Развитие связной речи дошкольников

Автор: Y*********@Gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1672), которого называют отцом научной педагогики. Он давал рекомендации по формированию речи на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах - на основе восприятия вещей — обогащению, называнию словом того, что ребенок видит.

Содержание

1. Анализ теоретических подходов к проблеме формирования связной речи дошкольников………………………………………………………..3
2. Связная речь как сторона общего развития речи детей дошкольного возраста……………………………………………………8
Список литературы…………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Контрольная по онтогенезу.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка по развитию речи: Словарь(обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее полно и точно);

     Формирование  грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простым и распространенными, сложными и сложносочиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);

Воспитание  звуковой культуры речи (речь должна быть четкой, внятной, выразительной).

Основной  функцией связной речи является коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах: диалогической и монологической. В лингвистической и психологической  литературе диалогическая и монологическая речь рассматривается в плане противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка, ученые называют диалог первичной, естественной формой языкового общения, классической формой языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующем говорением другого. Главное что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мыслей и высказываний. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть сокращенной, неполной, иногда фрагментальной. Для диалога характерны следующие черты:

  • Разговорная лексика и фразеология;
  • Краткость, недоговоренность, обрывистость;
  • Простые и сложные, бессоюзные предложения;
  • Кратковременное предварительное обдумывание.
  • Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и 
    задать вопрос, в соответствии с вопросом строить ответ, подать 
    нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, 
    спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.

Монологическая  речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требует умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяют такие основные признаки:

— целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной 
мысли);

-  структурное  оформление (начало, середина, конец);

-  связность (логические связи между предложениями и частями 
монолога);

  • объем высказывания;
  • плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания) 
    Эти две речи отличаются и мотивами. Монологическая речь 
    стимулируется внутренними мотивами, а ее содержание и языковые 
    средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь 
    стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами 
    (ситуация, реплика собеседника и т.д.)   следовательно, 
    монологическая речь является более сложным, произвольным, более 
    организационным видом речи и поэтому требует специального 
    речевого воспитания.

Несмотря  на существенные различия, диалог и  монолог взаимосвязаны друг с  другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать  диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками. Когда наряду с короткими репликами, употребляются развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного). Один из первых исследователей диалога в нашей стране Л. П. Якубинский, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связанны между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора, более медленным темпом обмена репликами, большим их объемом, а так же обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют в отличии от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.

Взаимосвязь монологической и диалогической  речи особенно важно учитывать при работе с детьми при дошкольного возраста. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монолога. При овладении диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, смысловая логика, связь отдельных высказываний между собой.

Настоящий характер связная речь приобретает  тогда, когда от ситуативной переходит в разряд контекстной. В большинстве случаях речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога. Но, Д. Б. Эльконин отмечал, что не правильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер.

Так же следует упомянуть о существовании  понятия « разговорная речь ». Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю. Приоритет в развитии в монологической так диалогической речи выделить нельзя, т.к обе эти формы речи нужны и важны в развитии связной речи.

Говоря  о связной речи, следует отметить существование разных типов связанных высказываний. Существуют три типа связанного высказывания: описание, повествование и рассуждение. Каждый из

них имеет  свои функционально-смысловые характеристики.

     Описание, его функция заключается в характеристики предметов,

игрушек, явлений природы, людей. Структура связного высказывания

легкая, вариативная: общий тезис, характеристика признаков объекта,

итоговая  завершающая фаза, оценочные отношения  к объекту.

Языковые  средства, характерные для данного  типа высказывания -

лексические и синтаксические, направленные на определение объекта

его признаков, образные средства языка: эпитеты, метафоры,

сравнения и др.

          Повествование- изложение событий во временной

последовательности; передача развития действия или состояния

предметов.

Структура повествования жесткая: начало событий, развития события,

конец события.

Средства, используемые в данном типе связного высказывания,

передающее  развитие действия: видовременные глагольные формы.

Лексика, обозначающее время, место, образ действия. Слова доля

связи предложений (личные местоимения: потом, раньше, теперь и

др.).

   Рассуждение - объяснение какого либо факта, доказательство чего-либо. Структура - тезис, доказательства, вывод-заключение. Языковые средства - придаточные предложения с союзом «потому что»; глагольные словосочетания, имена существительные в форме родительного падежа с предлогами: от, с, из-за; вводные слова. Освоение разных имен речи является необходимым условием развития связной речи, способствующей самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Как мы уже отмечали, что связная речь тесно связанна с умственным воспитанием детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так же и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А.Сохин). Формирование связной речи детей осуществляется в повседневной жизни, в общении со взрослыми и сверстниками, а главным образом в учебно-позновательной деятельности, что создает условия для формирования продуктов речи. У дошкольников это:

  • пересказ литературных произведений;
  • рассказы по картинке;
  • рассказы по игрушке;
  • рассказы детей из опыта;
  • творческие рассказы.

Вывод:  Изучив и проанализировав теоретические подходы к проблеме формирования связной речи дошкольников, мы можем сделать вывод, что связная речь – одна из наиболее сложных форм речи, т. к. именно связное высказывание свидетельствует об уровне умственного, эстетического, эмоционального развития дошкольника, а также насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем.

      Связная речь включает в себя все достижения ребенка по развитию речи. Формирование связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни и одним из основных факторов ее развития является общение с окружающими людьми.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. Издательский центр «Академия», 1997
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М., «Мозайка-Синтез» 2002.
  3. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. – М., «Мозаика-Синтез» 2004.
  4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «АкадемиК», 1998 год
  5. Гербова В.В. Планирование работы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой \\  Дошкольное воспитание – 1998 - №12 – с.13-16
  6. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго, - М., «Просвещение» 2001.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М; 2000 год
  8. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. – М., «Мозаика- Синтез» 2007.

9. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей        дошкольного возраста.- М;. 1996 год.

10. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития дошкольников \\ Вопросы психологии – 1983 - №3 – с 39-40.

11.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., «Просвещение» 1981.

12. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981 год.

13. Ушакова О.Н. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет \\ Дошкольное воспитание – 1972 – №9 – с.22-32.

14. Ушакова О.Н. Речь человека в общении – М., 1989 год.

15.  Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного                             

    возраста. – М., 1977 год.

16. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М., «Сфера» 2009. 
 

Информация о работе Развитие связной речи дошкольников