Развитие связной речи старших дошкольников в продуктивных видах деятельности как педагогика - психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические основы связной речи старших дошкольников…5
1.1. характеристика связной речи в психолингвистическом контексте...................................................................................................5
1.2. особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………....9
1.3. возможности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности………..
Выводы по первой главе……………………………………………….15
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………….…………

Работа содержит 1 файл

моя курсова.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поморский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова»

Северодвинский  филиал 
 
 
 

Факультет педагогики и психологии 

Специальность 050717-  Специальная дошкольная педагогика и психология 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  связной речи старших  дошкольников в продуктивных видах деятельности как педагогика - психологическая  проблема 
 
 
 
 

                Курсовая  работа

                студентки 2 курса 421 группы

                Киселева  Юлия Викторовна

                Научный руководитель –

                Ассистент кафедры педагогики Антонова Евгения Филипповна 
                 
                 
                 

Северодвинск

2010

 

      Оглавление

Введение…………………………………………………………..………….3
Глава 1. Теоретические основы связной речи старших дошкольников…5
    1.1. характеристика  связной речи в психолингвистическом контексте...................................................................................................5
    1.2. особенности развития связной речи у детей старшего                 дошкольного возраста ………………………………………………....9

    1.3. возможности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности………..

    Выводы  по первой главе……………………………………………….15
Заключение  ………………………………………………………………….
Список  использованной литературы………………………….…………
 

 

    Введение

             Развитие связной речи является  центральной задачей речевого  воспитания детей. Это обусловлено,  прежде всего, ее социальной  значимостью и ролью в формировании  личности. Именно в связной речи  реализуется основная, коммуникативная,  функция языка и речи.

          Связная речь - высшая форма речи  мыслительной деятельности, которая  определяет уровень речевого  и умственного развития ребенка  (C.Н. Цейтлин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

            Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

           Обучение связной речи детей  в отечественной методике имеет  богатые традиции, заложенные в  трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Бородич. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

           Большинство педагогических исследований  посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

         Объект исследования является процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

         Предмет исследования являются педагогические условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста

         Цель  исследования: выявить, при каких педагогических условиях возможно более эффективное развитие связности речи у детей старшего дошкольного возраста.

         Задачи исследования:

    1. Изучить характеристику связной речи в психолингвистическом   контексте
    2. Разобрать особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста
    3. Разработать возможность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности

Теоретическую основу проведенной работы, положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, теории речевой деятельности, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, концепции речевого развития дошкольников, разработанной Ф.А. Сохиным и О.С. Ушаковой, опирающейся на формирование у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. В системе обучения родному языку формирование связной речи выступает во взаимосвязи с освоением звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя языка, особое место занимает работа над семантическим компонентом речи.  

Глава 1.Теоретические основы

    1. Характеристика связной речи в психолингвистическом контексте

Под связной  речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связность, по мнению С.Л.Рубинштейна, - это «адекватность  речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [14, С.32-34]. Связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания.

Связная речь, по мнению Н. П. Ерастова, характеризуется наличием четырех основных групп связей:

- логических - отнесенность речи к объективному  миру и мышлению;

- функционально-стилевых - отнесенность речи к партнерам  общения; 

- психологических  - отнесенность речи к сферам  общения; 

- грамматических - отнесенность речи к структуре языка.

Эти связи  определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно  овладеть культурой связной речи - значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.

Речь считается  связной, если для нее характерны:

- содержательность (хорошее знание предмета, о котором  говорится);

- точность (правдивое изображение окружающей  действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

- логичность (последовательное изложение мыслей);

- ясность  (понятность для окружающих);

- правильность, чистота, богатство (разнообразие).

По мнению исследователей, существуют две разновидности связной речи - диалог и монолог, которым присущи свои особенности  [7, С.106-108].

Состоит из реплик или цепи речевых реакций. Это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей

Осуществляется  либо в виде сменяющих друг друга  вопросов и ответов, либо в виде разговора  двух или нескольких участников Выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Собеседники всегда знают, о чем 

идет  речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. Связность обеспечивается двумя собеседниками. Связность обеспечивается одним говорящим. Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание. Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому высказыванию Ф.А. Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых подчеркивается связь того или иного раздела с развитием связной речи.

Так, запас  слов, работа над смысловой стороной слова помогают выразить мысль наиболее точно, полно, образно (Е. М. Струнина, А.А.Смага, А.И.Лаврентьева, Л.А.Колунова и др.). Формирование грамматического строя направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми, распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа (А. Г. Тамбовцева-Арушанова, М.С.Лаврик, Э.А. Федеравичене и др.). При воспитании звуковой культуры речь становится четкой, внятной, выразительной (А.И.Максаков, М.М.Алексеева и др.)

Форма связной речи на разных этапах бывает различной, она развивается с общим развитием сознания и личности ребенка. Если у ребенка, начинающего говорить, внешней формой связной речи может быть недифференцированное слово, с помощью которого он стремится передать свои еще недифференцированные мысли, свои чувства и воздействовать на слушателя, то уже в старшем дошкольном возрасте связная речь настолько развивается, что приобретает вполне дифференцированный характер.

Как же развивается связная речь детей? Ответ на этот вопрос содержится в исследованиях С.Л.Рубинштейна и Д.М.Леушиной .Исследователи считают, что развитие речи ребенка начинается с его общения со взрослыми в форме разговора. Общение это основывается на том, что видят оба беседующие. Общность непосредственной ситуации накладывает отпечаток на характер их речи, освобождает от необходимости называть то, что видят оба собеседника. Речь ребенка и взрослого характеризуется неполными предложениями. Прежде всего она выражает отношение, поэтому в ней много восклицаний (междометий). Наименование предметов в ней чаще всего заменяется личными и указательными местоимениями.

Речь, не отражающую полностью содержания мысли  в речевых формах, исследователи  назвали ситуативной речью. Содержание ситуативной речи становится понятным для собеседника лишь в том случае, если он учтет ситуацию, условия, в которых рассказывает ребенок, его жесты, движения, мимику и интонацию. Маленький ребенок овладевает, прежде всего, разговорной речью, касающейся непосредственно виденного, поэтому его речь ситуативная. Но уже на протяжении дошкольного возраста наряду с этой формой связной речи возникает и развивается другая форма, названная контекстной речью. Ее содержание раскрывается в самом контексте речи, благодаря чему становится понятным для слушателя. Эта более совершенная форма связной речи развивается у ребенка в силу изменяющихся общественных отношений. По мере развития дошкольника его отношения со взрослыми перестраиваются, его жизнь приобретает все большую самостоятельность. Теперь предметом беседы ребенка и взрослого становится уже не только то, что они оба в данный момент видят и переживают. Например, дома ребенок рассказывает о том, чем он занимался в детском саду, но чего не видели его родные. Прежние средства ситуативной речи не помогают ясности и точности его речи. Мать не понимает того, что пытается рассказать ребенок, она задает ему вопросы, а он должен называть то, чего она не видела. Иначе говоря, изменившиеся общественные отношения требуют от ребенка большей полноты и точности изложения, чтобы его поняли другие, порождают у него стремление найти новые слова, чтобы удовлетворить свою потребность в общении. Таким образом, по мнению С.Л.Рубинштейна и А.М.Леушиной, создаются предпосылки для обучения ребенка связной речи.

Информация о работе Развитие связной речи старших дошкольников в продуктивных видах деятельности как педагогика - психологическая проблема