Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:51, доклад
Дошкольное детство является сензитивным для развития всех сторон личности ребенка. Однако, акцентируя внимания на определенном возрастном периоде, следует отметить те стороны развития дошкольника, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Таковым является сенсорное воспитание для детей младшего дошкольного возраста.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят сложить рядом такую же. Детям 4-х лет можно оказывать помощь, обращая внимание на образец (см. табл. внизу).
2) Цели исследования. Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия правое — левое, верх — низ и т. п.
Процедура проведения. На таблице изображено пять разных предметов. Порядок их расположения таков: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа.
Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?». Могут быть заданы и более сложные вопросы: «Что нарисовано вверху слева?», «Что изображено внизу справа?».
3) Цели исследования. Выявить целенаправленность деятельности; комбинаторные способности ребенка (умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов); волевые усилия; стойкость интереса.
Процедура проведения. Перед началом обследования каждое из изображений должно быть разрезано на части по намеченным линиям: — на две части по горизонтальной линии, на четыре части по горизонтальной и вертикальной линиям, на три части по вертикальным линиям (леопард) и на четыре по диагональным линиям (дом).
Сначала каждую
из картинок предъявляют в сложенном
виде, потом ребенка просят закрыть
глаза и разъединяют картинку,
затем ребенок должен вновь ее
составить. Таблицы предъявляются
поочередно.
Соснина
С.П. Диагностика
сенсорных способностей
Методика 1
Рассмотри предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотри фигуры. Соедини линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.
Оценка:
3 балла –
ребенок правильно соединил
2 балла –
ребенок допустил 1 – 2 ошибки (не
соединил какой-то предмет с
геометрической фигурой или
1 балл – ребенок
сделал 3 и более ошибки.
Методика 2
Рассмотри картинку. Назови все геометрические фигуры и скажи, какого они цвета
Оценка:
3 балла –
без ошибок
2 балла – ребенок ошибся при названии
ромба и овала
1 балл – ребенок ошибся при названии и
других фигур
Методика 3
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с тем домом, который выше всех. Теперь поставь галочку рядом с тем домом, который длиннее всех.
Оценка:
3 балла –
ребенок не сделал ни одной
ошибки; 2 балла – ребенок допустил
одну ошибку; 1 балл – ребенок
сделал более одной ошибки
Методика 4
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той елочкой, которая выше всех. Теперь поставь галочку рядом с той елочкой, которая ниже всех.
Оценка: 3 балла
– ребенок не сделал ни одной ошибки; 2
балла – ребенок допустил одну ошибку;
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки
Методика 5
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той ленточкой, которая шире всех. Теперь поставь галочку рядом с той ленточкой, которая уже всех.
Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки
Общий показатель сформированности сенсорных способностей младших дошкольников указывает на уровень выше среднего.
В связи с этим, нами разрабатывается система занятий по изобразительной деятельности, включающей рисование и аппликацию. В основу ее положен принцип системности, поскольку только исключительно четкая, продуманная структура средств развития сенсорных способностей, (в нашем случае изодеятельность) будет способствовать максимально эффективному развитию восприятия детей. Большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой, техникам аппликации, в том числе нетрадиционными. Разумеется, система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. (От меньшего к большему). Характер занятий направлен на формирование игровой мотивации, что дает возможность ребенку чувствовать непринужденность и комфорт в процессе деятельности. Важными методическими приемами остаются чтение стишков, песенок, потешек, использование музыкального сопровождения, выставки и галереи детских работ, периодические экскурсии, совместная деятельность детей с родителями на конкурах и мероприятиях.
Информация о работе Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста