Ребёнок - субъект воспитания и объект воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:15, реферат

Описание работы

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и коструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях спецально организованной воспитательной системы.

Содержание

Введение
1. Воспитание и формирование личности ребенка
2. Личность ребенка как субъект воспитания
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 31.32 Кб (Скачать)

Ребёнок-субъект воспитания и объект воспитания.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Воспитание и формирование  личности ребенка

2. Личность ребенка как субъект  воспитания

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В процессе воспитания центральной  фигурой является тот, кого воспитывают, - воспитанник. Результат воспитания – развитие личности. В психологии и педагогике существует множество  подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к  пониманию личности как социального  существа. Таким образом, личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач  современного общества. Преодоление  отчуждения человека от его подлинной  сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического  развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны  людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так  и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых  возможностей для духовно-нравственного  совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность  развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и  духовных ресурсов общества.

Одной из сложных и ключевых проблем  педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет  различные аспекты, поэтому рассматривается  многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией  и др. 
 
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. До рассмотрения условий обратимся к базовым понятиям темы. 
 
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Согласно общефилосовскому представлению К.Маркса «… человек есть совокупность всех общественных отношений» [8, т.3. с.3]. Поэтому понятие человек конкретизируется дополнительно  понятиями  индивид, личность, индивидуальность. 
 
Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя видо homo sapiens. В понятии индивид отражается по крайней мере два основных признака: 1) неделимость, целостность субъекта; 2) наличие у него особых свойств, которые отличают его от представителей того же вида. Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особеннотями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами – способнотями, темпераментом, эмоциональностью. 
 
 Личность  - это качественно новое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Понятие личность применимо только к человеку, который достиг определенного возраста и результатов своей деятельности. В ходе своей деятельности человек вступает в отношения с другими людьми, т.н. общественные отношения, и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов (мотив - причина действий, поступков человека).  
 
Личностью принято обозначать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, который детерминирован конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А.Н.Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. 
 
В научном, зауженном (по сравнению с житейским) понятием «личность» вычленены такие важные аспекты бытия человека, как характер его общественной жизни, благодаря которому человек обретает новые (личностные) качества. От качества и масшатаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, - пишет С.Л.Рубинштейн, - чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее.»  
 
Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с обществом, как известно, называетсясоциализацией. 
 
Социализация личности есть объективное явление, наблюдаемое в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе. Согласно Смелзеру, сциализация взрослых представляет собой преимущественно изменение внешнего поведения, а в ходе социализации детей наблюдается формирование ценностных ориентаций. Взорслые люди в состоянии самостоятельно оценивать те или иные социальные нормы, а дети могут лишь усваивать их. Наконец, социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками, тогда как социализация детей в большей мере относится к области мотивации.  
 
Как и любое общественное явление, социализация многоаспектна и поэтому изучается многими науками: социологией, культурологией, этногрфией, историей, психологией, педагогикой и др. 
 
Кроме перечисленных выше, важным фактором, оказывающим влияние на формироание личности, является воспитание. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать какотношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных действий всей совокупности факторов общественного бытия. Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. 
 
Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и коструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях спецально организованной воспитательной системы. 
 
Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, художественной, творческой, спортивной и др.Понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, интересах, потребностях и способностях человека. Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом – рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают. 
 
Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, педагогике понятия развитие, формирование и социализация личности. 
 
Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе присходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от зачатия до смерти индивида)Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

1. ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. К. Д. Ушинский говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет ту одну особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания...»[1].

Таким образом, воспитательный процесс — это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.

Субъект воспитательного  процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку  предполагает осознание индивида изменяющего  мир. Субъект — сознательно действующее  лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. И тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его  деятельности можно определять и  формировать его самого. Быть личностью  означает быть творцом себя и окружающего  мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.

Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности (табл.1).

 

Таблица 1

Участники воспитательного  процесса

Взрослые

Коллектив

Дети

Как объект воспитательного  процесса

Под воздействием жизненных  ситуаций постоянно делают тот или  иной нравственный выбор

Подвергается

постоянному

воздействию

взрослых и

окружающей

среды

Подвергаются воздействию  взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия  усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности

Как субъект воспитательного  процесса

Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями  постоянное воспитательное воздействие  на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно)

Влияет на развитие своих  членов, создает благоприятные условия  для развития заложенных в ребенке  возможностей

Формулируя собственные  мотивы и стимулы, критически реагируют  на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно)


 

Субъекты воспитательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфическими свойствами, характерными для субъектов  деятельности.

Воспитательная ситуация — основное звено воспитательного процесса, она характеризуется:

• направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов  людей и естественным стимулированием  их к взаимодействию;

• сосредоточенностью и проявлением  в ней реально существующих в  обществе социальных зависимостей;

• проявлением общественных противоречий, поиском и обнаружением путей  их устранения;

• необходимостью нравственного выбора, направленности поведения;

• вовлечением в разнообразные  взаимоотношения участников ВП, стимулированием  их активности в проявлении жизненной  позиции;

• осуществлением в результате активных взаимоотношений воспитательного  воздействия[2].

2. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

 

Воспитание, с философской точки  зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом изменение психологических  характеристик личности.

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя  является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего  со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. параметров актуальных отношений  между людьми.

Смыслом воспитания является решение  гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно  должно приучить ребенка видеть в  фокусе своего выбора и своих поступков  отношение к другим людям. Решая  гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего  свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить  причиняющей силой.

Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение  к самому себе[3].

Воспитание - это формирование личности как творца своей жизни и своей  судьбы. Оно готовит человека к  субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи — глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизне-деятельности.

С этих позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к  воспитанию в советский период, когда  заслугой школы считалось то, что  ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий. Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания. Гуманистическое воспитание личности предполагает иное — формирование способности к саморазвитию, культивирование  импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является сама личность.

Уже в этих установках присутствует личность воспитанника. Личность воспитанника — творец самой себя. В механизмах гуманистического воспитания она выступает  действенной силой. Задача стимулировать  ее активность есть основная цель гуманистического воспитания. Формирование целостной, всесторонне  развитой личности — цель воспитания. При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств: ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, галантности, эмпатии, корректности, предупредительности, честности, порядочности.

Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные  ядра личности. Однако нужно выделять не качества, а процессы, протекающие  в личности:

• самопознание,

• самовыражение,

• самоутверждение,

• самоопределение,

• самореализация,

• саморегуляция [4].

Образ ребенка, образ человека —  эти понятия пока отсутствуют  в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал  школьника, а не действительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка  только через его отношение к  учению, т. е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект  воспитания, а объект. Надо же видеть личность, субъект воспитания, который  невозможен без описанных выше шести  свойств личности.

Эта проблема настолько важна, что  в западных странах возникло движение антипедагогов, которые хотят защитить ребенка от любых воспитательных воздействий. По их мнению, учитель  должен дружить с детьми, но не воспитывать. У них есть антипедагогический образ  ребенка и антипедагогическая модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно. Он якобы не является объектом воспитательного воздействия. Антипедагогическая ассоциация в Австрии  называется «Дружба с детьми». Несмотря на всю привлекательность названия, многое в ее деятельности представляется сомнительным. С точки зрения этой ассоциации, воспитание — это целенаправленное насилие, разрушающее личность ребенка.

Нашим же педагогам ближе всего  идея воспитания как воздействия  взрослых на детей, сотрудничества.

Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание — это процесс идентификации  личности. Если придерживаться такой  позиции, то не возникнет никаких  разногласий. Не может быть единых рецептов воспитания[5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование ребенка как личности требует от общества постоянного  и сознательно организуемого  совершенствования системы общественного  воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся  форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима  без опоры на научно-теоретическое  психологическое знание закономерностей  развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения  волюнтаристского, манипулятивного  воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе  к человеку.

Таким образом, суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка  выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а  не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.1.- М.: Высшая школа, 1980, с. 300-310.

2.       Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2006.

3.       Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4.       Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избранные педагогические произведения. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1974.

5.       Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. – 1984. - № 5. – С. 52-56.

 

 

[1] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избранные педагогические произведения. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1974, с. 229.

Информация о работе Ребёнок - субъект воспитания и объект воспитания