Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:51, доклад
Дошкольное детство является сензитивным для развития всех сторон личности ребенка. Однако, акцентируя внимания на определенном возрастном периоде, следует отметить те стороны развития дошкольника, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Таковым является сенсорное воспитание для детей младшего дошкольного возраста.
Тема:
Развитие сенсорных способностей детей
младшего дошкольного возраста на занятиях
аппликацией и рисования
Дошкольное детство является сензитивным для развития всех сторон личности ребенка. Однако, акцентируя внимания на определенном возрастном периоде, следует отметить те стороны развития дошкольника, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Таковым является сенсорное воспитание для детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. По словам А.Г. Маклакова, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В период младшего дошкольного возраста ребенок начинает активно познавать окружающий. Чувственный опыт является основным источником познания дошкольника. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Это, в частности, связано с тем, что сенсорное развитие имеет двойственное значение в развитии личности. С одной стороны, это возможность обеспечить получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – собственно фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Анализируя все имеющиеся виды деятельности младшего дошкольника в рамках дошкольного учреждения, важно отметить особую роль изобразительной деятельности, включающей аппликацию и рисование.
Рисование и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Они узнают и назовут их в любых предметах.
Таким образом, первой и основной задачей изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте является развитие восприятие детей, обогащение сенсорного опыта путём выделения формы предметов, их цвета, свойств, а также пространственных отношений.
В истории дошкольной педагогики и детской психологии, вопрос о сенсорном развитии ребенка занимал одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные комплексы дидактических игр и упражнений по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в ходе изобразительной деятельности, в частности аппликации и рисования.
Проблемой является планомерная, систематичная организация занятий аппликацией и рисованием в режиме дошкольного учреждения в младших дошкольных группах.
Решение данной проблемы имеет практическое значение, поскольку является актуальным для современного состояния детских садов.
Объект исследования – сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста
Предмет исследования – формирование сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности, в частности аппликации и рисования.
Цель данного исследования предполагает доказать значимость занятий аппликацией рисования для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1)
Провести теоретический анализ
литературы по проблеме
2) Проанализировать особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста
3)
Провести первичную
4) Разработать систему занятий по рисованию и аппликации, направленную на развитие сенсорной сферы ребенка младшего дошкольного возраста
1.1
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
У дошкольников происходит переход от использования предметных образцов, которые являются результатом личного сенсорного опыта, к использованию общих сенсорных эталонов — выработанных человечеством представлений (цветов, форм, размеров предметов, их расположение в пространстве, высота звуков).
(Например, при восприятии формы эталонами является представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник и т.д.), при восприятии цвета — представление о семи основных цветах спектра, при восприятии пространства — представление о направлениях (слева, справа, спереди, сзади), при восприятии времени — представление о прошлом, настоящем , будущем (вчера, сегодня, завтра), продолжительность временных периодов (день, сутки, неделя, месяц, время года, год)).
К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести:
1) усвоение сенсорных эталонов. Что такое сенсорные эталоны?
Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов.
2) усвоение способов восприятия. Выделяют 2 способа восприятия:
3)
усвоение способов обследование предметов,
в ходе которого ребенок сначала в процессе
ведущей деятельности обследует предмет,
выделяя его цвет, форму, размер, части,
а затем словесно описывает различные
свойства конкретного предмета.
Необходимые
условия для овладения
Усвоение
сенсорных эталонов является одним
из аспектов развития ориентации ребенка
в свойствах предметов. Второй аспект
заключается в
Перцептивные действия идентификации (обозначения) выполняют при условии, что свойство воспринятого предмета идеально совпадает с эталоном. Они заключаются в выборе подходящего эталона и установлении их полной идентичности (мяч круглый).
Перцептивные действия отношения к эталону выполняются тогда, когда свойства воспринятого предмета не совпадает с известным ребенку эталоном. Они заключаются в выяснении определенных (часто несущественных) свойств предмета и установлении его идентичности к эталону (черный предмет — собака).
Перцептивные действия моделирования дети осуществляют в процессе восприятия объектов с очень сложными свойствами, которые вообще могут быть выяснены не с помощью одного эталона, а с использованием двух и больше их (например, форма одноэтажного дома).
В процессе построения дошкольником моделей определенных предметов в аппликации и их сравнении с другими предметами формируется умение различать сложную форму, а моделирование становится способом анализа формы предмета. Внешние действия по моделированию предметов сложной формы интериоризируются (переходят во внутренний план), и у детей формируется моделирующее действие восприятие.
Представление
о предмете и его свойства возникает
раньше, чем представление о
Таковы основные линии развития восприятия детей дошкольного возраста. Лишь посредствам систематического и целенаправленного обучения в ходе тех видов деятельности, которые максимально отвечают указанным особенностям генезиса перцептивной стороны, возможно достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников.
1.2
Истоки изобразительной деятельности ребенка относятся к раннему детству. К началу дошкольного возраста ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с реальными предметами.
По словам В.С. Мухиной, умение узнавать в рисунке предмет - один из стимулов совершенствования изобразительной деятельности ребенка. Это совершенствование имеет длительную историю. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребенок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых. Рисунок взрослого отображает исключительно те свойства предмета, которые можно воспринять зрительно. Ребенок же использует весь свой опыт. Поэтому среди детских работ наряду с изображениями, соответствующими зрительному восприятию, можно встретить такие, в которых выражается то, что ребенок выясняет, не глядя на предмет, а действуя с ним или ощупывая его.
(Например: Так, нередко дети, ощупав плоскую остроугольную фигуру (например, треугольник), рисуют ее в виде овала с отходящими в стороны коротенькими черточками, которыми они пытаются подчеркнуть остроугольность изображаемого предмета. Такие изображения остроугольных фигур объясняются попытками приспособить для этой цели сложившийся раньше графический образ в виде замкнутой кругообразной линии.)
Развитие рисунка в дошкольном возрасте происходит по трем направлениям:
Аппликация,
как вид изобразительной
Так по ее мнению, основными задачами обучения аппликации являются:
В
ходе первичного эксперимента были использованы
след диагностики:
ЗАБРАМНАЯ С.Д, БОРОВИК О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.
1) Цели исследования. Выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости; зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля.
Информация о работе Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста