Развитие связной речи старших дошкольников в продуктивных видах деятельности как педагогика - психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические основы связной речи старших дошкольников…5
1.1. характеристика связной речи в психолингвистическом контексте...................................................................................................5
1.2. особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………....9
1.3. возможности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности………..
Выводы по первой главе……………………………………………….15
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………….…………

Работа содержит 1 файл

моя курсова.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

1.   Звуковая культура речи.

-     Дети этого возраста способны  четко произносить трудные звуки:  шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя  их в речи, они закрепляют их  в произношении.

-     Отчетливая речь становиться  нормой для пятилетнего дошкольника  в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

-     У детей совершенствуется слуховое  восприятие и развивается фонематический  слух. Дети могут различать определенные  группы звуков, выделять из группы  слов, фраз слова, в которых  есть заданные звуки.

-     Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

-     Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.

-     У детей пяти лет хорошо  развито речевое дыхание: они  могут протяжно произносить не  только гласные звуки, но и  некоторые согласные (сонорные, шипящие,  свистящие).

-     Дети пяти лет могут сравнивать  речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

2.   Грамматический строй речи.

-     Речь детей пяти лет насыщается  словами, обозначающими все части  речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.

-     В старшем дошкольном возрасте  дети совершают первые попытки  произвольного использования грамматических  средств и анализа грамматических фактов.

-     Пятилетние дети начинают овладевать  и синтаксической стороной речи. Правда, это трудно дается, и поэтому  взрослый как бы ведет за  собой ребенка, помогая ему  устанавливать причинно-следственные  и временные связи при рассматривании  объектов.

-     Дети этого возраста умеют  самостоятельно образовывать слова,  подбирая нужный суффикс.

-     У детей пяти лет появляется  критическое отношение к грамматическим  ошибкам, умение контролировать  свою речь.

-     В этом возрасте возрастает  удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

3.   Лексическая сторона речи.

-     К пяти годам прием сравнения  и сопоставления сходных и  различных предметов (по форме,  цвету, величине) прочно входит  в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.

-     Развивается смысловая сторона  речи: появляются обобщающие слова,  синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

4.   Связная речь (является показателем  речевого развития ребенка).

   Дети хорошо понимают прочитанное,  отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.

-     Дети способны выстроить рассказ  по серии картин, изложив завязку,  кульминацию и развязку. Кроме  того, они могут вообразить события,  предшествовавшие изображенному  на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

-     Дети пяти лет уже способны  не только увидеть в картине  главное и существенное, но и  заметить частности, детали, передать  тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.

-     Дети также могут дать описание  игрушки, составить сюжетный рассказ  об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку  по набору игрушек.

-     В диалогической речи дети  пользуются, в зависимости от  контекста, краткой или развернутой формой высказывания.

-     Наиболее яркой характеристикой  речи детей шестого года является  активное освоение разных типов  текстов (описание, повествование,  рассуждение).

-     В процессе развития связной  речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Таким образом, мы выяснили особенности развития речи детей старшего дошкольного  возраста. Для них характерен достаточно высокий уровень развития речи. Далее считаем нужно разработать возможность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности .

    1. Возможности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности
 
 

  

  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1983. - С.27-43.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. –С. 67 – 84.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология».- 2-е изд.- М.:Просвящение, 1981.
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988. –328с.
  5. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. - С-Пб: Союз, 2006. - 312 с.
  6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под.ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд.,испр. и доп. – М.: Просвящение,1984. – 223 с.,ил.
  7. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний возраст) // Дошкольное воспитание. -1995. - № 9.
  8. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО  "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
  9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей(раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада/Под ред. Ф.А. Сохина. - 5-е изд.-М.: Просвещение,1981.- 159 с.
  10. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание. 1984. № 10.
  11. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 240 с.
  12. Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика, 1990. –384с
  13. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.
 
  1. ссылки: http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm 
  2. С.Л. Рубинштейн, основы общей психологии  Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская СПб: Издательство "Питер", 2000

Словари и справочники

        1. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – С. 28, 290.
 
 

                                
     

Информация о работе Развитие связной речи старших дошкольников в продуктивных видах деятельности как педагогика - психологическая проблема