Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:51, творческая работа

Описание работы

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.docx

— 32.34 Кб (Скачать)

Чтобы нарисовать картину  в технике монотипия, нужно, нанести  краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы  краска не успела высохнуть ко времени  печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается  белый лист бумаги и аккуратно  прижимается руками, затем его  тщательно разглаживают.

Теперь необходимо аккуратно  снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный  эффект – словно изображение состоит  из нескольких слоёв.

Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими  движениями превращают в морских  рыбок.

Вот и всё – монотипия  готова! (Приложение №5. Рис.2. Приложение №6)

Существует ещё одна разновидность  данной техники — монотипия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его  половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). (Приложение №7, №8)

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки  в технике граттаж (рисование на восковой основе).

Это способ выполнения рисунка  путем процарапывания пером или  острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

В дальнейшем можно несколько  разнообразить эту технику и  получить цветной граттаж. Сначала про тонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями.(Приложение №9)

Это лишь несколько вариантов  применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Эффективность проведённой  работы прослеживается в результатах  проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.

В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста. Из которых 10 человек составили экспериментальную группу и 10 человек – контрольную группу. Исследование проводилось в начале года до проведения занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования и в конце года. Для определения уровня развития творческих способностей детей использовалась методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок». (Приложение №10)

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что:

В начале года дети обеих  групп (экспериментальной и контрольной) показали одинаковый уровень развития творческих способностей:

 — никто из детей  не показал очень высокий уровень;

 — только по 20 % детей  показали высокий уровень развития  творческих способностей, т.е. превратили  от 14 до 18 изначальных изображений  из 24 в новые образы и придумали  и нарисовали достаточно красочные  и оригинальные картины;

 — по 50 % детей показали  средний уровень, т.е. превратили  от 10 до 14 изначальных изображений  из 24 в новые образы и придумали  и нарисовали нечто такое, что  в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии; — по 25 % детей показали низкий уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 5 до 9 изначальных изображений из 24 в новые образы и нарисовали нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия; — по 5 % детей показали очень низкий уровень, т.е. превратили до 4 изначальных изображений из 24 в новые образы и за отведенное время так и не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии. В конце года произошли изменения: — 15 % детей экспериментальной группы показали очень высокий уровень развития творческих способностей, т. е превратили от 19 до 24 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии; в контрольной группе детей с таким уровнем не выявлено; — высокий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе показали 60 % детей, в контрольной – 30 % детей; — средний уровень — в экспериментальной группе показали 20 % детей, в контрольной – 55 % детей; — низкий уровень — в экспериментальной группе показали 5 % детей, в контрольной – 10 % детей; — очень низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной – составляет 5%.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие  выводы:

1. Дошкольный возраст является  сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Показатели уровня развития  творческих способностей детей  после проведения фронтальных  занятий и кружковой работы  по обучению нетрадиционным техникам  рисования изменились качественно  и количественно.

3. Уровень развития творческих  способностей наиболее заметен  в свободной изобразительной  деятельности.

4. Применение нетрадиционных  материалов и техник способствует  развитию у ребёнка мелкой  моторики рук и тактильного  восприятия, пространственной ориентировки  на листе бумаги, глазомера и  зрительного восприятия, внимания  и усидчивости, изобразительных  навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной  отзывчивости, помогают научить  мыслить смело и свободно.

Творческий процесс —  это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать  пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного  пути, есть только свой собственный  путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в  сложный и многообразный мир  красоты.

Пусть творчество доставит радость  вам и вашим детям!

 

 

Диагностика и критерии результативности

На первом этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок».

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

Материал: 1) Лист бумаги с  изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).

2) На листе бумаги изображен  неоконченный рисунок собаки, повторяющийся  12 раз.

Простые карандаши.

Испытуемому предлагалось:

В первой серии: из каждого  кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Во второй серии: необходимо последовательно дорисовать образ  собаки, так чтобы каждый раз это  была разная собака. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического  животного.

Оценка результатов:

0-4 балла – очень низкий  результат;

5-9 баллов – низкий;

10-14 баллов – средний;

14-18 – высокий;

19-24 – очень высокий.

Подсчитывается, сколько  кружков превратил испытуемый в  новые образы, сколько нарисовал  разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.

На втором этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Свободный рисунок».

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

Материал: лист бумаги, набор  фломастеров.

Испытуемому предлагалось: придумать  что-либо необычное. На выполнение задания  отводилось 4 минуты.

Оценка рисунка ребенка  производится в баллах по следующим  критериям:

10 баллов – ребенок  за отведенное время придумал  и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее  о незаурядной фантазии, о богатом  воображении. Рисунок оказывает  большое впечатление на зрителя,  его образы и детали тщательно  проработаны.

8-9 баллов – ребенок  придумал и нарисовал что-то  достаточно оригинальное и красочное,  хотя изображение не является  совершенно новым. Детали картины  проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребенок  придумал и нарисовал нечто  такое, что в целом является  не новым, но несет в себе  явные элементы творческой фантазии  и оказывает на зрителя определенное  эмоциональное впечатление. Детали  и образы рисунка проработаны  средне.

3-4 балла – ребенок нарисовал  нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается  фантазия и не очень хорошо  проработаны детали.

0-2 балла – за отведенное  время ребенок так и не сумел  ничего придумать и нарисовал  лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

Результаты первого и  второго этапов суммируются.

 

Методика "Нарисуй что-нибудь"

Ребёнку даётся лист бумаги, набор фломастеров  или цветных карандашей и предлагается нарисовать всё, что захочется.

На выполнение задания отводится 4-5 минут.

Качество  рисунка оценивается по следующим  критериям:

10 баллов – ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребёнок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несёт в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определённое эмоциональное впечатление.

3-4 балла – ребёнок нарисовал что-то простое, неоригинальное, фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.

0-2 балла – за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

Изучение оригинальности решения задач на воображение  на основе упражнения «Дорисуй».

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными  на них фигурами: контурное изображение  частей предметов, например, ствол с  одной веткой, кружок - голова с двумя  ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.) Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки. Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.)

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности  изображения. Устанавливают тип  решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется  тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое(свободное фантазирование).

 Первый тип. Ребенок  дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта ( дерево ), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

 Второй тип. Также  изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая  отдельный объект, ребенок уже  включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет ( не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

 Четвертый тип. Ребенок  изображает несколько объектов  по воображаемому сюжету ( девочка гуляет с собакой ).

 Пятый тип. Заданная  фигура используется качественно  по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок ( кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа, воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину ).

Далее высчитывается коэффициент  оригинальности: сумма типов решения  задач на воображение/количество детей.

 

 

Тест «Незаконченный рисунок».

 Коломенский  Я.Л. и Панько Е. А. предлагают  в качестве исходного шаблона  использовать 10 окружностей, расположенных  в два ряда друг под другом  на листе А4. Материалы: лист А4 со следующим шаблоном: Карандаши цветные и простой, ластик. Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите, придумаете своему рисунку название, я его подпишу.» Оценивание: задание оценивается по следующим показателям: Беглость - количество задействованных элементов. Разработанность - количество значимых деталей. Оригинальность.

 

0 б. - ребенок  не дорисовывает шаблон, а рисует  рядом что-то свое.

 

1 б. - Ребенок  дорисовывает фигуру так, что  получается изображение отдельного  предмета, но изображение контурное,  лишено деталей.

 

2 б. - изображен  объект, но с разнообразными деталями.

 

3 б. - изображен  отдельный объект, но включен  в воображаемый сюжет.

 

4 б. - изображается  несколько объектов по воображаемому  образцу.

 

5 б. - на основе  шаблона рисуется картина и  эта фигура, как один из

второстепенных  элементов включается в воплощаемый  ребенком образ.

 

 

 

 

Задание «Нарисуй картинку»  методика П. Торренса.

 

 Материалы:  элемент, сделанный из цветной  бумаги, в форме капли с клейким  слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик

Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности