Развитие речи в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Развитие речи большая и сложная область педагогики. Сложная, так как касается такого сложного явления, как речь человека, развивать речь - значит систематически планомерно работать над содержанием речи, над ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным (орфографическим и пунктуационным) оформлением мыслей и правильным орфоэпическим произношением.
Одна из проблем современной методики развития речи - взаимодействие различных приемов в развитии речи младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
Теоретическая часть
§ 1. Понятие о речи в психологии…………………….………………………5
§ 2. Развитие речи в младшем школьном возрасте…..………………………9
§ 3. Характерные ошибки в письменной и устной речи учащихся младшего школьного возраста……………………………………………….………..15
§ 4. Целенаправленное развитие речи в младшем школьном возрасте…...18
Заключение…………………………………………………………….…………24
Библиографический список……………

Работа содержит 1 файл

курсовик по речи.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

    Формирование  школьников представлений о тексте позволяет обратится ко всем сторонам анализа связной речи : содержательной, структурной, языковой. Опора на теорию текста позволяет выработать у учащихся более направленные и продуктивные умения и навыки составления связных высказываний, что способствует совершенствованию качества письменных работ младших школьников.

    По  мнению Л.Н.Толстова, трудность сочинительства заключается в том, “чтобы, помня  написанное, не повторяться, ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим”. Учащиеся учатся выделять из текста опорные слова, находить среди них самые важные. Такие опорные слова “сцепляют” предложения, присоединяют последующее предложение с предыдущим.

    Главенствующую  роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью  упражнений ученики учатся создавать  текст, речевые произведения. Виды упражнений:

    • выделение опорных слов;
    • работа с деформированным текстом;
    • редактирование текста;
    • творческое изложение;
    • составление цепочек связи;
    • сочинение собственного текста.

    Среди творческих работ особое место отводится  сочинению по данному началу и  опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются  параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы.

    Конечная  цель по речевому развитию учащихся начальных  классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.

    Наблюдения  за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями.

    Хочется поделиться своим опытом организации  работы по формированию связной речи в 1-м классе. Приступая к работе по формированию связной речи, прежде всего, задумываешься над вопросом: “Чему нужно учить ребёнка, чтобы он овладел сложным умением излагать мысль в устной форме”. Основной упор делается на то, чтобы дети усвоили структурные признаки текста и средства межфразовых связей. Дети вполне успешно справляются с усвоением этих понятий. Работу по формированию Умение строить высказывания дети получают в 1-м классе в период обучения грамоте. Основным в этой работе является анализ читаемых текстов, кроме того, необходимы наблюдения над средствами связи между предложениями, задания на выбор. Создание текста учащимися относится к виду речевой деятельности, которая требует от них максимального осознания. Оно может быть достигнуто только после того, как дети овладевают понятием “текст”. Сведения о тексте, которые учащиеся должны усвоить для приобретения навыков его составления в начальных классах – это, главным образом, знания о способах двух предложений. В своей практике я стремлюсь, чтобы учащиеся понимали, что и как нужно делать для того, чтобы создаваемый ими текст отвечал критериям связности и цельности. Практическое ознакомление с признаками текста и способами соединения двух предложений начинаю с анализа текстов азбуки, так как чем меньше по своему объёму текст, тем очевиднее связь предложений, тем ярче видна его структура. Текст даёт образец построения связного высказывания. Очень важно, чтобы учащиеся, прежде всего, усвоили, как получается связное высказывание, каков его механизм. Нужно показать детям, что мысль обычно не укладывается в одно предложение и поэтому переходит из предложения в предложение. Усвоив эту особенность речи, дети будут знать, что не всякое объединение предложений может образовать текст. После формирования понятия о тексте, о теме текста перехожу к практическому знакомству детей со средствами межфразовых связей, так как не достаточное внимание к способам связи двух предложений приводит к тому, что высказывания детей чаще всего представляют собой набор предложений, а не связанное высказывание. Упражнения по обучению соединять два, три, четыре предложения развивают логическое мышление учащихся и формируют необходимые навыки и умения логического построения речи. Упражнения составляют так, чтобы дети овладели умением соединять сначала два, затем три и, наконец, четыре предложения в одно связное элементарное высказывание. Знакомя детей со связью между предложениями в тексте, довожу до сознания то, что в каждом тексте есть слова, которые помогают соединить предложения друг с другом. Для того, чтобы соединить предложения в тексте, можно повторить слово в нескольких предложениях, можно использовать разные слова, называющие один и тот же предмет, но сообщающие что-то новое о нём. Частый повтор одного и того же слова не всегда нужен в тексте. Текст может стать неинтересным.

    Основная  работа по формированию у детей понятия  о структуре текста и способах связи предложений проводится при  знакомстве с изложениями и сочинениями. Результат такой систематической  и целенаправленной работы по формированию умения строить связное высказывание является то, что дети строят свои высказывания не путём проб и ошибок, механически следуя образцовым авторским текстам, а осознанно, выражая законченную мысль, логически развёртывая её, используя средства связей, как лексический повтор, синонимы и т.д.

    С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:

    • подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;
    • подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение из значений;
    • работа над прямым и переносным значением слов;
    • употребление речевых оборотов;
    • работа с пословицами и поговорками;
    • работа со словарём;
    • выполнение различных видов творческих работ;

    Эти задания могут быть комплексными, чтобы помочь ребёнку одновременно видеть, сопоставлять, рассуждать. В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. “ Красна речь поговоркой”.

    Поговорка: 

    • сообщает “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает”
    • обогащает “В чужой беседе, всяк ума купит”
    • воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет”
    • влияет “Слово пуще стрелы разит”
    • помогает “Язык до Киева доведёт”
    • успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”

    Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”

    Особой  популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-поэтическая  миниатюра, шутка в которой умышленно  подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят  “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.

    Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.

    Работа  по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Речь  является одним из обязательных и  незаменимых компонентов общения  людей.

    Развитие  речи у ребенка есть процесс овладения  родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

    Огромное  влияние в данном процессе оказывает  учебная деятельность детей и  воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи детей в младшем школьном возрасте. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:

    1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.

    2. Поднимать уровень развития речи учащихся.

    Развитие  речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому учитель  на всех уроках сообщая новый материал, включает в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая  при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти.

    Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении  конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас слов помогает излагать мысль. Для этого следует давать возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся, на тех, кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что-либо интересное, новое. Таким образом, развитие речи учащихся – одна из важнейших задач деятельности учителя.

Библиографический список 

    1. Блонский  П. Психология младшего школьника. –  М., 1997.
    2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1988.
    3. Возрастная и педагогическая психология. / Под. редакцией Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., 1984.
    4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. – М.,1982.
    5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. – Минск, 1998.
    6. Зеньковский Л. Психология детства. – М., 1996.
    7. Казакова В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. – М., 1989.
    8. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.
    9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1998.
    10. Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1971.
    11. Новоторцева Н.В.  Развитие речи детей. – М., 1995.
    12. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.
    13. Пиаже Ж.  Речь и мышление ребенка. М., 1994.
    14. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985.
    15. Политова И.И. “Развитие речи учашихся начальных классов”. Москва, “Просвещение” 1984 г.

Информация о работе Развитие речи в младшем школьном возрасте