Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:51, доклад

Описание работы

Дошкольное детство является сензитивным для развития всех сторон личности ребенка. Однако, акцентируя внимания на определенном возрастном периоде, следует отметить те стороны развития дошкольника, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Таковым является сенсорное воспитание для детей младшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

выступление курсовая.docx

— 28.85 Кб (Скачать)

    Тема: Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией и рисования 

    Дошкольное  детство является сензитивным для развития всех сторон личности ребенка. Однако, акцентируя внимания на определенном возрастном периоде, следует отметить те стороны развития дошкольника, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Таковым является сенсорное воспитание для детей младшего дошкольного возраста.

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его  восприятия и формирование представлений  о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. По словам А.Г. Маклакова, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В период младшего дошкольного возраста ребенок начинает активно познавать окружающий. Чувственный опыт является основным источником познания дошкольника. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

    Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Это, в частности, связано с тем, что сенсорное развитие имеет двойственное значение в развитии личности. С одной стороны, это возможность обеспечить получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – собственно фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

    Анализируя  все имеющиеся  виды деятельности младшего дошкольника в рамках дошкольного  учреждения, важно отметить особую роль изобразительной деятельности, включающей аппликацию и рисование.

    Рисование и аппликация — виды изобразительной  деятельности, основное назначение которой  — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность —  одна из самых интересных для детей  дошкольного возраста: она глубоко  волнует ребенка, вызывает положительные  эмоции. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Они узнают и назовут их в любых предметах.

    Таким образом, первой и основной задачей  изобразительной деятельности в  младшем дошкольном возрасте является развитие восприятие детей, обогащение сенсорного опыта путём выделения формы предметов, их цвета, свойств, а также пространственных отношений.

    В истории дошкольной педагогики и  детской психологии, вопрос о сенсорном  развитии ребенка занимал одно из центральных мест. Видными представителями  дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные комплексы дидактических игр и упражнений по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в ходе изобразительной деятельности, в частности аппликации и рисования.

    Проблемой является планомерная, систематичная организация занятий аппликацией и рисованием в режиме дошкольного учреждения в младших дошкольных группах.

    Решение данной проблемы имеет практическое значение, поскольку является актуальным для современного состояния детских  садов.

    Объект  исследования – сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

    Предмет исследования – формирование сенсорных  способностей детей младшего дошкольного  возраста в процессе изобразительной  деятельности, в частности аппликации и рисования.

    Цель  данного исследования предполагает доказать значимость занятий аппликацией  рисования для развития сенсорных  способностей детей младшего дошкольного  возраста.

    Задачи  исследования:

    1) Провести теоретический анализ  литературы по проблеме развития сенсорных способностей дошкольников

    2) Проанализировать особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста

    3) Провести первичную диагностику  сенсорных способностей детей  младшего дошкольного возраста.

    4) Разработать систему занятий по рисованию и аппликации, направленную на развитие сенсорной сферы ребенка младшего дошкольного возраста

 

    1.1

    Период  дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

    У дошкольников происходит переход от использования предметных образцов, которые являются результатом личного  сенсорного опыта, к использованию  общих сенсорных эталонов — выработанных человечеством представлений (цветов, форм, размеров предметов, их расположение в пространстве, высота звуков).

    (Например, при восприятии  формы эталонами  является представление  о геометрических  фигурах (круг, квадрат,  треугольник и  т.д.), при восприятии  цвета — представление  о семи основных  цветах спектра,  при восприятии  пространства —  представление о  направлениях (слева,  справа, спереди,  сзади), при восприятии  времени — представление  о прошлом, настоящем , будущем (вчера, сегодня, завтра), продолжительность временных периодов (день, сутки, неделя, месяц, время года, год)).

    К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного  возраста можно отнести:

    1) усвоение сенсорных эталонов. Что такое сенсорные эталоны?

    Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов.

    2) усвоение способов восприятия. Выделяют 2 способа восприятия:

  • внешние пробы, к которым относятся такие приемы, как: прикладывание образца к предмету, обведение контура образца и предмета пальцем. Данный способ характерен для детей младшего дошкольного возраста. Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие приемы (наглядно-действенное мышление)
  • зрительное сравнение, когда дети на глаз воспринимают предмет, могут без помощи внешних проб сравнивать, соотносить его с другими предметами. Характерно для детей обладающих высоким уровнем развития восприятия.

    3) усвоение способов обследование предметов, в ходе которого ребенок сначала в процессе ведущей деятельности обследует предмет, выделяя его цвет, форму, размер, части, а затем словесно описывает различные свойства конкретного предмета. 

    Необходимые условия для овладения общепринятыми  эталонами впервые создаются  при продуктивных видах деятельности. Когда перед ребенком ставится задача воспроизвести на рисунке, аппликации, определенный предмет, он старается  сопоставить особенности этого  предмета с особенностями имеющегося материала. Осложнения продуктивных видов  деятельности обусловливает усвоение ребенком новых эталонов, большинство  из которых она овладевает до 4 — 5 лет.

    Усвоение  сенсорных эталонов является одним  из аспектов развития ориентации ребенка  в свойствах предметов. Второй аспект заключается в совершенствовании  действий восприятия (перцептивных действий). На протяжении дошкольного детства формируются три основных вида функций восприятия: идентификация, отношение к эталону и моделирование. Различие между этими действиями обусловливается соотношением между свойствами предметов, которые ребенок воспринимает, и эталонами, с помощью которых эти свойства сказываются.

    Перцептивные действия идентификации (обозначения) выполняют при условии, что свойство воспринятого предмета идеально совпадает с эталоном. Они заключаются в выборе подходящего эталона и установлении их полной идентичности (мяч круглый).

    Перцептивные действия отношения к эталону выполняются тогда, когда свойства воспринятого предмета не совпадает с известным ребенку эталоном. Они заключаются в выяснении определенных (часто несущественных) свойств предмета и установлении его идентичности к эталону (черный предмет — собака).

    Перцептивные действия моделирования дети осуществляют в процессе восприятия объектов с очень сложными свойствами, которые вообще могут быть выяснены не с помощью одного эталона, а с использованием двух и больше их (например, форма одноэтажного дома).

    В процессе построения дошкольником моделей  определенных предметов в аппликации и их сравнении с другими предметами формируется умение различать сложную форму, а моделирование становится способом анализа формы предмета. Внешние действия по моделированию предметов сложной формы интериоризируются (переходят во внутренний план), и у детей формируется моделирующее действие восприятие.

    Представление о предмете и его свойства возникает  раньше, чем представление о пространстве, и является его основой. Дальнейшее развитие ориентации в пространстве состоит в том, что дети начинают различать отношения среди предметов (один предмет за другим, между другими  предметами и т.п.). Только в конце  дошкольного возраста (не у всех детей) формируется представление  о пространстве, что не зависит  от местонахождения ребенка.

    Таковы  основные линии развития восприятия детей дошкольного возраста. Лишь посредствам систематического и  целенаправленного обучения в ходе тех видов деятельности, которые максимально отвечают указанным особенностям генезиса перцептивной стороны, возможно достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников.

 

    1.2

    Истоки  изобразительной деятельности ребенка  относятся к раннему детству. К началу дошкольного возраста ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с реальными предметами.

    По  словам В.С. Мухиной, умение узнавать в рисунке предмет - один из стимулов совершенствования изобразительной деятельности ребенка. Это совершенствование имеет длительную историю. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребенок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых. Рисунок взрослого отображает исключительно те свойства предмета, которые можно воспринять зрительно. Ребенок же использует весь свой опыт. Поэтому среди детских работ наряду с изображениями, соответствующими зрительному восприятию, можно встретить такие, в которых выражается то, что ребенок выясняет, не глядя на предмет, а действуя с ним или ощупывая его.

    (Например: Так, нередко дети, ощупав плоскую остроугольную фигуру (например, треугольник), рисуют ее в виде овала с отходящими в стороны коротенькими черточками, которыми они пытаются подчеркнуть остроугольность изображаемого предмета. Такие изображения остроугольных фигур объясняются попытками приспособить для этой цели сложившийся раньше графический образ в виде замкнутой кругообразной линии.)

    Развитие  рисунка в дошкольном возрасте происходит по трем направлениям:

    • формируется отношение к рисунку как к отображению действительности;
    • развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено;
    • совершенствование интерпретации рисунка, то есть понимание его содержания;

    Аппликация, как вид изобразительной деятельности, имеет особое влияние на развитие сенсорной стоны личности ребенка. Причиной этому, по мнению Косминской В.Б. является тот факт, что обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

    Так по ее мнению, основными задачами обучения аппликации являются:

  • различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
  • знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
  • знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
  • развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
  • составлять изображение предмета из отдельных частей;
  • располагать предметы в сюжетной аппликации.

 

    В ходе первичного эксперимента были использованы след диагностики: 

    ЗАБРАМНАЯ С.Д, БОРОВИК О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического  обследования детей.

1) Цели исследования. Выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости; зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля.

Информация о работе Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста