воздействием жизненных  ситуаций постоянно делают тот или  иной нравственный выбор

Подвергается

постоянному

воздействию

взрослых и

окружающей

среды

Подвергаются воздействию  взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия  усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности

Как субъект воспитательного  процесса

Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями  постоянное воспитательное воздействие на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно)

Влияет на развитие своих  членов, создает благоприятные условия  для развития заложенных в ребенке возможностей

Формулируя собственные  мотивы и стимулы, критически реагируют  на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно)


 

Субъекты воспитательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфическими свойствами, характерными для субъектов  деятельности.

Воспитательная ситуация — основное звено воспитательного процесса, она характеризуется:

• направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов  людей и естественным стимулированием  их к взаимодействию;

• сосредоточенностью и проявлением  в ней реально существующих в  обществе социальных зависимостей;

• проявлением общественных противоречий, поиском и обнаружением путей  их устранения;

• необходимостью нравственного выбора, направленности поведения;

• вовлечением в разнообразные  взаимоотношения участников ВП, стимулированием  их активности в проявлении жизненной  позиции;

• осуществлением в результате активных взаимоотношений воспитательного  воздействия                                  Закономерности развития личности

Исследования в области  человеческого развития выявили  ряд закономерностей, без учета  которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Практическая педагогика опирается на следующие закономерности физического развития.

Информация о работе Ребёнок - субъект воспитания и объект воспитания