Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:51, творческая работа
Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Чтобы нарисовать картину
в технике монотипия, нужно, нанести
краски на гладкую ровную поверхность,
следуя задуманному сюжету. Делать
это нужно свободно и раскрепощенно.
Необходимо работать быстро, чтобы
краска не успела высохнуть ко времени
печати. Когда картина готова, на
расписанную поверхность
Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.
Когда отпечаток слегка подсохнет,
его дополняют несколькими
Вот и всё – монотипия готова! (Приложение №5. Рис.2. Приложение №6)
Существует ещё одна разновидность данной техники — монотипия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). (Приложение №7, №8)
С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).
Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж. Сначала про тонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями.(Приложение №9)
Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.
В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста. Из которых 10 человек составили экспериментальную группу и 10 человек – контрольную группу. Исследование проводилось в начале года до проведения занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования и в конце года. Для определения уровня развития творческих способностей детей использовалась методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок». (Приложение №10)
Полученные результаты свидетельствуют о том, что:
В начале года дети обеих
групп (экспериментальной и
— никто из детей
не показал очень высокий
— только по 20 % детей
показали высокий уровень
— по 50 % детей показали
средний уровень, т.е.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.
2. Показатели уровня развития
творческих способностей детей
после проведения фронтальных
занятий и кружковой работы
по обучению нетрадиционным
3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
4. Применение нетрадиционных
материалов и техник
Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.
Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!
Диагностика и критерии результативности
На первом этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок».
Цель: Определение уровня развития творческих способностей.
Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).
2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз.
Простые карандаши.
Испытуемому предлагалось:
В первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Во второй серии: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного.
Оценка результатов:
0-4 балла – очень низкий результат;
5-9 баллов – низкий;
10-14 баллов – средний;
14-18 – высокий;
19-24 – очень высокий.
Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.
На втором этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Свободный рисунок».
Цель: Определение уровня развития творческих способностей.
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребенок
за отведенное время придумал
и нарисовал нечто
8-9 баллов – ребенок
придумал и нарисовал что-то
достаточно оригинальное и
5-7 баллов – ребенок
придумал и нарисовал нечто
такое, что в целом является
не новым, но несет в себе
явные элементы творческой
3-4 балла – ребенок нарисовал
нечто очень простое,
0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;5-7 баллов – средний;
3-4 балла – низкий;
0-2 балла – очень низкий.
Результаты первого и второго этапов суммируются.
Методика "Нарисуй что-нибудь"
Ребёнку даётся лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагается нарисовать всё, что захочется.
На выполнение задания отводится 4-5 минут.
Качество рисунка оценивается по следующим критериям:
10 баллов – ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребёнок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несёт в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определённое эмоциональное впечатление.
3-4 балла – ребёнок нарисовал что-то простое, неоригинальное, фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.
0-2 балла – за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
5-7 баллов – средний;
3-4 балла – низкий;
0-2 балла – очень низкий.
Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе упражнения «Дорисуй».
Подготовка исследования.
Подобрать альбомные листы на
каждого ребенка с
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое(свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта ( дерево ), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет ( не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету ( девочка гуляет с собакой ).
Пятый тип. Заданная
фигура используется
Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей.
Тест «Незаконченный рисунок».
Коломенский
Я.Л. и Панько Е. А.
0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.
1 б. - Ребенок
дорисовывает фигуру так, что
получается изображение
2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.
3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.
4 б. - изображается
несколько объектов по
5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из
второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.
Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик