Развитие словаря

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:37, реферат

Описание работы

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде людей, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Именно эта задача - формировать представления об общественной значимости труда людей - оказывается чрезвычайно важной. В "Программе воспитания и обучения в детском саду" ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду, желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Решение этих задач предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.

Работа содержит 1 файл

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде людей.docx

— 29.01 Кб (Скачать)

В теории и практике дошкольного  воспитания формированию у детей  знаний о труде людей, доступного понимания его роли в жизни  людей придается особое значение. Именно эта задача - формировать  представления об общественной значимости труда людей - оказывается чрезвычайно  важной. В "Программе воспитания и обучения в детском саду" ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду, желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Решение этих задач предусмотрено  двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка  первоначальных представлений о  роли труда в жизни общества. Поэтому  мы решаем задачу по ознакомлению с  трудом взрослых в разных формах: как  на занятиях, так и вне их (проводим наблюдения, экскурсии, рассматриваем  иллюстраций, читаем художественную литературу, играем в сюжетно-ролевые игры и  прочее).

Формирование обобщенных представлений о значимости труда  взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о  том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий  точное назначение удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку  понять конкретную ценность каждого  процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет, стирки одежды, уборки территории и т. д.).

Так, например, нами были организованы наблюдения за работой дворника - примерно два раза в квартал (по сезонам). В  каждом из времен года мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращали внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагали оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом - мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью - убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, скамейки на веранде, делали горку.

Также были организованы экскурсии  в прачечную детского сада, медицинский  кабинет, пищеблок. В процессе таких  экскурсий дети не только обогатились  новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить  свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада. Одним из ярких примеров такой  экскурсии является экскурсия в  прачечную.

В теплое время года, во время  прогулок, дети обратили внимание на белье, развешенное во дворе на веревках. Они задавали вопросы: где у нас  в садике стирают белье, кто стирает, как? Ведь процесс стирки белья скрыт  от глаз ребенка, видны только результаты (вывешенное белье). И тогда мы организовали экскурсию в прачечную, где совместно  с машинистом по стирке белья рассказали и показали последовательность работы в прачечной. Для закрепления  полученных знаний задавали детям вопросы: "Для чего (с какой целью) белье  надо стирать, сушить?" и т.д.

В медицинском кабинете дети наглядно познакомились с трудом медицинской сестры; на пищеблоке  они своими глазами увидели процесс  приготовления обеда. При посещении  медицинского кабинета, кабинета заведующей, пищеблока особо подчёркивали, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо.

На основе конкретных представлений  о результативности отдельных процессов  труда мы формируем обобщенные представления  о необходимости того или иного  вида деятельности человека определенной профессии: няня вымыла посуду - посуда чистая; накрыла столы к обеду  можно есть; приготовила кровати - можно детям ложиться спать; т.е. няня заботится о детях отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот - заботится о том, чтобы  все были сыты. Портниха шьет платья, пальто и т. д. - заботится о том, чтобы у всех была одежда. Такие  представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.

На основе таких первичных  обобщений мы формируем более  сложные представления о том, что разные виды труда позволяют  обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд это проявление заботы людей  друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при  последующей работе каждый новый  вид деятельности взрослых рассматривать  с этих позиций и воспитывать  правильное отношение к работе и  к людям, ее исполняющим. Это доступно детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений в младшем и  среднем дошкольном возрасте.

Дети подрастают, вместе с  ними растет их любознательность, интерес  к профессиям людей. И теперь мы проводим более сложные занятия по ознакомлению детей с профессиями строителя, учителя, милиционера, шахтера, пожарного, библиотекаря... Воспитательная эффективность  ознакомления с трудом взрослых зависит  не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны  направляется внимание детей. Например, во время экскурсий на овощной  рынок, мы старались обратить внимание детей на общий порядок, тщательно  продуманную работу: овощи лежат  по отдельности в лотках; продавец пакует в мешочки; аккуратно взвешивает. Во время наблюдения за работой строителей подчёркивали, как дружно и слаженно они работают, обращали внимание на взаимопомощь, осторожные действия работающих, на их отношение к любимому делу.

Также в своей работе мы посчитали важным вызывать у детей  чувство восхищения теми чудесными  превращениями, которые происходят в результате труда: например, наблюдая, как маляры красят стены на веранде - старые стены покрываются краской, становятся красивыми. Гуляя по улицам родного города, ы наблюдали за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки даёт простор для свободного движения транспорта и пешеходов.

А после экскурсии в  детскую библиотеку дети поинтересовались - как же делают книги? Для ознакомления детей с профессиями людей  участвующих в процессе изготовления книг нами разработано занятие "Путь книги".

 

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения и речи. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

Предварительная работа: Экскурсии в помещении: на кухню, в прачечную, в кабинеты заведующей, старшей медсестры. Чтение стихотворений С. Макеева “Я иду в детский сад”, Н. Найденовой “Ольга Павловна”. Разучивание песен: И. Мочаловой “Кораблик “Мечта”, Е. Асеевой “Детский сад”, стихотворений о детском саде.

Ход занятия

В. – В нашей стране маленькие дети ходят в детские сады.

В сад, как знает детвора, 
Ходят с самого утра. 
И, хотели, не хотели, 
Нужно быстро встать с постели, 
Не скандалить, не кричать 
И на маму не ворчать.

Но, наверно, никогда не задумывались, что такое детский сад? Давайте  попробуем вместе разобраться, что  представляет собой такой знакомый вам детский сад?

- Как вы думаете, для  чего нужны детские сады?

Д. – Чтобы дети приходили сюда играть со своими друзьями, когда мамы и папы на работе.

В. – Как называется наш детский сад?

Д. – “Мечта”.

В. – Как вы думаете, почему детский сад так называется?

Д. – Потому что мы здесь играем, занимаемся и мечтаем

В. – Как в саду, где саженцы, за которыми ухаживает садовник, вырастают в большие деревья, так и вы в детском саду из совсем маленьких детей вырастаете в таких больших и умных, что можно и в школу идти.

– Что было бы, если бы все  детские сады закрылись?

Д. – Мы бы сидели дома и очень скучали бы по своим друзьям. Вместе всегда весело.

В. – А вы любите свой детский сад?

Д. – Мы любим свой детский  сад.

Воспитатель читает стихотворение  С. Питиримова “Детский сад”

Я люблю свой детский сад, 
В нем полным – полно ребят. 
Раз, два, три, четыре, пять… 
Жаль, что всех не сосчитать. 
Может, сто их. Может двести. 
Хорошо, когда мы вместе!

и Н. Найдёновой “Наши игрушки”

Много игрушек в детском  саду, 
Наши игрушки стоят на виду: 
Кот в сапогах, длинноухие зайки, 
И барабан, и балалайки. 
Куклы нарядные в косах сидят, 
Куклы на зайцев и мишек глядят. 
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,  
Их у товарищей не отнимаем. 
Наши игрушки стоят на виду, -  
Все у нас общее в детском саду.

В. – Много людей трудятся для того, чтобы детям в детских садах было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, спокойно работали.

Люди каких профессий трудятся в нашем детском саду?

Д. – Воспитатель, помощник воспитателя, повара, музыкальный руководитель, заведующая, старшая медсестра, завхоз, логопед и т.д. (Дети перечисляют профессии работников детского сада).

В. – Что вы можете сказать о профессии воспитателя, помощника воспитателя?

Рассуждения детей.

Есть на свете чудо-сад, 
В этот сад идти я рад.

Наш любимый садовод 
Всех по имени зовет. 
Воспитательница наша 
С нами пляшет и поет. 
Помогают ей с утра 
Нянечка и повара.

В. – Я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что я вас всех очень люблю, я всегда жду встречи с вами.

Каждый день рано утром  встаю 
И иду в свой родной детский сад. 
Утро дарит мне нежность свою, 
Я с улыбкой встречаю ребят.' 
Ну а дети-малыши, все для меня хороши.

Моя профессия называется “воспитатель”. Кто знает, почему она  так называется?

Д. – Воспитатель воспитывает детей.

В. – А как я вас воспитываю? Я вас учу одеваться, мыть правильно руки, учу культурно вести себя за столом, учу играть… Что еще я вас учу делать?

Дети продолжают рассуждать, что они делают вместе с воспитателем.

В. – Правильно. Воспитатель должен очень многое уметь и знать, чтобы каждый день для вас был интересным, чтобы вы узнавали что-то новое, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, чтобы вы росли веселыми, умными, добрыми детьми. А кто каждый день мне помогает?

Д. – Помощник воспитателя.

В. – Как можно помочь помощнику воспитателя и как вы ей помогаете?

Читает стихотворение “Помогай нянечке убирать посуду со столов”.

Все поели, поднялись 
И к игрушкам разошлись. 
Стали дети развлекаться. 
Кто же будет убираться? 
Кто посуду унесет? 
Кто столы потом протрет? 
Чтобы мухи не водились 
И на крошки не садились, 
Ну-ка, быстренько, без слов, 
Убираем со столов! 
И с посудою, как можем, 
Нашей нянечке поможем!

Большой помощью няне является работа дежурных. Что должны делать дежурные?

Дети перечисляют обязанности  дежурных по столовой.

В. - Дежурные заботятся обо всех детях: ведь детский сад похож на семью, а в семье все заботятся друг о друге. Поэтому, когда дети выходят из–за стола и говорят “спасибо”, они благодарят не только помощника воспитателя, поваров, но и дежурных за их заботу.

В. – А как трудятся наши повара? Назовите их имена. (Дети называют).

Мы на улице гуляли. 
Нагуляли аппетит. 
Вкусно повара готовят, 
Будешь ты здоров и сыт.

В. – Но кто же самый главный в детском саду?

Д. – Заведующая.

В. – Что вы знаете о работе заведующей детским садом? Как ее зовут?

Д. – Нашу заведующую зовут Лилия Александровна.

В. – Заведующая заботится, чтобы в детском саду была красивая мебель, посуда, игрушки, постельные принадлежности и многое другое. Помогает ей в этом наш завхоз. Как зовут нашего завхоза?

Д. – Антонина Николаевна.

В. – Что делает медицинская сестра в детском саду? Как ее зовут?

Д. – Людмила Николаевна.

Сторожит здоровье наше 
Медицинская сестра.

Она смотрит горлышки, 
Делает прививки, 
Температуру измеряет, 
Дает нам витаминки, 
Чтоб крепкими, здоровыми 
Пошли скорее в школу мы.

В. – Кто в детском саду помогает вам исправить речь?

Д. – Логопед. Ее зовут Валерия Георгиевна (Анна Николаевна).

В. – Как логопед это делает?

Д. – Она учит выговаривать трудные звуки.

В. – Очень сложная работа у нашего логопеда, а сейчас я посмотрю, чему вы научились у логопеда. Я хотела бы услышать разученные вами скороговорки.

Дети проговаривают знакомые скороговорки.

В. – Кто помогает вам справиться со своими проблемами, быть более общительными, внимательными, умными, приглашает вас к себе в один удивительный кабинет?

Д. – Психолог. Ее зовут Елена Викторовна.

В. - Кто проводит с вами в детском саду музыкальные занятия, праздники, утренники?

Д. – Музыкальный руководитель.

В. – Как ее зовут?

Дети называют имя отчество музыкального руководителя.

В. – Чему вы учитесь на музыкальных занятиях?

Д. – Петь, красиво танцевать, участвовать в концертах, праздниках. Ирина Владимировна учит нас слушать и понимать музыку, знакомит с композиторами, учит играть на музыкальных инструментах.

В. – Кто в детском саду учит вас рисовать?

Д. – Учитель рисования. Ее зовут Элла Валерьевна.

В. – Что вы больше всего любите рисовать?

Ответы детей.

В. – Кто из работников детского сада помогает вам стать сильными, ловкими, выносливыми, учит бегать, прыгать, играть с мячом?

Д. – Инструктор по физическому воспитанию Елена Михайловна.

В. – Елена Михайловна очень любит свою работу, придумывает самые интересные игры и развлечения, поэтому у нее на занятиях всегда весело и интересно. Дети веселые жизнерадостные, набираются сил и здоровья.

В. – Какие подвижные игры вы любите?

Дети называют.

В. – Кто содержит нашу территорию в чистоте и порядке?

Д. – Дворник.

В. – Как вы помогаете дворнику?

Д. – Мы расчищаем дорожки от снега, подметаем веранду, собираем осенние листья, не сорим на своём участке.

В. – Молодцы, вы оказываете большую помощь дворнику.

Ночью, когда все мы уходим домой, кто охраняет наш детский  сад?

Информация о работе Развитие словаря