Развитие системы образования в России в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:33, реферат

Описание работы

Манифестом от 8 сентября 1802 г. было образовано Министерство народного просвещения во главе с графом Петром Васильевичем Завидовским (1739–1812), в 1803 г. опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», в 1804 г. – «Устав учебных заведений, подведомых университетам» – эти документы и определяли структуру системы образования в I четверти XIX в. Основными ее звеньями стали приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Вся Россия была поделена на 6 учебных округов.

Работа содержит 1 файл

Образование в России 19 в.docx

— 26.01 Кб (Скачать)

Развитие  системы образования  в России в 19 веке.

Манифестом  от 8 сентября 1802 г. было образовано Министерство народного просвещения во главе с графом Петром Васильевичем Завидовским (1739–1812), в 1803 г. опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», в 1804 г. – «Устав учебных заведений, подведомых университетам» – эти документы и определяли структуру системы образования в I четверти XIX в. Основными ее звеньями стали приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Вся Россия была поделена на 6 учебных округов.

Новые принципы в системе образования:

  1. бессословность учебных заведений,
  2. бесплатность обучения на низших его ступенях,
  3. преемственность учебных программ.

Предварительными  правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища, 2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе, 3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах и 4) университеты.

Обязанности университетов значительно расширились: помимо выполнения традиционных учебно-научных функций, они должны были руководить деятельностью гимназий своего округа, а профессора и преподаватели университетов – осуществлять методический и инспекторский контроль. Все звенья народного образования находились в вертикальной зависимости, перед ними в качестве одной из задач ставилась подготовка учащихся к переходу на следующую ступень обучения.

В приходских училищах обучение было рассчитано на 1 год. Содержание занятий здесь составляли Закон  Божий, чтение, письмо, арифметика, чтение и объяснение книги «Краткое наставление  в сельском домоводстве».

В уездных училищах срок обучения составлял 2 года. Предписывалось создание по одному училищу в уездных и губернских городах. Задача их состояла в образовании детей непривилегированных слоев населения, а также подготовке к поступлению в гимназию. Преподавание в училищах вели два учителя, учебная нагрузка каждого составляла 28 ч в неделю. В содержание обучения входили российская грамматика, в национальных регионах – и грамматика родного языка, всеобщая и русская география, всеобщая и русская история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, начальные правила технологии, т.е. ознакомление с промышленным производством применительно к местным условиям, рисование – всего 15 учебных предметов.

В гимназии обучение продолжалось 4 года (7 лет?), принимались в нее лишь дети дворян и чиновников. Целью гимназии была подготовка к поступлению в университет. Согласно штатному расписанию в гимназии работали 8 учителей с нагрузкой от 16 до 20 часов в неделю. В учебный план входили латинский, немецкий и французский язык, география, история, статистика, логика, нравоучение, курс изящных наук – русская словесность, теория поэзии, эстетика, математический цикл – алгебра, геометрия, тригонометрия, естественно-исторический цикл – минералогия, ботаника, зоология, основы коммерции, технология, рисование. Особенностью содержания обучения в гимназиях того времени было отсутствие в учебном плане Закона Божия и русского языка. Гимназии были, как правило, оснащены дидактическими пособиями, учебниками, в процессе обучения широко использовались наглядные пособия. Финансирование гимназий осуществлялось за счет государства.

Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский.

Появились первые привилегированные  средние университетские заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский. Содержание окончательного курса обучения (Царскосельский лицей)составляли два цикла предметов — «изящные искусства» и «гимнастические упражнения», а также курсы физических, математических, исторических наук, словесность. Каждые полгода проводилась проверка знаний лицеистов по всем изучаемым предметам, а по окончании учебного года — экзамен с целью перевода из одного класса в другой. Все экзамены и решение о переводе из одного класса в другой принимала конференция профессоров лицея В июне 1811 г. после вступительных экзаменов были зачислены 30 человек. Постановлением от июля 1812 г. было предусмотрено открытие при лицее Благородного пансиона. Срок пребывания в пансионе устанавливался в 9 лет, принимались дети в возрасте от 8 до 10 лет, плата за обучение должна была составлять 1 тысячу рублей в год, устанавливался достаточно жесткий режим для воспитанников на протяжении всех лет) обучения. С 1836 г. изменилась процедура приема в лицей: число воспитанников было увеличено, часть из них принималась на казенный счет, часть — за плату. Воспитанники получали право слушать университетские курсы в соответствии с избранной гражданской специальностью, но теряли при этом право получения военного чина. В конце 1843 г. лицей был переименован в Александровский лицей, который в 1844 г. был переведен в Санкт-Петербург. За 32 года существования лицея его окончили 286 человек, большинство которых стали гражданскими чиновниками, часть — военными.

В начале XIX в. в России начали получать распространение идеи европейского Просвещения. Под их влиянием во многих дворянских усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей.

Существенные изменения  в сфере образования были связаны  с назначением на пост министра просвещения  в 1816 г. обер-прокурора Священного Синода князя Александра Николаевича Голицына (1773-1844). В 1817 г. Министерство просвещения  было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Царский манифест об этом преобразовании требовал, «чтобы христианское благочестие  было «снованием истинного просвещения». С этой целью при Министерстве просвещения были созданы Главное  управление училищ и Комитет для  проверки учебников. Предписывалось изъять из учебников все, «...что может  внушить нежелание исполнять  обязанности перед семьей и государством, все, что противоречит христианскому  учению». В 1819 г. были изменены учебные  планы училищ и гимназий, введено  чтение Священного писания, изъяты из гимназических курсов элементы философских  знаний, статистика, естественное право, эстетика.

При Николае I

Образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. — школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

  1. для детей низших сословий — одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
  2. для средних сословий, то есть мещан и купцов — трёхклассные училища (геометрия, география, история).
  3. для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

В 1835 г. издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привёл к установлению полицейского надзора за студентами.

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось двадцать.

Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало, соответственно, 48 и 223.

В 1810 г. после добавления дополнительной ступени образования в Инженерном училище, которое затем становится Главным инженерным училищем, начался переход к созданию системы высшего инженерного образования в России, сопровождавшийся реальным углублением качества естественно-научной подготовки инженеров. Этот процесс качественных изменений инженерных школ в основном завершился к концу XIX века.

В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. отделены Артиллерийская и Инженерная академии.

Расширилась сеть промышленно-технических учебных  заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г. — Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

При Александре II (1855—1881)

Для пореформенной  России (имеется ввиду после отмены крепостногог права)был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.

В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г.

В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. 9 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных знаний. Срок обучения в училищах не был ограничен, как не был ограничен и возраст обучающихся.

Содержание обучения было крайне ограниченным — закон  Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное  пение. Особо подчеркивалось, что  обучение ведется на русском языке. Начальные народные училища были внесословными учебными заведениями, в них допускалось совместное обучение мальчиков и девочек. Обучение было бесплатным. Право преподавания в училищах получали как лица духовного  звания, так и светские лица. Однако, если духовные лица имели право преподавания, не подтверждая свою компетентность и благонадежность никакими документами, то светские лица согласно § 16 «Положения» должны были получить разрешение на преподавание от уездного училищного совета по предоставлении удостоверения в добропорядочности и благонадежности.

Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. классическая и реальная и соответственно им — прогимназии. Прогимназии по своему содержанию обучения соответствовали первым четырем классам гимназий. Особенностью классических гимназий было то, что около 40% всего учебного времени отводилось на изучение древних языков. В реальных гимназиях значительно больше времени отводилось на изучение предметов естественного цикла

С начала 60-х  годов XIX в. началась подготовка новой  школьной реформы, одним из первых документов которой стало «Положение о женских  училищах ведомства министерства народного  просвещения», утвержденное 10 мая 1860 г. Согласно этому документу устанавливалось  два типа женских училищ: училища  первого разряда со сроком обучения 6 лет и второго разряда со сроком обучения 3 года. В училищах первого разряда обучали закону Божьему, русскому языку и словесности, арифметике и началам геометрии, географии, всеобщей и русской истории, естествознанию, физике и рукоделию. В училищах второго разряда содержание обучения ограничивалось законом Божьим, русским языком, географией, русской историей, арифметикой и рукоделием. Дополнительно к обязательным предметам в училищах первого разряда предусмотрено было по желанию учащихся изучение французского и немецкого языков, рисования, музыки, пения, танцев. Женские училища были внесословными учебными заведениями, дававшими среднее образование, но не ставившими задачу подготовки девушек к продолжению образования.реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

С целью ограничить возможности поступления в гимназии детям недворянского сословия в  середине 80-х годов была повышена плата за обучение, издан циркуляр «о кухаркиных детях» (1887), предписывавший директорам гимназий и прогимназий  ограничить прием детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников.

«Устав...» 1871 г. был дополнен в 1872 г. «Уставом реальных училищ», которые стали новым  типом учебного заведения, дававшего  общее и специальное образование.

В 1870 г. вышло  «Положение об учительских семинариях», дополненное в 1875 г. инструкцией. Учащимся семинарий предписывалось неуклонно  исполнять установления русской  православной церкви, посещение богослужений, чтение книг религиозного содержания. В семинарию принимались окончившие двухклассные училища, курс обучения был  рассчитан на три года. Семинаристы  получали стипендии, при семинариях были открыты общежития. В содержание обучения входили закон Божий, русский язык и литература, математика, естествознание, физика, география, история, рисование, пение, педагогика, методика начального обучения. При семинариях открывались опытные школы, в которых семинаристы проходили практику.

Информация о работе Развитие системы образования в России в 19 веке