Развитие творческой активности дошкольников в певческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:17, доклад

Описание работы

К сожалению, в настоящее время детей с высоким уровнем творческой активности в музыкальной деятельности становится меньше. Занятий по музыкальному воспитанию (2 раза в неделю по 35 минут) недостаточно для развития песенного творчества, а вне занятий в настоящее время все меньше воспитателей могут правильно напеть ребенку знакомую песню, сочинить, чисто интонируя, простую мелодию. Все это происходит в результате недостаточной музыкальной подготовленности самих педагогов.

Содержание

Введение________________________________________________ 3 стр.
1. Особенности развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста_____________________________________4 стр.
2. Певческая деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников__________________________ 8 стр.
3. Выявление уровней сформированности творческой активности детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности_________17 стр.
4. Внедрение педагогической модели по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности в образовательный процесс ДОУ ____________________________19 стр.
5. Итоги реализации разработанной педагогической модели в экспериментальной работе_________________________________ 26 стр.
6. Список литературы_______________________________ 28 стр.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 3 «Солнышко» 
 
 
 
 
 

Опыт  работы на тему:

«Развитие творческой активности детей старшего дошкольного  возраста в процессе певческой деятельности» 
 
 
 

Музыкальный руководитель:

Снигирева Ирина Васильевна 
 
 
 
 

 Катайск

2009 г.

Содержание

Введение________________________________________________ 3 стр.

     1. Особенности развития творческой  активности у детей старшего дошкольного возраста_____________________________________4 стр.

     2. Певческая деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников__________________________ 8 стр.

     3. Выявление уровней сформированности творческой активности детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности_________17 стр.

     4. Внедрение педагогической модели по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности в образовательный процесс ДОУ ____________________________19 стр.

     5. Итоги реализации разработанной педагогической модели в экспериментальной работе_________________________________ 26 стр.

     6.   Список литературы_______________________________ 28 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

     Формирование  человека с активной жизненной позицией является в современных условиях одной из актуальных проблем педагогической теории и практики. Инициатива, самостоятельность, интерес и творческое отношение придают подлинную ценность тому, что делает человек. Особая важность развития у дошкольников такого индивидуального качества личности как творческая активность подчеркивается в работах многих педагогов и психологов.

     Обобщая опыт ученых и педагогов - практиков С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Г.Н.Никулиной, Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой по вопросам формирования творческой активности можно сделать вывод о том, что творческая активность детей старшего дошкольного возраста есть деятельное состояние личности, характеризующееся стремлением к преобразованию чего-либо, созданию личностно значимого материального или духовного продукта. Инициатива, активность, самостоятельность, интерес и творческое отношение придают подлинную ценность тому, что делает человек.

     Развитие  творческой активности дошкольников во многих видах музыкальной деятельности раскрыто широко и полно в работах  Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской, О.П.Радыновой , А.Н.Зиминой и др.

     Вместе  с тем, по некоторым вопросам  проблемы развития творческой активности дошкольников в певческой деятельности, накоплен материал, который требует  анализа и обобщения в свете  современных научных данных.

     К сожалению, в настоящее время детей с высоким уровнем творческой активности  в музыкальной деятельности становится меньше. Занятий по музыкальному воспитанию (2 раза в неделю по 35 минут) недостаточно для развития песенного творчества, а вне занятий в настоящее время все меньше воспитателей могут правильно напеть ребенку знакомую песню, сочинить, чисто интонируя, простую мелодию. Все это происходит в результате  недостаточной музыкальной подготовленности самих педагогов. Воспитатели в своей работе с детьми используют  много современной электронной музыки, что мало способствует развитию у детей звуковысотного, ладового, тембрового слуха, тогда как влияние живого звука, живой музыки благотворно влияет на развитие музыкального слуха дошкольника.

       Исходя  из опыта работы, анализируя результаты диагностики детей,  мною была взята тема для работы по самообразованию «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности», где главной задачей было разработать и экспериментально проверить новую педагогическую модель развития творческой активности детей в певческой деятельности.

     Особенности развития творческой активности у детей  старшего дошкольного  возраста 

       Психолого-педагогической наукой, практикой установлено, что формирование личности начинается с самых ранних лет жизни. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием всех психических процессов. В этом возрасте у детей формируются разнообразные навыки и умения, развиваются эстетические свойства, закладываются начальные формы творческой деятельности.

     Однако, говорить о творческой деятельности детей дошкольного возраста в том понимании, в каком мы говорим о творчестве взрослого человека, нельзя, так как проявления творчества в деятельности дошкольников является лишь предпосылкой к дальнейшему его развитию, но если своевременно пробуждать у детей творческое отношение к выполняемым действиям, то это окажет значительное влияние на жизнь человека, в будущем

       В творчестве, как указывала Н.А. Ветлугина, дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением и обобщение реальной практики, интуицией, обогащённой художественным опытом ребенка, и преднамеренностью поисков.

       Творчество  детей в свою очередь активизирует процесс обучения. От детей при  импровизациях, сочинениях требуется  применение творческих действий. Развивающиеся  при этом инициатива, самостоятельность  и активность побуждают осваивать знания, умения, навыки. Развивается способность к самообучению и саморазвитию.

       Рассматривая  активность и творчество как свойства личности, ученые отмечают, что эти  понятия взаимосвязаны и рассматриваются  в единстве как творческая активность личности. Отечественный педагог А.П. Усова видит особую роль обучения в формировании творческой активности.

       Вопросами развития творческой активности занимались в своих исследованиях С.А.Аничкин, Г.Н.Никулина. Ими были сделаны ряд  принципиальных выводов: развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста предполагает не только варьирование форм, методов, но и средств обучения. Здесь важное место занимает создание педагогом игровых ситуаций, в которых он использует в качестве средств: литературные тексты, репродукции картин, произведения прикладного искусства, игрушки, предметы и явления природы.Изучение различных современных психологических источников позволяют установить различные уровни проявления активности в целом. Ряд исследователей (Л.С.Выготский, Л.Н.Нестерова, И.И.Родан и др.) выделяют два таких уровня:

         низкий – это активность репродуктивного характера (исполнительская, воспроизводящая, копирующая);

         высокий – творческая активность.

       Дискуссионной в дошкольной педагогике является проблема определения путей и способов развития творческой активности детей дошкольного возраста при опоре на их подражательность. Одними исследователями отрицается позитивная роль подражания в детском творчестве (М.М.Рыбакова, О.С.Ушакова), другими подражательность признается как элемент творчества (Л.Е.Дмитриев, А.Г.Ковалев), третьими подчеркивается подражательный характер детского творчества (Л.С.Выготский, А.Я.Дудетский).

       Дошкольников  отличает большое стремление к самостоятельности  в творчестве, хотя им присуща подражательность, следование образцу. Но, тем не менее, А.Е.Дмитриев отмечает, что работая по образцу, часто сам того не замечая, ребенок вносит что – то свое в работу, особенно если работы творческого характера. Самостоятельность и творчество, как показатели творческой активности, очень взаимосвязаны. И хотя ряд психологов, в частности А.Г.Ковалев, отмечают, что творческая активность, свойственна людям с развитыми способностями, богатым и разносторонним опытом, многочисленные исследования и дошкольная практика убеждают нас в том, что дети старшего дошкольного возраста имеют большие возможности в творческой деятельности, проявляя при этом активность.

       Занимаясь вопросами музыкального творчества дошкольников, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская  отмечают, что для возникновения произвольных творческих проявлений большое значение имеет такое свойство, как активность. Именно, она определяет первый шаг ребенка к выполнению творческой задачи, его готовность к творческим действиям. Творческая активность ребенка, по их мнению, должна опираться на определенный уровень музыкального развития. Последнее, в свою очередь, невозможно без обучения навыкам музыкальной деятельности.

       Развивая  творческую активность дошкольников, не следует требовать от всех одинакового  выражения содержания, наоборот, следует предоставить им возможность действовать самостоятельно, разрешать задачу по-разному. У детей воспитывается активность, желание как можно лучше выполнить работу. Несмотря на скромность музыкально-творческих проявлений дошкольников, по характеру и форме они обладают искренностью, непосредственностью. Дети способны выразить своё отношение к исполняемой ими песне, танцу увлечённо, что придаёт творческий оттенок исполнительской деятельности. Это и говорит о способности детей к продуктивному творчеству.

       Н.А. Ветлугина выделяет следующие условия  для развития детского творчества:

  1. побуждение детей к творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий;
  2. учет разнообразных интересов, склонностей и способностей детей;
  3. варьирование творческими заданиями в зависимости от возраста детей и различных видов деятельности.

       Выполнение  простейших творческих заданий приводит ребёнка к возможности проявить свою творческую активность, инициатив: сначала в изменении, дополнении или окончании простейшей мелодии - песенки-попевки, игры, танца, упражнения; в дальнейшем - к первым творческим попыткам создания своего «произведения», осуществления собственного замысла (песенки на четверостишие или мелодии без слов, близкой по характеру к жанру колыбельной, марша или танца и т.п.). Всё это, по мнению Н.А. Ветлугиной и А.В.Кенеман, уже может рассматриваться как первоначальное детское продуктивное музыкальное творчество, интересное и нужное «для других». Дети проявляют стремление к творчеству в музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики. 

       Н.А.Ветлугина  подчеркивала, что воспитательное значение художественного творчества легко  осознается, когда говорят о его  роли в развитии таких качеств, как инициативность, активность, самостоятельность детей. Уже в постановке творческих задач требуется инициативность. Активность отличает тех, кто постоянен в творческих усилиях, настойчив в попытках найти различные способы выражения и изображения, кто испытывает стремление к достижению определенных результатов. Вместе с тем, она отмечает, что ребенок, предоставленный самому себе, не способен в полной мере выявить свои природные задатки; «вмешательство» со стороны взрослого определяет успех творческого развития ребенка (при условии тщательно продуманных способов и большого такта).

       Музыкальное творчество детей старшего дошкольного  возраста предполагает импровизацию попевок, несложных мелодий в процессе игры на детских музыкальных инструментах, придумывание движений к плясовой музыке, композиции танцев, самостоятельное создание образов персонажей в музыкальных играх. Дети проявляют стремление к творчеству в музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

       Таким образом, дети старшего дошкольного возраста готовы к активному творчеству, нужно лишь подобрать методы и приемы для успешного решения творческих задач. При целенаправленном систематическом обучении дети проявляют способности к аналитико-синтетической деятельности, достаточную развитость всех музыкальных способностей, произвольность внимания. 

    •   Певческая деятельность как средство развития творческой

      активности  старших дошкольников 

           В певческой деятельности обогащаются переживания ребенка, развиваются эстетические и нравственные представления, идет активное формирование музыкальных способностей, ведь пение - это основа музыкальной культуры ребенка и прекрасное средство развития творческой активности дошкольника.

           Певческая деятельность занимает одно из ведущих мест в музыкальном и общем развитии ребенка-дошкольника. Отечественные педагоги считают, что именно пение - основа музыкальной культуры человека. Действительно, в процессе пения обогащаются переживания ребенка, развиваются эстетические и нравственные представления, идет активное формирование музыкальных способностей. Дети 4 - 7 лет способны выразить свое отношение к содержанию песни, понять настроение и музыкальные средства выразительности.

           На  седьмом году жизни ребенок обладает довольно большими возможностями в певческой деятельности. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность его нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя вокальные связки еще не сформированы окончательно. Дети поют негромко, но напевно и звонко.

           Диапазон  у большинства дошкольников в  пределах октавы: до первой октавы – до второй октавы (ре второй октавы – проходящая), хотя по-прежнему выделяются дети с высокими или низкими голосами. Дети лучше владеют певческим дыханием - могут петь фразы из двух тактов в медленном темпе. В эти годы проявляются музыкально одарённые дети, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно выразительное пение, артистичность, интерес к музыке. Используемый репертуар становится более разнообразным, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Ребята могут самостоятельно петь подолгу, однако это не всегда желательно. Петь громко не рекомендуется. Сила звучания детских голосов умеренная, так как голосовые связки ещё не сформированы. Взрослым необходимо постоянно заботиться об охране детского голоса.

           Самый подходящий материал для занятий  с детьми всех возрастов - народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях.

           В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

           Различные виды певческой деятельности тесно  связаны друг с другом, оказывают  взаимное влияние: исполнение и слушание песен, пение и упражнения, слушание песен и песенное творчество и т.д. Разнообразны также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

           Развитие  творческой активности в процессе пения  предполагает применение метода упражнения. Певческие упражнения должны использоваться в определенной системе. Их основная цель - развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т.д., но решается она на фоне всего комплекса навыков. Чтобы работа над основными навыками была системной, важна последовательность упражнений.Упражнения в игровой форме помогают преодолеть трудности, приобрести певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, дети с удовольствием поют не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности и дома. Ребятам нравятся попевки, связанные с близким им миром. Это мелодии из фольклора, подражание голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки.

           При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развиваются музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации. Устойчивые певческие навыки способствуют тому, что дети активнее и самостоятельнее действуют при выполнении творческих заданий.

           В «Музыкальном букваре» Н.А.Ветлугиной предложена система упражнений для  развития музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников. Многообразные, доступные для всех упражнения в  области музыкальной грамоты  способствуют совершенствованию слуха, который поможет детям активно проявить себя в песенном творчестве. Вся эта работа должна проводиться музыкальным руководителем на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с детьми. Одновременно необходимо создавать в группе условия для закрепления полученных знаний в самостоятельной деятельности. Для этого используются наглядные пособия: фланелеграф с карточками, металлофон, бубен, барабан и мн.др. Для закрепления песенного материала можно «внести» телевизор с иллюстрациями к песням, «проигрыватель» с пластинками, альбом с иллюстрациями к разученным песням.

           Чтобы ребёнок смог сочинить и спеть  мелодию, у него необходимо развить  ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т.е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях

           Успешность  творческих проявлений детей зависит  от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определённые чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

           Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:

    1. самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
    2. подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» - точное воспроизведение заданных интонаций;
    3. различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Весёлый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнения типа «Солнышко и дождик»);
    4. различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);
    5. транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поёт первый звук..

           Особое  значение для формирования творческого  воображения и интереса к певческой  деятельности имеют поисковые ситуации, побуждающие к творческой самостоятельности. Любое качество личности - находчивость, изобретательность, самостоятельность, способность к творчеству - формируется с ранних лет, вопрос лишь в том, чтобы найти доступные способы для их развития. Поисковая ситуация предусматривает создание таких условий, когда ребёнок сам должен решить задачу, поставленную взрослым.

           Для развития песенного творчества Н.А. Ветлугиной разработана серия творческих заданий:

    1. импровизация имён, звукоподражаний, мелодий без слов;
    2. импровизация музыкальных вопросов и ответов;
    3. сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.[48].

           Одним из перспективных приемов для развития творческой активности в пении является использование импровизации.

           Согласно словарю, импровизация - особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Цель импровизации на занятиях в детском саду - активизировать творчество детей. Импровизация привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, повышает уровень творческой активности, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.

           На импровизации может быть построено всё музыкальное занятие: вопросы, ответы, собеседование с детьми по новому материалу и по повторению старого. Но эта форма работы очень трудоемкая. Чаще всего на первых порах дети дублируют интонации педагога. Обычно же импровизация включается как один из элементов занятия.

           К начальным попыткам обучить детей импровизированию относится просьба спеть своё имя. Педагог нараспев произносит своё имя и отчество. Естественно, что называя себя, ребёнок не может повторить напетую музыкальным руководителем мелодию - она по ритму и продолжительности не совпадает с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества.

           Дети 5 - 6 лет способны сами сочинять музыкальный  ответ на предложенный текст, выполнять  задания на нахождение тоники, воспроизведение  мажорного и минорного лалов, которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

           В 6 - 7 лет дети могут уже более  осмысленно импровизировать мелодии  на заданный текст, сочинять попевки  определённого настроения, жанра (танец, песня, марш). Правда, подобные задания  они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.

           Важно обращать внимание детей на выразительность  их импровизаций даже в простейших упражнениях. Например, ребёнок должен спеть своё имя с точной эмоциональной  окраской, чтобы сверстники могли  ее различить, - задорную, робкую, испуганную или весёлую интонацию. При импровизации звукоподражаний полезно также создавать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей, например:  «Пусть волк споёт нам свою песню. Он голодный и злой: никак не может найти добычу. (Ребёнок импровизирует.) А теперь пусть он покачает своих волчат и споёт им спокойную и ласковую песенку. Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лиса - хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для данного образа.

           Творчество  рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным.

           Для развития творческой активности в пении  можно использовать следующие формы организации:

    • Полные ответы детей в диалоге взрослого и ребенка с целью расширения интонационно - вокального диапазона. Вопросы педагога в данном случае могут быть на свободную тему. ( Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какое время года ты любишь?  К какому жанру относится эта музыка?)
    • Певческая перекличка детей по парам. Один ребенок поет: «Ау, где ты?» Другой отвечает: « Я здесь».
    • Звукоподражания (тиканье часов, звучание горна, барабана).
    • Передача голосом различного настроения персонажей (котик заболел - котик выздоровел).
    • Мини - рассказы, в которые включена импровизация.
    • Импровизация на заданный педагогом текст.

           Выделяются  несколько этапов работы в овладении детьми начальными умениями импровизировать:

    1. Вслушивание в слово, предложенное взрослым, и понимание его смысла и характеристики будущего художественного образа. Например, дается словосочетание «серенький зайчик». Показанные детьми распевы будут разными, но немаловажно затем провести анализ полученных ответов и выбрать наиболее убедительный вариант мелодии - с легким, подвижным характером. После подобного разговора детям легче сосредоточиться на втором словосочетании - «неуклюжий хомячок», а потом исследовать причины контраста в собственных импровизациях.
    2. Самостоятельный распев слова, сочинение логической интонации. Для этого детям нужно предлагать контрастные сочетания, где герои уже прибывают в определенном действии, например: «Вот улитка ползет» и «Вот олень, он бежит!»
    3. Сочинение мелодии в заданном жанре. Такие вокальные импровизации необходимо отрабатывать в соответствии с примерами музыкальных жанров, показанных детям в самом начале обучения. Жанр может определяться и стихотворным двустишием, дающим настрой импровизации. Темы для мелодий разных характеров могут быть даже внутри жанра: песня - колыбельная, частушка, хороводная, а это требует разнообразия музыкальных интонаций.
    4. Работа с использованием стихов должна начинаться с их разучивания, далее рекомендуется предварительная беседа об особенностях поэтического настроения и характера предполагаемой музыки.

             Стихотворный текст для импровизации  должен отвечать следующим требованиям:

    • лаконизм и яркость в создании художественного образа;
    • художественная и педагогическая ценность;
    • возможность использования жизненного опыта ребенка;
    • напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения (небольшой объем, короткие строфы) .

           Если  работа проводится методически правильно, самое главное без принуждения, через заинтересованность к творчеству, то и в ролевых играх дети нередко  сами сочиняют песенные диалоги.

           Побуждать детей к песенному творчеству возможно и применяя образцы, специально созданные композиторами. Обычно педагог  их исполняет сам и предлагает ребёнку сочинить свою песню на этот же текст. Условие импровизации - она  должна быть схожа по настроению с образцом, но отличаться от него своими мелодическими и ритмическими оборотами.

           Такие задания имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности ребенка, придают более действенный  характер его практической деятельности, развивают ценные качества дошкольника: активность, самостоятельность, самоорганизацию, способность к естественному самовыражению.

           Постепенно  детей подготавливают к сочинению  целого оперного спектакля. Для этого  берётся знакомый детям сказочный  сюжет («Колобок», «Красная шапочка» и др.). Предварительно ребят знакомят с жанром оперы, слушают с ними фрагменты опер в записи. Акцентируют внимание на том, как меняется настроение в пении героев в зависимости от развития сюжета. Затем дети распределяют роли и создают свою оперу. Каждый персонаж сказки сочиняет свою песенку. Опера может быть поставлена несколькими актёрскими составами, где каждый может попробовать себя в той или иной роли.

           Певческая деятельность должна развивать у каждого ребёнка основные компоненты музыкальности - эмоции и слух, постоянно совершенствовать его способности к восприятию музыки и исполнительству. Тогда не только на занятиях, но и вне занятий он сможет действовать активно и инициативно.

             Развитие творческой активности  в певческой деятельности всегда идет от простого к сложному, словно поднимаясь к вершинам исполнительского мастерства. Важно помнить об одном: обучение пению должно носить развивающий, творческий характер, сочетая в себе практические приемы, носящие характер подражательности, и проблемные задания, что развивает творческую активность дошкольников.  

    Выявление уровней сформированности творческой активности детей старшего дошкольного  возраста в певческой  деятельности

        В сентябре 2007 года анализ результатов диагностики развития музыкальных способностей детей показал, что исходные уровни сформированности творческой активности у большинства детей исследуемой группы: средний (45%) и ниже среднего (30%).

        Уровень сформированности творческой активности у детей старшего дошкольного  возраста выявлялся по следующим критериям и показателям:

    Таблица 1

    Критерии  и показатели сформированности творческой активности у детей старшего дошкольного  возраста

    Критерии  творческой активности Показатели
    Интерес к творческой деятельности - предпочтение  данного вида деятельности другим;

    - устойчивость  интереса к творческой деятельности;

    - творческие  проявления в самостоятельной  деятельности.

    Творческое  воображение  - оригинальность  творческих решений;

    - необычность  создаваемых образов;

    - индивидуальный  подчерк при выполнении задания.

    Умение  импровизировать  -импровизация  в звукоподражании;

    - сочинение мелодии  на заданный литературный текст;

    - импровизация  мелодии в ритме польки, вальса, марша.

     

           Для выявления уровней сформированности детям предлагалось несколько заданий и проведена беседа. (Приложение 1)

           В результате обследования были выявлены следующие уровни: 

          • высокий уровень – 5 детей (25%) У детей постоянно проявляется стремление петь, танцевать. Детям хочется выступать на сцене, нравится сочинять, импровизировать. Легко импровизируют мелодию в заданной тональности, опираясь на устойчивые звуки лада, активно с интересом включаются в выполнение задания. Мелодии сочиняются в заданной тональности, отмечается интересное мелодическое построение, яркое исполнение, оригинальность мелодии в соответствии с жанрами.
          • Средний уровень – 9 детей (45%) Дети не проявляют желания выступать на сцене. В самостоятельной деятельности не занимаются музицированием. Менее активно включаются в выполнение творческих заданий, действуют неуверенно. Сочиняют мелодии при помощи педагога. Мелодические импровизации построены на 1-2 звуках. Поют, играют на инструментах только по просьбе педагога.
    • Низкий уровень – 6 детей (30%) Дети не любят петь, отсутствует желание сочинять. Творческие задания выполняют не охотно, без интереса, или совсем отказываются от выполнения. Затрудняются в сочинении мелодии, проговаривают текст речитативом. Не проявляют интереса к творческой деятельности.

           Анализ результатов обследования показал, что больше половины детей проявляют не устойчивый интерес к музыкальному творчеству, у 6 ребят интерес отсутствует совсем, они отдают предпочтение просмотру телепередач, подвижным играм; у большинства детей не сформировано умение импровизировать в звукоподражании и в сочинении мелодии на заданный текст, дети не в полной мере используют возможности своего голоса в творческих заданиях, не уверены в своих возможностях.

           Таким образом, мы установили, что детей  с высоким уровнем творческой активности очень мало. У большинства детей творческая активность не сформирована  или сформирована на среднем уровне.

        Эти результаты указывали на   необходимость  систематической работы по обучению детей песенному творчеству, дальнейшему  развитию музыкальных способностей детей и развитию творческой активности.

        Были  выделены основные задачи работы:

    • Содействовать творческой самостоятельности и активности в выразительном исполнении эмоционально-образного содержания песен различного характера, отдельных ярких интонаций.
    • Обучать детей основам песенного творчества: сочинению мелодии на заданный текст; импровизацию слов и мелодий, соответствующих настроению; импровизации песенных мелодий в разных жанрах;
    • Развивать интерес к певческой деятельности, творческое воображение.
     

        После изучения методической литературы по данной проблеме мною была разработана педагогическая модель развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности (Приложение 2). 

           Внедрение педагогической модели по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности в образовательный процесс ДОУ 

        Данная  модель работы с детьми включает в  себя три этапа:

      1. Подготовительно – обучающий этап (фронтальные и индивидуальные ознакомительные занятия);
      2. Креативно – деятельностный этап (творческие задания, игры-драматизации, серия доминантных занятий по песенному творчеству);
      3. Итоговый этап (постановка оперы – сказки).

           Первый  этап работы с детьми (подготовительно-обучающий) включал в себя ознакомительные  занятия, которые проходили фронтально и индивидуально.

           Индивидуальные  занятия  проводились во второй половине дня, один раз в неделю по 10 минут. На каждом занятии использовались два  упражнения. Детям предлагались упражнения для развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. (Приложение 3).

           Хочется отметить эффективность данных занятий, где видишь и слышишь каждого  ребёнка, индивидуально помогаешь  ему справиться с возникающими трудностями. И сами дети проявляли активность, интерес и желание заниматься пением индивидуально. В дальнейшем данные упражнения использовались на музыкальных занятиях со всеми детьми.

           Занятие-концерт  проходило в игровой форме. Перед  ним была проведена предварительная  работа: накануне вечером воспитатель  предложила устроить настоящий концерт для детей младшей группы, говорила, что артистами могут быть все, кто захотят, но нужно составить программу концерта. Дети вспоминали ранее разученный репертуар, выбирали, кто с кем будет исполнять песню, воспитатель предлагала спеть песенки хором, по два и несколько человек. Роль конферансье взяла на себя воспитатель.

           Занятие прошло как настоящий концерт  с артистами, аплодисментами и цветами, которые ребятам дарили малыши. Также  на данном этапе поводились занятия  по разучиванию репертуара  для игр с пением и игр-драматизаций. На музыкальных занятиях разучивались песенки, работали над мелодической точностью, ритмическими особенностями песенки, над дикцией, использовались различные приёмы (пение подгруппами, по «цепочке», «тихо-громко).

           После того, как была проведена индивидуальная работа с детьми по развитию музыкально-сенсорных способностей, когда у детей повысился интерес  к певческой деятельности, мы перешли ко второму этапу (креативно-деятельностному).

           На  каждом музыкальном занятии, которое проводится два раза в неделю, использовались задания с элементами песенного творчества. Стали традиционными начало и конец занятия. В начале занятия приветствие пропевает сам музыкальный руководитель - дети повторяют, а в конце занятия «до свидания» после настройки в тональности пропевает один ребёнок, остальные дети повторяют. На каждом занятии «до свидания» поёт новый ребёнок. Поощряются все импровизации детей, отмечаются особо интересные.

           Как элементы песенного творчества в  занятия включались игры с пением. Песенки к играм с детьми были разучены уже заранее на первом этапе  работы, поэтому дети были активны, придумывали образные движения, предлагали свои варианты игр, выразительно исполняли  песенки. У всех проявлялось желание выполнять роли в игре. Например, играя в игру «Воробьи чирикают» Н.Елисеевой, дети предложили, что воробьи сначала будут сидеть на «жердочках» (стульчиках), а когда звучит их партия, будут вставать и напевать: «Чирик-чирик». Играя в игру «Давайте все делать как я», дети предложили выбрать ведущего по считалке «Яшка», которую разучили  на индивидуальных занятиях. Каждый водящий придумывал свои интересные движения, не похожие на других.

           На  других занятиях использовались игры - драматизации  по известным песенкам « Теремок» и « Тень-потетень», здесь ребята были самостоятельны в придумывании различных песенных интонаций, связанных с игровыми образами. Ребята старались  изменить окраску голоса, в соответствии с образом. Медведь пел густым, низким голосом, мышка - тоненьким голоском, все роли ребята выбирали по своему желанию. Для активизации детей в игре были использованы шапочки-маски.

           Как элементы песенного творчества использовались, конечно же, и творческие задания. Интерес у детей вызывали мини-рассказы с использованием импровизаций (Приложение 3) , где дети в основном импровизировали в звукоподражании, рассказы записывались на магнитофон в нескольких вариантах, отмечались наиболее удачные импровизации.

           Чтобы развивать у детей умение импровизировать окончание мелодии, начатой взрослым, нами были использованы знакомые всем детям стихи А.Барто «Игрушки», музыка Бырченко. Перед заданием дети рассматривали картинку, рассуждали, какая по характеру может быть мелодия. Детям напоминали, что голос должен не говорить, а петь; закончиться мелодия должна в «домике тоники». Затем педагог напевал первые две строчки, а дети придумывали своё окончание.

           Жанровые  импровизации, которые предлагались детям (Приложение 3) состояли из двух стихотворных строчек. Дети импровизировали в жанре марша, польки, вальса, колыбельной. В импровизациях некоторых детей слышались мотивы произведений композиторов, что говорит о способности к творческому воображению, к анализу имеющихся слуховых представлений.

           Включая элементы песенного творчества в каждое музыкальное занятие, поощряя все творческие проявления детей, стало ясно, что дети готовы к активному творчеству, не боятся придумывать, импровизировать, проявляют активность и самостоятельность в творческих заданиях.

           Далее мною была разработана серия доминантных музыкальных занятий по песенному творчеству « В гостях у ДО-МИ-СОЛЬки». (Приложение 4).

           Занятия проводились по подгруппам во второй половине дня, длительность занятия 20 минут. Перед каждым занятием дети получали «письмо» от Домисольки с приглашением и с  определённым заданием.

           На  первом занятии «Давайте познакомимся»  ребята встретились с Домисолькой. Знакомство проходило в форме  импровизации, ребята каждый напевали свои имена. За каждой нотой звукоряда  было спрятано какое-то задание, простучать или придумать ритм, пропеть слово «Здравствуй» с разными интонациями, угадать музыкальную загадку Домисольки, которая описывала кого-то из детей, в конце дети вместе сочиняли небольшую песенку и получали сюрприз-угощение. На занятие «Баю-бай, поскорее засыпай», Домисолька пригласила детей вместе со своими любимыми куклами и мягкими игрушками. В начале занятия дети, напевая, знакомили Домисольку и других детей со своими игрушками. Затем детям рассказывали об истории колыбельной песенки, что они передавались от бабушки к маме, от мамы к дочке. Ребятам предлагалось напеть колыбельные, которые поют им мамы. В конце занятия дети сочиняли колыбельную песенку на слова, Домисолька зажигала свечу, и дети напевали колыбельные  игрушкам. На занятии «Солнечная песенка» дети выручали солнце, которое закрыла собой большая туча. Дети выполняли ритмические задания, напевали солнечные заклички, рисовали свои маленькие солнышки. В конце ребята сочинили мелодию к «Солнечной бесконечной песенке» и каждый её пропел.

           Домисолька  познакомила детей с новым  музыкальным жанром - опера, на занятии  «Играем в оперу». Она пропела  песенку про оперу. Затем загадала детям музыкальную загадку про  репку, и предложила поиграть в оперу. Из волшебного мешочка дети вытягивали себе шапочки-маски, тем самым, распределяясь по ролям. Воспитатель и дети, которым не досталось ролей, были зрителями. Герои придумывали, как они будут петь свою партию, подбирали песенные интонации, связанные с образом своего героя. Затем дети менялись ролями, вновь при помощи волшебного мешочка. Затем Домисолька попрощалась с детьми, отметила, что они стали очень музыкальными, многому научились и могут уже поставить настоящую оперу-сказку. Она подарила детям ноты к опере-сказке «Муха-Цокотуха» и попросила пригласить её на премьеру. Детям очень понравились занятия с Домисолькой, живо с интересом они откликнулись на предложение поставить настоящую оперу.

           Таким образом, мы подошли к последнему этапу работы с детьми, целью которого было совершенствование исполнительских умений детей; развитие творческой активности, творческого воображения.

           Работа  над постановкой оперы продолжалась два месяца. Занятия проводились  во второй половине дня, как фронтально, так и индивидуально. Был составлен примерный план занятий по постановке оперы-сказки «Муха-Цокотуха» (Приложение 5).Ребята слушали музыку к опере, вокальные партии, беседовали о характере героев, о созданных в музыке образах.

           Дети  все без исключения с удовольствием  включились в творческий поиск, придумывали партии новым героям, разучивали партии героев, сочиненные композитором. Конечно же, возник вопрос, а кто будет играть муху, комара, паука и других. Роли для детей были подобраны с учетом их желания. Рассматривали каждого персонажа, находили в нём интересные черты. Примечательно, что на главные роли дети предложили ребят с высоким уровнем творческой активности, это говорит об осознанности выбора ролей детьми, о заинтересованности в одном важном деле. На фронтальных занятиях старалась задействовать всех детей, т.е. исполняли хоровые общие номера, например сцена угощения или последнего праздничного хора. На индивидуальных занятиях разучивали дуэты и сольные номера, например дуэт мухи и комара или сцену «Дуэль». Дети с ответственностью отнеслись каждый к своей роли.

           Атрибуты  к сказке дети изготовили сами, в  этом нам очень помог педагог  по изобразительной деятельности. Угощение дети вылепили из соленого теста и  красочно раскрасили; посуда тоже была изготовлена своими руками и расписана  в технике гжельской росписи; сапожки для мухи выполнены в технике оригами и многое другое. Афишу также приготовили дети совместно с педагогами: на большом листе ватмана было написано объявление о премьере оперы-сказки, а по периметру наклеены насекомые: бабочки, жуки, мухи, стрекозы, нарисованные детьми.  Перед премьерой дети предложили пригласить Домисольку, она и объявляла действующих лиц оперы.

           На  премьеру были приглашены родители, дети средней группы, педагоги детского сада. Дети очень волновались, напоминали друг другу, что нужно не забыть. Премьера прошла замечательно. Все были рады общему успеху, когда закрылся занавес и дети вышли еще раз на поклон, за кулисами бутафорское угощение Домисолька «превратила» в настоящее. За столом с угощением дети предложили показать оперу детям из других групп, и даже из других детских садов.

           Мы  считаем, что в результате последовательной работы у детей повысился интерес к певческой деятельности, дети стали активны в творчестве, самостоятельны, инициативны.

           Реализация  данной модели была бы трудна без участия в ней педагогов ДОУ и родителей. Работу с педагогами  я начала с консультации «Чтобы научиться петь, надо петь» (Приложение 6),так как в последнее время среди педагогов стало «модным» пение с детьми под различные фонограммы, где взрослые не обращают внимания на правильность и точность напетой детям мелодии. Была подчеркнута одна простая истина: у педагога, который сам любит петь, дети хорошо поют. Педагоги ознакомились с особенностями слухового восприятия детей.

           По  вопросам организации самостоятельного творчества детей, с педагогами была проведена консультация: «Организация самостоятельной музыкальной деятельности» (Приложение 6), где была подчеркнута роль музыкального уголка в развитии творческой активности детей. Были даны рекомендации по оборудованию уголка, подчеркнута роль воспитателя в самостоятельном творчестве детей.

           Для индивидуальной работы  педагогов  по углублению и обогащению знаний по проблеме педагоги ознакомились с  методической литературой, картотекой творческих заданий для детей.

           Работа  с родителями начала с консультации «Что такое музыкальность?» (Приложение 7), где попыталась доказать, что от природы каждый человек музыкален, нужно лишь развивать в себе способности. Данное утверждение вывело нас на дискуссию, некоторые родители утверждали, что не умеют петь, «когда то в школе пела», «пою только ребёнку вечером колыбельную, ведь никто больше не слышит». В результате дискуссии мы вместе пришли к выводу, что оказывается нужно просто чаще петь, и петь вместе с детьми.

           Отдельно  хочется остановиться на проведении совместных праздников с родителями, где мы постарались создать праздничную, творческую атмосферу.

           Праздник 8 Марта прошел у нас в форме  игры «Два рояля» (Приложение 7). Мамы разделились  на две команды - команда красного и черного рояля, ведущая по очереди открывала экраны со строчками из знакомых детских песен и песен советских композиторов. Команда, которая угадала строчку из песни, должна была исполнить один куплет песни. В перерывах между турами дети дарили мамам музыкальные номера: песни, танцы. Также был объявлен песенный аукцион. Нужно было напеть строчку из песни, где встречается женское имя. Оказалось, что мамы знают  много песен и совсем неплохо поют. Дети тоже испытывали гордость за своих мам, были рады слышать их пение. В конце все вместе исполнили песню «Мама» из одноименного к/ф.

           На  заключительном этапе работы с детьми мы предложили родителям помочь нам  в изготовлении костюмов к опере-сказке «Муха-Цокотуха». Родители все без  исключения откликнулись на наше предложение. Костюмы получились яркие, выразительные. Даже папы приняли участие в изготовлении костюмов, например, делали из проволоки каркасы для крыльев бабочек, мухи.

           На  премьере оперы-сказки родители были для  детей самыми желанными гостями. И хочется верить, что совместное творчество родителей, детей и педагогов сближает их друг с другом, делает единомышленниками, партнёрами, развивает таланты и творческую активность каждого. 

         Итоги реализации разработанной педагогической модели в экспериментальной работе 

           Итоговое  обследование сформированности творческой активности детей показало, что за период функционирования разработанной педагогической модели произошли заметные изменения в уровнях сформированности творческой активности старших дошкольников. Наиболее значительными достижениями я считаю увеличение числа детей с высоким уровнем творческой активности и сокращением числа детей, которые были отнесены в начале эксперимента к группе с низким уровнем сформированности творческой активности.

           Сравнительный анализ уровней сформированности творческой активности детей старшего дошкольного возраста «до» и «после» эксперимента представлен в виде гистограммы

           Гистограмма 1

           На  протяжении двух лет реализация разработанной  педагогической модели обеспечила эффективность процесса развития творческой активности у старших дошкольников в певческой деятельности, нами поставлены две оперы – сказки «Муха – Цокотуха» и «Волк и козлята». У детей повысился интерес  к творческой деятельности, они с желанием сочиняют, импровизируют, выступают на сцене.

             Дети принимают активное участие в районных конкурсах, фестивалях и занимают призовые места. 

           Список  литературы

    1. Алексеева А.  Активизация детского творчества детей // Дошкольное воспитание.- 1970.-№6.
      1. Венгер Н. Путь к развитию детского творчества //Дошкольное воспитание.- 1983.-№11.-с.32.
    1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение,1981.-240.,нот.
    2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.:Музыка,1988-112 с., нот.
    3. Ветлугина Н.А., Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983.
    4. Давыдова М. Импровизация - одна из основ музыкального воспитания //Дошкольное воспитание.- 1994.- №6.- с.89.
    5. Дубровская Е.А. Музыкальное развитие ребенка. Практические советы педагога.- М.: «Школьная Пресса», 2005.- 32 с.
    6. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- Шуя, 1993.
    7. Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста /Э.П.Костина.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2006.-223 с.
    8. Малинина Л. Развитие песенного творчества //Дошкольное воспитание.-1990.-№7.-с. 96.
    9. Мерзлякова С. Планирование и анализ работы по музыкальному воспитанию // Дошкольное воспитание.-2000.-№1.- с.121.
    10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.-Ярославль, 1997.-97 с.
    11. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада /О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л.Палавандишвили; Под ред. О.П. Радыновой.-М.: Просвещение: Владос, 1994.
    12. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание.-1996.-№5.- с.21.
    13. Радынова О.П. Методы и приемы музыкального воспитания //Дошкольное воспитание.- 1994.- №6.- с.92.
    14. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Академия,2000.-283 с.
    15. Рюмина Ю.Н. Формирование творческой активности дошкольников в процессе интеграции различных видов деятельности (учебно-методическое пособие по спецкурсу для студентов факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии) - Шадринск, 2004.
    16. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Под ред. Ветлугиной - М.,1980. Гл. 1.
    17. Смирнова В. Как мы сочиняем песни // Дошкольное воспитание.-1991.-№3.- с. 119.
    18. Стоклицкая Т.Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких: Приложение для детей. Часть первая. - М.: Музыка,1999.
    19. Тютюнникова Т. Речь. Музыка. Движение. Творчество.//Дошкольное воспитание. - 2000.- №1 .-с.113.
    20. Тютюнникова Т.Э. Солнечный урок // Музыкальная палитра.-2008.-№1.-с.3.
    21. Тютюнникова Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь! // Музыкальная палитра.-2004.-№5.-с.3.
    22. Хозяшева Н. Индивидуальная работа с детьми по развитию

      музыкальных способностей // Дошкольное воспитание .-1989.-№6.

    1. Ходькова А.И. Формирование песенно-творческого процесса у детей

      6 -7  лет  - М.: Просвещение.-1974.

    1. Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред.

      Н.А.Ветлугиной. - М.: «Педагогика», 1972.-288 с.

    1. Царькова Е., Соловьева Е. Дети и музыка //Дошкольное воспитание.-1993.-№8.-с.87.

Информация о работе Развитие творческой активности дошкольников в певческой деятельности