Развивающее обучение в понимании Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

К.Д.Ушинский принадлежал тому щедрому десятилетию русской истории, которое выдвинуло блестящую плеяду мыслителей и художников, обогативших сокровищницу мировой культуры. Творчество К.Д.Ушинского было крупным шагом в обогащении педагогического знания. Русский ученый открывал новые, магистральные пути развития педагогики, поднимал педагогику на ступень науки.

Содержание

Содержание 2
Раздел I Общая характеристика исследования 3
Раздел II Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского 4
Глава 1. Краткая биография. Становление мировоззрения 4
Глава 2. Воспитание и общественность 7
Глава 3. Принцип народности воспитания 8
Глава 4. О воспитательном значении труда. Человек как предмет воспитания 11
Глава 5. Принцип природосообразности и построение обучения 14
§1. Принцип природосообразности 14
§2. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций 14
§3. Две стадии процесса обучения 15
§4. Методологическая последовательность обучения 16
§5. Наглядное обучение 17
Глава 6. Ушинский как сторонник классно-урочной системы 19
§1. Классно-урочная система 19
§2 Методы преподавания и изучения 19
§3. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» 21
Глава 7. Вопросы воспитания 23
§1. Ушинский о воспитании 23
§2. Роль патриотического воспитания 23
§3. Принцип гуманного воспитания 24
§4. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек-предмет воспитания. 25
Глава 8.Педагог. Его деятельность и основные качества 27
Глава 9. Заключение 29
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике лето 3 курс.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

  Сократический метод К. Д. Ушинский считал «лучшим  способом перевода механических комбинаций в рассудочные для всех возрастов и в особенности для детского». Однако он подчеркивал, что этот метод служит не для передачи нового, как это ошибочно полагали некоторые педагоги, но только для «более яркого разъяснения, толкования уже объясненного». «При сократическом методе, собственно говоря, не дается никаких новых рядов и групп представлений, но уже существующие ряды и группы приводятся в новую рассудочную систему»,— писал Ушинский (X, 421). Эффективность этого метода зависит от того, насколько правильно формулирует педагог вопросы, в какой последовательности он задает их ученикам, в какой степени участвует весь класс в этой работе, и, наконец, от того, как реагирует педагог на ответы учащихся.

  Из всех методов устного изложения акроаматического типа К. Д. Ушинский исключительно большое  значение придавал методу рассказа. Путем рассказа, этого сплошного монологического изложения материала, учитель передает учащимся главным образом новые знания.

  Правильное  применение этого метода и, следовательно, его эффективность прежде всего  обусловливаются содержанием рассказа, языком, формой изложения, соответствием изложения уровню развития учащихся и правильным чередованием его с другими методами. «Мастерски веденный рассказ, где главная идея выдается далеко вперед, а побочная естественно к ней привязывается, где есть моменты отдыха для ребенка,— такой рассказ врезывается легко в душу дитяти и так же легко ею воспроизводится»,— писал Ушинский.

  Домашнюю  учебную работу учащихся К. Д. Ушинский считал одной из основных форм самостоятельной  работы. «Без домашних уроков,— говорил  он,— ученье может подвигаться вперед лишь очень медленно» (III, 156). «...Я думаю, что детей десятилетнего возраста должно уже приучать к серьезному труду, соразмерному, конечно, с их силами и с их пониманием» (V, 26).

  Особое внимание К. Д. Ушинский уделял правильной дозировке домашнего задания в соответствии со спецификой содержания учебного материала и с уровнем развития детей. Критикуя старую школу, применявшую домашние задания без учета этих особенностей и превращавшую задания в средство бессмысленной зубрежки, Ушинский требовал, чтобы домашние задания основывались на полном понимании учащимися в школе того, что они должны выучить и освоить, а не зазубрить дома. Одновременно он требовал, чтобы домашние «уроки» давались детям лишь после того, как они уже получили некоторые навыки самостоятельной работы под непосредственным руководством учителя в условиях классных занятий. 

  §3 Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное  слово» и «Детский мир» 

  Общая дидактика  Ушинского, построенная в соответствии с его гносеологическими воззрениями, имеет своим источником педагогический опыт и достижения отдельных методик. Но в то же время она сама служит основой методик обучения различным учебным дисциплинам, т. е. основой построения частных дидактик.

  Лучшим образцом такого взаимоотношения дидактики с методиками является стройная теорий, первоначального обучения Ушинского, в частности методика преподавания родного языка, разработанная в его замечательных «Руководствах» к преподаванию по «Родному слову» и практически реализованная в учебных книгах «Родное слово» и «Детский мир».

  В этих классических учебных книгах русской начальной  школы ярко воплотилась педагогическая концепция Ушинского. Идея народности воспитания пронизывала его учебники; с позиций народности освещались в них все факты и явления природы и общества. В светском характере «Родного слова» и «Детского мира» нашла свое отражение материалистическая тенденция мировоззренческих установок Ушинского. Содержание учебных книг знакомило с новейшими для того времени достижениями разных областей знания, в особенности — естественных наук.

  В учебниках  К. Д. Ушинского получили практическое выражение основополагающие требования его дидактики, такие, как связь  обучения с жизнью, соединение задач  материального и формального  образования, принципы воспитывающего обучения, учет психологических особенностей детей и т. д. «Родное слово» и «Детский мир» служили источником первоначальных знаний учащихся о природе и человеке, о роли и значении труда, источником их знакомства с различными видами трудовой деятельности. Учебники воспитывали у детей любовь к труду и труженикам, пробуждали стремление к труду.

  В «Родном  слове» и «Детском мире» последовательно  и с большим мастерством воплощены  также ведущие дидактические принципы К. Д. Ушинского. Материал учебников подобран и расположен таким образом, чтобы побуждать учащихся самостоятельно решать трудные, но посильные задачи, чтобы «дитя постепенно переходило от явлений простых к явлениям сложным» (VII, 252), чтобы учение было основательным и в то же время сообразным возрасту ребенка.

  С такой  же полнотой К. Д. Ушинский реализовал в своих учебниках идею звукового  аналитико-синтетическо-го метода обучения грамоте, который явился настоящим  переворотом в системе начального обучения.

  Существовавшая  до Ушинского схоластическая система преподавания грамоты по буквослагательному методу не только затрудняла приобретение навыков чтения и письма, но являлась, по мнению Ушинского, системой отгораживания, изоляции широких масс народа от культуры, препятствием на пути их образования. Звуковой метод способствовал демократизации образования, давая возможность каждому ребенку без особого напряжения, быстро, сознательно и основательно овладевать навыками чтения и письма. Важнейшее значение звукового метода, говоря словами Ушинского, заключалось и в том, что он способствовал «умственному развитию дитяти, тогда как прежняя [метода] останавливала и замедляла это развитие» (VI, 270).

  Высокий научно-методический уровень учебных книг К. Д. Ушинского, их светско-реалистическое направление сделали их лучшими учебниками своего времени, заслужившими всенародное признание. В полной мере сбылись слова Ю. С. Рехневского, известного публициста и друга К. Д. Ушинского, писавшего в 1871 г., что «Родное слово» и «Детский мир» займут в истории образования такое же место, как «Мир в картинках» Я. А. Коменского. «Родное слово» свыше 50 лет было незаменимым учебником русской начальной школы и издавалось почти 140 раз многотысячными тиражами.

  Высокую оценку «Родному слову» давали представители прогрессивной педагогики нерусских народов, входящих в Российскую империю. Классик грузинской педагогики, последователь Ушинского — Яков Гогебашви-ли считал «Родное слово» «талантливейшим творением», непревзойденным учебником родного языка для начальной школы.

  Совершенно  иным было отношение к «Родному слову» и «Детскому миру» представителей официальной педагогики и руководителей ведомства просвещения. Члены Особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения А. Филонов, А. Радонежский и другие резко выступали против учебных книг Ушинского, обвиняя автора в атеизме и неблагонадежности. После смерти Ушинского реакционерам при прямой поддержке министра народного просвещения И. Д. Делянова удалось добиться в 1885 г. изъятия «Родного слова» из употребления в гимназиях и уездных училищах. Еще раньше, в 1867 г., такая же судьба постигла «Детский мир», который был исключен министерством из списков пособий, рекомендуемых для учебных заведений.

  Однако несмотря на запрещения и всякого рода препятствия, учебные книги К. Д. Ушинского уверенно пробивали себе дорогу в народную школу. И одна из основных причин их успеха заключалась в реалистическом направлении и демократическом содержании этих книг.

  Глава 7

  Вопросы воспитания 

  §1 Ушинский о воспитании 

  Исключительное  внимание в своих трудах К. Д. Ушин-ский уделял вопросам воспитания. Он никогда  не отделял обучения от воспитания. Напротив, говорил об их единстве, подчеркивая, что воспитательные задачи являются более важными, «чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» (II, 431).

  К. Д. Ушинский считал, что вся деятельность школы  должна быть подчинена воспитательным задачам. «К чему же и воспитание, если оно не будет действовать на нравственное и умственное развитие человека?..— писал он.— К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину?» (II, 22—23). «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек» (IX, 122).

  Воспитание, писал Ушинский, должно вырабатывать у учащихся такие качества, как любовь к родине, гуманность, трудолюбие, правдивость, чувство ответственности, дисциплинированность, эстетическое чувство, твердая воля и твердый характер. Все эти качества он рассматривал не как изолированные и самостоятельно развивающиеся объекты воспитания, а как стороны единого процесса воспитания, которые в этом процессе, так же как и в действительности, переплетаются между собой и обусловливают друг друга. 

  §2 Роль патриотического  воспитания 

  Исходя из принципа народности воспитания, К. Д. Ушинский считал патриотическое чувство  самым высоким, наиболее сильным чувством в человеке, «общественным цементом», который «связывает людей в честное, дружное общество» (II, 431). «Как нет человека без самолюбия,— писал он,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» (II, 160).

  Патриот, по мнению Ушинского,— это человек, подчиняющий все свои личные интересы интересам отечества и народа, все свои силы и знания отдающий на благо родины. «Мы считаем выражением патриотизма и те проявления любви к родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказывать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю, которая авось пролетит и мимо»,— писал Ушинский (II, 474).

  Разоблачая  показной патриотизм представителей привилегированных сословий, он утверждал, что только трудовой народ является подлинным защитником родины, всех ее благ и достижений, носителем самого высокого человеческого качества — гуманизма.

  К. Д. Ушинский считал главной задачей школы  воспитание у учащихся высоких чувств любви и преданности народу. Большое значение в связи с этим он придавал изучению отечественной истории — истории народа, его жизни и борьбы в прошлом и настоящем, изучению родного языка, литературы и особенно фольклора. Ушинский писал, что из уст трудового народа «льется чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое, с помощью науки и сильно развитой мысли, вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова...» (II, 555).

  Содержание  рассказов, стихов, статеек и пословиц, помещенных в учебниках Ушинского, отражает героическую историю и трудовую жизнь русского народа. Подчеркивая значение народных пословиц, Ушинский писал: «По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями, может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа» (VI, 298). 

  §3 Принцип  гуманного воспитания 

  К. Д. Ушинский стремился утвердить в школе  принципы гуманного воспитания. Он писал: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами  его лежала ясно дорога добра» (II, 159). Ушинский неоднократно указывал на необходимость такой постановки обучения и воспитания, чтобы с самого начала развить в детях чувства бескорыстия, скромности и гуманное отношение к личности человека, без различия расы и национальности. Одной из главных задач гуманного воспитания, по мнению Ушинского, является развитие в человеке высоких нравственных качеств — честности, справедливости, правдивости, искренности.

  Глубоко веря в возможности ребенка и уважая его личность, К. Д. Ушинский отвергал гербартовскую теорию воспитания, основанную на подавлении, на ломке воли детей. «Чтобы выработалась воля,— писал он,— надобно дать ей упражнение и руководить этими упражнениями так, чтобы чувство победы препятствий не было подавлено чувством неудач. В самом стремлении человека к совершенству лежит уже залог того, что успех ободрит его... Воля крепнет от деятельности. «Ломать волю» потому только, что она воля дитяти, а не наставника, есть величайшее безумие» (X, 168).

  К. Д. Ушинский уделял серьезное внимание воспитанию эстетического чувства, подчеркивая  значение для этой цели художественной литературы, музыки, изобразительного искусства и особенно природы. «Странно, что воспитательное влияние природы, которое каждый более или менее испытал на себе...— писал он,— так мало оценено в педагогике» (XI, 56). Ушинский стремился воспитывать в детях способность чувствовать, переживать, наслаждаться прекрасным. «Во всякой науке.— замечал он,— более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник» (X, 609). Не только содержание, но и форма обучения и воспитания должна развивать чувство любви к прекрасному. 

Информация о работе Развивающее обучение в понимании Ушинского